Язык до суда доведет

Бывший клиент судится с Народным банком


Очередной читатель “Ана тiлi” собирается подать в суд на отечественных банкиров за унижение государственного языка. Об этом газета сообщает в №35 от 4 сентября.


Как рассказывает корреспонденту газеты поэт Жумаш Кокборi, он зашел в одно из отделений Народного банка, чтобы получить пенсию за инвалидность, и, обнаружив сломанный банкомат, решил поставить в известность сотрудников банка. Увы, в Народном банке не принято общаться на казахском языке. Жумаш Кокборi не получил ответа на свои вопросы, более того, сотрудники банка оскорбили его и унизили за то, что он не говорит по-русски.


“Для меня было потрясением узнать о том, что я в своей стране не могу получить необходимую для себя информацию на родном языке. Делопроизводство в этом банке ведется только на русском языке. Так какому государству принадлежит этот банк?” — задается вопросом бывший клиент Народного банка.


После этого случая Жумаш Кокборi решил отказаться от услуг Народного банка и обратиться в суд.


“Казахский знаю лучше некоторых министров Казахстана”


Сказал в интервью газете “Казак адебиетi” государственный министр Турции Намык Кемал Зейбек.


“Турция должна перейти на президентскую систему правления. При этом эта система должна быть специфичной именно для Турции. Скажем, нельзя воспринимать президентскую систему Соединенных Штатов некой закономерностью. В этом отношении наиболее подходящим образцом я бы назвал казахстанскую систему. Президент назначает премьер-министра. Значит, премьер подотчетен президенту, и, в случае, если он не справится с задачей, будет уставать или возникнет необходимость перевести его на другую должность, то президент назначит премьер-министром другого человека. В Казахстане Президент избирается народом и власть президента достаточно широка… Премьер-министры и министры назначаются из числа опытных специалистов, профессионалов. Им не надо участвовать на выборах, беспокоиться по поводу избирателей или избирательного округа. Поэтому у них больше возможностей максимально использовать свое время на работу”, — считает государственный министр Турции.


В ходе интервью господин Намык Зейбек выразил свое мнение и относительно роли казахстанских акимов и депутатов в обществе.


“Аким – это областная администрация, власть на уровне области. По статусу они даже выше министров. А по протоколу у них равное положение. Тем не менее, я знаю, что многие министры не прочь пойти в акимы. В Казахстане акимы как президенты областного масштаба. То есть у них имеется и власть, и влияние. По сути именно в акиматах регулируют, обеспечивают и решают все проблемы и нужды народа. В Астане в кабинете министров не встретишь представителей маслихата или избирателей. Депутаты — народные избранники (их большая часть), избираются народом. Они представители округа или региона в Астане, откуда были избраны. Поэтому депутаты весьма внимательно и аккуратно относятся к функции законодателя. Потому что это их основная работа”, — отмечает г-н Зейбек.


Говоря о качестве образования в Казахстане, Намык Кемал Зейбек подчеркнул, что казахстанские студенты наиболее сильны в математике, физике и химии, биологии. Однако экономика и гуманитарные науки в республике плохо развиты. Причина, конечно, в коммунистической идеологии, считает он. Ведь тогда страна жила по законам плановой экономики, а в гуманитарной отрасли господствовали идеи марксизма-ленинизма.


“Но, что интересно, в Казахстане у молодых огромное желание учиться. И это очень радует. Родители готовы выложить последние деньги за их обучение. Но в Казахстане высшее образование еще полностью не сформировалось. Поэтому надеемся, что в скором времени рынок сам вытеснит вузы с низким уровнем и со слабой базой. Тогда образование в республике поднимется на должный уровень”, — считает министр Турции.


Психологи идут в школы…


С нынешнего учебного года в средних школах будут работать психологи. Специалисты, обеспокоенные увеличением психических заболеваний среди детей, пришли именно к такому решению.


“По официальным данным, на сегодняшний день в Казахстане в психиатрических организациях на учете состоит 300 тысяч человек. Это говорит о том, что в среднем по республике на 100 тысяч человек приходится 58,3 больных с психическими отклонениями”, — сообщает газета “Казахстан-Заман” (№36 от 05.09.03.).


