Зачем Советник президента России ездил в Казахстан?

Источник: газета \"Начнем с понедельника\"

Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов дал высокую оценку реформам, осуществляемым в Казахстане.


\»Опыт Казахстана заслуживает изучения и распространения в других странах\», — сказал он после встречи с президентом Назарбаевым в Алма-Ате в четверг. И сообщил, что с главой Казахстана у него состоялось \»глубокое, детальное\» обсуждение экономических реформ, которые осуществляет республика. \»Уровень обсуждения был такой, какой не часто бывает на серьезных научных семинарах\».


А. Илларионов подчеркнул, что по возвращении в Россию он будет анализировать то, что делается в Казахстане, так как \»многое делается правильно, приносит свои положительные результаты\». По его мнению, Казахстан развивается очень динамично, о чем свидетельствуют высокие темпы экономического роста, объемы инвестиций, развитие городов. Судя по всему, отметил А. Илларионов, планы Казахстана об увеличении ВВП в 3,5 раза к 2015 году \»имеют все шансы воплотиться в жизнь\».


Он также сообщил, что во время беседы с Н. Назарбаевым в очередной раз была подтверждена важность создания единого экономического пространства как для России, так и для Казахстана. \»Это является стратегической целью для обеих стран\». Основной пакет документов по созданию ЕЭП, подчеркнул А. Илларионов, уже подготовлен. И выразил уверенность, что в сентябре в Ялте президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины подпишут эти документы, о чем они договорились в феврале этого года в Москве.


Вот таково почти дословное изложение сводки Интерфакс-Казахстан о визите советника Владимира Путина. Но из всего этого вовсе не ясно, – а зачем, все-таки, он приезжал?


Надо сказать, что в отличие от советников нашего Президента по экономике (не путать с Ертысбаевым!), также (скажу по секрету) имеющихся, но пользующихся широкой известностью лишь в очень узких кругах, имя Андрея Илларионова еще с Ельцинских времен широко известно далеко за пределами России. Причем внимания светил мировой экономики и финансов он удостоен, вопреки официальному названию своей должности, как фигура… политическая. То есть, Андрей Илларионов, никогда не позволяя себе выходить за рамки экономической проблематики, всегда и везде озвучивает либо полностью альтернативный, либо, скажем так, не совсем совпадающий с правительственным взгляд на экономическую стратегию России. Что и является политикой в чистом виде.


Например, такой голимой политикой была его известная полемика с обладателем реальной административной и экономической власти – Чубайсом по поводу методов реформирования РАО ЕЭС.


Ну, для чего такой советник-экономист-политик нужен Президенту Путину – это более-менее ясно. Хотя бы для того, чтобы не давать слишком много самостоятельности премьеру Касьянову и другим “тяжеловесам”. Но вот какая Большая Политика подвигла его приехать в Казахстан?


Версия о том, что он приехал изучать и перенимать опыт казахстанских экономических реформ, на первый взгляд (для нас – искушенных), выглядит лишь дипломатичным прикрытием иной реальной цели. Россия по численности населения и экономическому потенциалу соотносится с Казахстаном в пропорции примерно 10:1, но если брать по самомнению элиты Садового кольца, то к численной мере превосходства “Старшего брата” можно смело приписать еще нолик, а то и два. И, тем не менее, как это ни кажется невероятным на первый взгляд, российская верхушка на самом деле начинает признавать лидирующую роль Казахстана в реформировании экономики.


Одно личное впечатление на этот счет: пару месяцев назад в Госдуме фракция СПС провела конференцию по казахстанской проблематике, после которой у делегации ДВК состоялся “тесный” разговор в рабочем кабинете Бориса Немцова. Так вот, весьма определенно высказавшись по поводу беларусского “батьки”, бесталанного, по его мнению, и в политике, и в экономике, он четко пояснил, почему не может критиковать Нурсултана Назарбаева. Мы в России, сказал лидер СПС, только мечтаем о жилищно-коммунальной реформе, а у вас она проведена. Пенсионная реформа – то же самое. Реформа энергетики – тоже.


В подтверждение того, что именно опыт наших экономических реформ напрямую заинтересовал кремлевского экономиста, мы можем привести эксклюзивное интервью Андрея Илларионова на “Хабаре”, сделанное в паре с блистательной Татьяной Бендзь. Не заглядывая в бумажку, Советник Путина перечислил буквально все виды казахстанских реформ, дополнив вышеприведенный перечень еще и реформами госслужбы, денежной, передачей стратегических промышленных объектов иностранным инвесторам и прочим.


А особенно подробно (и при том исключительно комплиментарно) он остановился на грамотной, умелой и т.п. финансовой политике Нацбанка. В этом месте телезрителей наверняка слегка озадачило, что похвалы НБ сопровождались длинными (и не слишком понятными) рассуждениями о необходимости снижения издержек не только в сырьедобывающих, но и обрабатывающих отраслях, что, дескать, только и может обеспечить конкурентную способность казахстанской продукции на мировом рынке. Причем, пресловутые издержки упоминались, наверное, раз десять.


Между тем, секрет здесь прост, и он же помогает понять глубинный политический смысл посещения А.Илларионовым Казахстана. Дело в том, что львиная доля казахстанской обрабатывающей промышленности работает отнюдь не на внутренний рынок, а на обработку того же сырья для экспорта. Низкие же издержки в ней, действительно категорически необходимые для внешней рентабельности нашей “состоявшейся рыночной экономики”, поддерживаются не только отсутствием реальной профсоюзной защиты трудящихся, но и искусственным удешевлением по отношению к доллару внутренней валюты – тенге. Что действительно весьма грамотно и умело осуществляет Национальный банк.


Ну, к примеру: хотя курс тенге и повышался (под напором “избыточных” долларов, которые Нацбанк не успевал скупать) все последние месяцы, ныне интересы сырьевиков все же вернули ситуацию к выгодному им “ползучему” удешевлению нацвалюты. В цифрах это выглядит так:


С начала года по конец августа номинальное укрепление тенге к доллару составило 5,61%, однако за август, по сообщению Г. Марченко, тенге уже девальвировал на 0,23%. Причем в этот период Нацбанк выступил уже нетто-продавцом на валютном рынке, в то время как традиционно выступает нетто-покупателем. Глава Нацбанка также сообщил, что за семь месяцев девальвация тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров составила 2,4%. Так, снижение реальной стоимости тенге к евро составило 4,3%, к российскому рублю тенге девальвировал на 5,2%.


Итого, общее наблюдение: Советник российского президента особо расхвалил именно те направления казахстанских реформ, в отношении которых как раз-таки можно сказать “палка о двух концах”. И при этом высокий гость, все встречи которого были заранее расписаны, успел-таки заметить (и поделиться своим наблюдением с массой телезрителей) замечательный особый дух межнациональной консолидации и творческий настрой, царящие в Казахстане.


Вывод: Советник Путина приезжал, конечно, не за опытом экономических реформ, а для политической поддержки нашей власти. Что может быть связано, например, с актуализацией интеграции наших государств в ЕвраЗЭС. А попутно, может быть, он помог Астане планомерно готовиться к первому воскресенью декабря-06.


Но, тоже может быть, этот визит намекает, что у нас грядут досрочные политические события.


Поживем – увидим.


Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.


\»Начнем с понедельника\»,

№ 40, 05.09.03.