Продовольственная безопасность Казахстана – под угрозой

На Украине в ближайшее время ожидается повышение цен на хлеб на 20-30%, сообщили агентству «Интерфакс-Украина» представители хлебопекарных предприятий. По их данным, большинство региональных органов власти согласились с необходимостью повышения цен на хлеб из-за значительного подорожания продовольственного зерна.


О повышении цен на хлеб уже официально объявили ряд регионов, в частности, Киев, Львовская, Харьковская, Сумская области. Рост цен на продовольственное зерно эксперты связывают с неурожаем и повышением его стоимости в странах-поставщиках — России и Казахстане.


По словам министра сельского хозяйства Казахстана Ахметжана Есимова, в этом году собран очень хороший урожай. Однако спрос на казахстанскую пшеницу велик в связи с неурожаем на Украине и России. Поэтому тонна зерна стоит около 125 долларов. Только странам СНГ Казахстан намерен продать примерно 5 миллионов тонн. Всего же республика экспортирует свое зерно в 39 стран, среди них Узбекистан, США, Молдова, Израиль и Судан. Главное, по мнению Ахметжана Есимова, предотвратить неконтролируемый вывоз пшеницы за рубеж. Ситуация достигла такого уровня, что правительство республики было вынуждено принимать меры по удержанию ситуации под контролем и обеспечению продовольственной безопасности страны. Президент страны Нурсултан Назарбаев принял решение об увеличении коммерческого закупа зерна.


Насколько будет эффективна эта мера — покажет время, ибо в погоне за быстрыми деньгами наши коммерсанты и даже акимы областей пускаются во все тяжкие.


О реальности угрозы продовольственной безопасности можно судить по тревожным высказываниям министра сельского хозяйства А.Есимова, который обычно при любых сложных ситуациях давал оптимистические прогнозы. Министр отметил, что некоторые сельхозтоваропроизводители отказываются поставлять зерно государству и “идут на сомнительные аферы”. Причем, “некоторые акимы различных уровней стали этому прямо способствовать”. “Создается впечатление, что они вместо проведения государственной политики не прочь заняться собственным бизнесом”, — отметил А. Есимов. “Это нельзя назвать государственным подходом, если мы вырастили богатый урожай и в результате останемся без хлеба”, — подчеркнул он.


И все же, похоже, министр не знает, как разрешить ситуацию. Правительство повысило цену за тонну зерна до 120-125 долларов, однако коммерсанты из России, Молдовы, Украины и стран Балтии дают больше, поэтому производители стараются лучше продать зерно за рубеж, чем сдать в закрома родины.


Выполняя поручение президента РК, “Продкорпорация” планирует приобрести у сельчан в общей сложности 2 миллиона 368 тысяч тонн зерна. Из общего объема 368 тысяч тонн будет направлено в госрезерв, а до 1 миллиона планируется заложить на хранение и использовать в качестве стабилизационного фонда.


О неэффективности принимаемых правительством мер можно судить по недавнему опыту, когда Астана стремилась снизить цены на овощи и фрукты, стараясь наладить прямые поставки из южных регионов. Была проведена рекламная акция, караван прибыл в столицу, однако цены остались прежними — рыночными. Если вспомнить нашумевшее дело о том, как разворовывались нефтепродукты из госматрезерва, то поневоле приходится сомневаться – что останется в закромах?


По данным специалистов, зерновой державой может считаться страна, где производят в год не менее 1000 килограммов зерновых на человека. Тогда полностью удовлетворяются потребности продовольственного рынка и животноводства, а экспорт становится прибыльным. Похоже, этим стандартам Казахстан пока не соответствует. Например, страна собрала рекордный урожай зерна по советско-казахстанским меркам — миллиард пудов. На 15 миллионов населения – это как раз выходит по тонне. Значит, вывоз зерна, тем более неконтролируемый, очень опасен и может привести к угрозе продовольственной безопасности.


Но в любом случае в выигрыше останутся посредники, а реальные производители зерна будут, как и прежде, существовать на грани выживания. Ведь такой экспорт не поддерживает сельхозработника, львиная часть прибыли останется в руках перекупщиков, которые владеют элеваторами, торговыми базами, имеют оборотные капиталы. Аграрным спекулянтам выгоден как большой объем экспорта, так и большой объем импорта. В каком бы направлении ни двигалось зерно, доходы достанутся аграрным дельцам. Чем длиннее путь от поля до прилавка, тем больше «накруток», тем больше посредников сможет кормиться от трудов крестьянина.


Все же, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством, есть опасения, что в Казахстане возрастут цены на хлеб. А весной будет ясно, насколько верны цифры собранного урожая, у аналитиков, опять же, есть опасения, что официальная отчетность об урожае зерновых завышена. От этого и будет зависеть, как будут расти цены, медленно или же резко взлетят вверх.


Вот последние данные, приведенные в депутатском запросе мажилисмена Владислава Косарева на имя премьер-министра Казахстана: “На внутреннем рынке наблюдается резкий подъем цен на хлебобулочные изделия. В ряде мест уже были скачки в ценах, достигающих 32-35 тенге за стандартную (750 гр.) буханку печеного хлеба. Отдельные местные исполнительные органы используют внутренние экономические и административные ресурсы для предотвращения роста цен на хлеб. Однако, стройной системы, способной предотвратить рост цен на основной продукт питания, пока не сложилось.


Цены на муку с 16-18 тенге в мае т.г. повысились до 31-38 тенге. Это ведет к росту цен не только на хлеб, но и на макароны и крупы, не связанные с ценой на муку. Рис стал выше 85 тенге, гречневая крупа — 120, фасоль — 85 тенге за килограмм. Рост цен на хлеб повсеместно волнует население и приобретает политический смысл, подвергая сомнению заботу органов власти о благосостоянии населения”.