Кыргызстан шокирован президентским проектом Конституции

Вынесенный кыргызским президентом на референдум проект новой Конституции не устраивает оппозицию, политические партии, НПО и провоцирует противостояние в обществе

В Кыргызстане в связи с предстоящим референдумом по вопросу об изменениях в Конституции страны начинается очередной виток политического противостояния.


Президентская команда представила окончательный вариант Конституции, который должен быть вынесен на всенародный референдум для утверждения. Данный вариант отличается от того, который был разработан Конституционным совещанием и ограничивает права не только парламента, политических партий, но и гражданского общества.


Президент Акаев своим указом от 13 января назначил референдум по принятию новой редакции Конституции на 2 февраля. На всенародное голосование выносятся два вопроса: о принятии новой редакции Конституции Кыргызстана, а также о подтверждении легитимности президента Акаева до окончания конституционного срока его избрания в декабре 2005 года.


Акаев сразу начал широкую агитационную кампанию. В ходе своих встреч с различными слоями населения он назвал предстоящий референдум торжеством демократии.


Никогда и нигде в новейшей истории СНГ конституции не писались и не правились на основе консенсуса власти и оппозиции. Кыргызстан всегда был лидером демократии и реформ в СНГ, а теперь мы прочно закрепим это лидерство”, — заявил Акаев.


Между тем подавляющее большинство НПО, политических партий и депутатов называют новый вариант Конституции антидемократическим.


Эдиль Байсалов, президент Коалиции “За демократию и гражданское общество”, заявил о своем категорическом неприятии представленного по результатам работы экспертной группы текста окончательной редакции Конституции.


Налицо попытка подорвать основные конституционные гарантии защиты прав и свобод гражданина, нарушить принцип разделения ветвей власти и абсолютизировать президентские права и полномочия, — подчеркнул Байсалов. — Референдум усугубит политическую ситуацию в стране”.


Лидеры ведущих НПО страны озабочены тем, что в новой редакции Основного закона проведение мирных митингов и шествий разрешается осуществлять лишь с санкции властей, тогда как в ныне действующей Конституции такого ограничения нет.


Известный журналист Рина Приживойт возмущается тем, что в новой редакции вообще не упоминается такое понятие, как свобода печати. Кроме того, в ней заложены ужесточающие меры в отношении СМИ. Например, нельзя собирать, хранить, использовать и распространять конфиденциальную информацию о лице без его согласия, кроме случаев, установленных законом. “Понятно, что суды у нас сочтут конфиденциальной любую информацию о лице из высших эшелонов власти”, — говорит Приживойт.


Центристская партия “Глас народа” в своем Обращении к гражданам Кыргызстана, опубликованном 15 января в газете “Общественный рейтинг”, также указывает на неприемлемые для правового государства конституционные положения нового варианта Основного закона страны.


Лидеры “Гласа народа” встревожены тем, что “отвергается развитие института политических партий в Кыргызстане, их участие в формировании представительных органов”.


Основные претензии общественности сводятся к тому, что новая редакция Конституции направлена на укрепление президентской власти за счет существенного ослабления парламентской власти и других демократических и гражданских институтов.


Роль парламента низведена до консультативного органа посредством вводимого механизма абсолютного вето президента”, — отмечает известный правозащитник Ырысбек Омурзаков. “После принятия нового варианта Конституции о демократии в стране останутся лишь одни воспоминания”, — говорит он.


Лидер оппозиции Адахан Мадумаров обращает внимание на то, что, согласно новой редакции Конституции, в руках президента остаются полномочия по назначению и снятию членов правительства и судов.


Оппозиция возмущена тем, что в новом варианте Конституции предусматривается статус неприкосновенности в отношении не только экс-президента, но и членов его семьи. К тому же члены президентской семьи будут содержаться за счет государства.


Свое несогласие с новым вариантом Конституции выразила и председатель Конституционного суда страны Чолпон Баекова. Она считает, что отныне роль Конституционного суда в обществе будет сильно принижена. Дело в том, что, по новой редакции, лишь четыре института: президент, правительство, парламент и Центризбирком — будут иметь право подавать иски в Конституционный суд, а простые граждане лишены такой возможности. По ныне действующему Основному закону любой гражданин мог обратиться с жалобой в этот высший судебный орган страны.


Новая редакция Конституции повергла в шок подавляющее большинство членов Конституционного совещания. Они считают, что выработанный прошлой осенью Конституционным совещанием вариант Конституции подвергся ревизии президентской командой, изменился до неузнаваемости и тем самым потерял свой демократический смысл.


