Коррупцию надо искоренять, спонсируя акиматы:

«Кто нынче мечется по партиям и блокам?..»


Во всех газетах упомянуто о гражданском форуме, инициированном главой государства. Главный редактор «Столичной жизни» считает, что «президент перевел на форсаж все движение НПО, дал им рычаг влияния на власть. Понятно, что в прежней своей «автономии» НПО не имели этого рычага. И, значит, своей главной функции эти общественные организации не выполняли. Растущая активность НПО, их реальный вес в обществе, прочный авторитет — прямой удар по табуретке, на какой стоят наши известные «патриоты наоборот», которым каждый государственный успех — как ножичек под ребро». «Но тех, кто нынче мечется по партиям и блокам в поисках пожизненной холявы, — таких, надеюсь, не увидим в казахстанских НПО. Туда для государственного дела должны собраться те, кто не ждут справедливости и чудес исключительно от одного человека». Странно видеть такое предвзятое отношение главреда «СЖ» к партиям вообще, тем более, что их не так уж много осталось после введения пресловутой нормы о 50 тысячах. В общем, непонятно, кого и в чем хотел упрекнуть О.Квятковский: «акжоловцев», «отановцев», «гражданцев», «патриотов», коммунистов или аграриев? По крайней мере, других у нас пока вроде бы нет: Если не считать за состоявшуюся партию некое новорожденное движение, которое, как уверяет молва, сильнее всех остальных, потому как вместе. Вот только в каком?


«Мегаполис» опубликовал интервью с Карлом Бернстайном, который вместе с Бобом Вудвордом первым дал материал в «Вашингтон Пост» об Уотергейте. Лауреат Пулитцеровской премии и практически всех возможных наград США в области журналистики, по словам автора интервью Сергея Козлова, за прошедшие годы «не просто изменился — он, скорее всего, уже не видит смысла что-либо менять вокруг». Рассуждая о том, возможен ли был бы сейчас Уотергейт, известный журналист посчитал, что вряд ли: «:Америка изменилась. Изменилось и отношение к журналистике, и к президентам тоже. Кроме того, Белый дом стал вести себя с прессой более изощренно и тоньше: Так что журналистику, во всяком случае американскую, можно похвалить хотя бы за то, что она хоть в какой-то степени заставила даже президентов считаться с общественным мнением. — Или научила более искусно манипулировать им?.. — И это есть, да, есть. Вы правы. И тогда, и сегодня есть, и всегда будут и продажные политики, и продажные журналисты, готовые подыграть политикам именно в манипулировании общественным мнением. Есть пресса откровенно желтая, а есть завуалировано желтая, продажная и лживая, но в респектабельном обличье. Я думаю, это не только в Америке есть, у вас в стране, наверное, тоже? — Сколько угодно, сэр. Чем мы хуже Америки?« И все-таки, несмотря на то, что К.Бернстайн говорил о своей мечте — чтобы Америка оставалась флагманом демократии во всем мире, — впечатление от интервью, что мэтр разочаровался во многих своих прежних взглядах.


Главной темой издания стала тема коррупции в системе подбора кадров. Оттолкнувшись от факта хищения бюджетных средств в Казначействе республики, издание начинает анализировать причины подобных явлений, которых и в прежние времена было немало, но всплывать и становиться достоянием широкой общественности они стали только сейчас. И причина, по мнению автора, банальна: «Помнится, как в 1999 году в связи с вопросом об особенностях действующей в Казахстане власти банкир Г.Марченко, выступавший по телевидению по случаю введения свободного курса тенге по отношению к доллару, в сердцах заявил: «У нас за бешбармаком спокойно можно узнать, кто какую должность и за какие деньги купил». В общем, смысл статьи в том, что нужно искать и искоренять не проявления коррупции, а ее причины.


Издание продолжает раскручивать «узбекскую» тему. Материалы «Узбекистан показывает характер» и «Узбек — наш старший брат» дают анализ проблем, то и дело возникающих в казахстанско-узбекских отношениях.