По мнению специалистов, в последние годы количество психически больных людей увеличилось в связи с распространением депрессии среди населения.


“Сегодня многие люди вынуждены работать в нескольких местах, чтобы больше зарабатывать или, скажем, много работать, чтобы не потерять свое рабочее место. При этом у них еще полно домашних забот, особенно у женщин. Они должны успевать и по хозяйству, и о родных позаботиться. Все это, естественно, имеет свое отрицательное влияние на нервную систему. Человек может и не заметить начальные признаки данного недуга. Как правило, к врачу они обращаются, когда болезнь обостряется. А на восстановление здоровья уходит от трех до шести месяцев. Кроме того, многие женщины поступают в больницы с диагнозом психоз после родов. Что касается психических заболеваний среди детей, то это связано с гормональными изменениями в организме у ребенка. Поэтому родители особенно внимательно должны относиться к своим чадам именно в этот период. Сейчас у нас, можно сказать, изобилие информации, и каждый по-своему воспринимает и осваивает ее. Но дети не могут воспринимать ее дозированно. Раньше мы и понятия не имели о 15 и более каналах телевидения. Нынче детей от телевизоров и компьютеров не оттащим. А там крутят агрессивные боевики, пропагандируют насилие. Дети не могут делать выводы по фильмам, предназначенным для взрослой аудитории. Они, скорее, захотят подражать героям фильма. По некоторым данным, в нашей стране каждый 14 ребенок до 15 лет страдает психическим расстройством нервной системы. Ежегодно 11 тысяч детей регистрируются в связи с психическими отклонениями. И все потому, что родители вовремя не уделяют внимания своим детям, упускают из вида переходный возраст своих детей. Именно поэтому, с этого учебного года во многих школах будут работать психологи”, — говорит заместитель главного врача городского психиатрического лечебного центра Кайныш Кошкимбаева.


То ли еще будет, ой-ой-ой?


В новом учебном году за школьные парты сели 255 тысяч детей. Увы, первый шаг в стены гранита знаний у малышни оказался весьма нелегким. Не везет нашему государству на министров образования. Бывший статистик, счетный министр Жаксыбек Кулекеев, назначенный недавно на данный пост, не успевает держаться за вожжи нового министерства. Оно и понятно, ведь когда он сел в это кресло, в стране вовсю шла эйфория по поводу 1 сентября, — пишет журналист Калбай Адил в газете “Казак елi” (№25-26, август). — В связи с увеличением пенсий и зарплат, “торговые точки” резко повысили цены на школьные принадлежности. Кто знает, как бы поступили нынешние первоклашки, если бы понимали, во сколько их родителям обошлись сборы своих чад в школы. В этом году новые учебники первоклассников оцениваются в среднем на 300 тенге. Школьная форма на базаре стоит 6000 тенге. Тонкая тетрадь – 12, а общая тетрадь – 100 тенге. Стоимость альбомов для рисования колеблется от 65 до 180 тенге. Принадлежности для черчения – 870 тенге, фломастер – 240, акварельные краски – 230 тенге. При этом, я даже не хочу останавливаться на затратах для средней и старшей группы школьников. Скажу только, для комплектации первоклассника в этом году в среднем каждая семья потратит по 20 тысяч тенге. Самый дешевый показатель на уровне 14 тысяч тенге. Но, разве наши казахи поскупятся на своего ребенка, который первый раз идет в первый класс? Помнится, певица Гуля Тулегенова как-то рассказывала, что она потратила 400 долларов США, чтобы собрать сына-восьмиклассника в школу.


Конечно, я не говорю о состоятельной части населения, я имею в виду среднестатистическую семью, проживающую в ауле. Я лично видел детей, которые не пошли в школу за неимением приличной обуви. А некоторые дети вынуждены отказаться от школьных занятий в связи с тем, что родители не в состоянии сделать различные взносы, которые охотно собирают так называемые родительские комитеты”, — сообщает журналист, в надежде, что новый министр образования и науки “возьмет на карандаш” обнародованные им факты.