Как известно, 26 августа 2002 года президент Акаев объявил о проведении в стране конституционной реформы. Для осуществления этой идеи он создал Конституционное совещание, в состав которого вошли представители всех слоев общества, в том числе и оппозиции. Акаев тогда заявлял, что сделал столь решительный шаг в сторону диалога с оппозицией во имя достижения консенсуса в обществе.


Следует отметить, что весь 2002 год в Кыргызстане был ознаменован противостоянием власти с оппозицией и аксыйскими демонстрантами. Аксыйцы требовали наказать виновных в мартовском кровопролитии.


Протесты привели к тому, что Акаев, в руках которого были сосредоточены огромные полномочия, решил поделиться ими с парламентом и правительством путем конституционной реформы.


Смысл конституционной реформы заключался в достижении баланса между президентской, парламентской и исполнительной ветвями власти, в укреплении демократических и гражданских институтов, а также в создании независимых органов судебной системы.


Члены Конституционного совещания решительно протестуют против новой редакции Конституции, обнародованной президентом. “Новая редакция не соответствует тому проекту, который разработало Конституционное совещание”, — отмечается в их заявлении.


Член Конституционного совещания, лидер коммунистов Кыргызстана Абсамат Масалиев назвал предстоящий референдум “конституционным переворотом”, который хотят совершить сторонники президента.


По мнению Масалиева, Акаев специально включил пункт по подтверждению своей легитимности с тем, чтобы после референдума распустить парламент и расправиться со своими оппонентами. “После принятия новой Конституции лишь у президента будет легитимная власть, и, пользуясь этой возможностью, он объявит парламент вне закона”, — подчеркнул Масалиев.


Последние события заставили объединиться лидеров многих политических партий и НПО, которые ранее находились по разные стороны баррикад. Теперь они считают, что необходимо действовать согласованно перед лицом угрозы установления диктатуры.


Они обратились с требованием к президенту отложить на более поздний срок проведение референдума, пока все стороны не придут к консенсусу.


Между тем в ходе своих встреч с общественностью президент Акаев уверяет, что в новом варианте Конституции нашли отражение все предложения и поправки Конституционного совещания. Но при этом он отмечает, что поступило свыше 11 тысяч предложений и замечаний из всех регионов страны, которые не полностью совпадают с мнением Конституционного совещания.


По Конституции живет весь народ, поэтому мы обязаны были выслушать мнение большинства”, — подчеркивает Акаев.


Первый вице-премьер правительства, сопредседатель Конституционного совещания Курманбек Осмонов назвал новый вариант Конституции прогрессивным.


Он обращает внимание оппонентов на то, что в новой редакции основательно укреплены конституционные гарантии прав человека в соответствии с новой национальной идеей “Кыргызстан – страна прав человека”. Он уверен, что после принятия новой Конституции существенно расширятся полномочия парламента, который будет контролировать работу правительства и утверждать судей.


Он выразил свое несогласие с мнением оппозиционных депутатов относительно возможного роспуска парламента после референдума.


Наш президент не раз подчеркивал, что законодатели, исполнительные органы и судьи будут работать до конца своего срока”, — сказал первый вице-президент Осмонов в своем интервью контрибьютору IWPR.


Оппозиция, политические партии, НПО и СМИ выдвигают различные версии происходящего. Большинство полагает, что Акаеву удалось “протащить свою конституцию” благодаря тому, что супердержавы активно поддерживают его политику и оставили без должного внимания демократические институты и ситуацию с правами человека в Кыргызстане.


Член Конституционного совещания, депутат парламента Кубатбек Байболов подчеркивает: “Международные демократические институты не столь активны, как это наблюдалось прежде. К тому же еще США и другие западные страны, которые пропагандировали самые прогрессивные демократические ценности, фактически бросили Центральную Азию на произвол судьбы”, — сказал он в интервью контрибьютору IWPR.


По мнению лидера НПО Эдиля Байсалова, откат кыргызских властей от демократического пути явно начал ощущаться после посещения Бишкека высокопоставленными московскими политиками, которые открыто высказались в поддержку политики президента Акаева.


Правозащитник Ырысбек Омурзаков считает, что внешний фактор, конечно, играет определенную роль, но существенным моментом является и слабость кыргызской оппозиции, раскол в ее рядах, чем и воспользовалась нынешняя власть.


Гражданское общество должно научиться защищать свои права и приоритеты, не надеясь на добрых дядюшек из-за океана”, — заключил он.