Благотворительность для местных органов власти


Ударить по коррупции созданием специальных благотворительных фондов, которые должны будут помогать акиматам различных уровней, — такую инициативу, по словам «КП — Казахстан», предложил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. «Министр предлагает открыть для акиматов в органах казначейства благотворительные и спонсорские счета. Якобы тогда процесс получения денежной помощи сразу станет прозрачным и для общественности, и для контролирующих органов». Вот только больно свежи в памяти предания о том, как исчезали из этого самого казначейства многомиллионные суммы в неизвестном направлении:


«Стипендии от оппозиции» Мадел Исмаилов не получает


Некоторые издания заинтересовались, на что живут оппозиционные деятели Казахстана.


«МК в Казахстане» сообщил об итоге процесса над Амиржаном Косановым под заголовком: «Косанов рад, что его не посадили», хотя в процессе интервью один из лидеров РНПК свою радость по поводу приговора вроде не изъявлял: «Я свою вину не признаю. Хотя понимаю, что приговор мог быть намного жестче, вплоть до тюремного заключения. Такую лояльность судебного решения я объясняю, во-первых, четкой аргументацией в пользу моей невиновности, а во-вторых, вниманием к процессу международных организаций и иностранных посольств. Но повторюсь, что обвинение надумано, и сейчас мои адвокаты готовят кассацию в вышестоящие инстанции. — Решением суда недовольны не только вы, но и та часть населения, которая считает, что ваше место за решеткой. Логика простая: Косанов — человек Кажегельдина: — За решеткой меня хотят видеть не рядовые сограждане, а те, кто живет в комфортных условиях, кому народовластие не нужно. Для кого демократия — это отлучение от хлебного места. — Ваша партия не прошла перерегистрацию, а потому — вне закона. Ваш центр «Реформа», из-за которого и возникло нынешнее судебное дело, тоже никаких средств к существованию не дает уже полтора года. На что же вы живете? — Лично я сотрудничаю с несколькими изданиями. И пока не бедствую. — А какие это издания? — Не буду говорить, чтобы у них не возникло проблем. А моей фамилии вы нигде не найдете, потому что я печатаюсь под псевдонимом». Обсуждение в парламенте проекта закона о легализации имущества стало еще одной темой, поднятой на страницах издания.


В «СЖ» также опубликовано интервью с Маделом Исмаиловым, которого редакция представила как диссидента, одну из ярких фигур в «протестном электорате». Слово «оппозиция» в газете является, по-видимому, ругательным. Мадел Исмаилов сообщил, что сейчас подрабатывает на жизнь ремонтом квартир. «Вам не пытались в оппозиции стипендию назначить, отдельно заплатить за это и за то? — Никогда. Я себя так поставил, что поняли: Исмаилова прикупить невозможно. — Говорят, что сейчас оппозиция — хоть и рискованный, но заманчивый и вполне рентабельный бизнес. Не жалеете, что не вписались в процесс? — Я вообще ни о чем не жалею, ни в чем никому не завидую. Я свою жизнь по-своему прожил, в подсказках не нуждался:» На вопрос, чем занимается сейчас рабочее движение, интервьюируемый ответил: «Союз рабочих и безработных южной столицы занимается изучением ситуации на проспекте Сейфуллина, где находится неофициальная биржа труда. Сколько людей там бывает, кто именно, с каким образованием? Хотим не только вывести какой-то средний показатель: Хотим создать профсоюз безработных:»


Мандатов могло быть и больше, считает «Ак жол»


«Время» пишет о заявлении лидеров партии «Ак жол» о том, что выборы депутатов в маслихаты всех уровней были сфальсифицированы. Но, «несмотря на сопротивление властей, из 800 кандидатов «Ак жола» 140 прошли в депутаты. Если бы выборы были честными, заявил Байменов, количество депутатских мандатов у партии было бы в два-три раза больше». Карагандинский собкор издания сообщает, что на выборах в облмаслихат здесь было также зарегистрировано множество нарушений. Нашлись даже свидетели, которые подтвердили это: «Накануне дня голосования на шахте имени Кузембаева шахтеров собрали начальники участков и велели ехать голосовать, а не то — увольнение». Проходчик этой шахты Игорь Зоц рассказал, что группа, с которой ехал он, проголосовала аж на четырех участках, в списках избирателей шахтеры при этом не расписывались — так им было приказано.