Явление капитализма народу

Безусловные хиты обращения – просьба отменить выплату субъектами малого бизнеса пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. То ли это оскал капитализма, кошмар из промарксистких учебников, то ли обворожительная улыбка нового поколения предпринимателей?..

Легализация экспроприации


Казахстан – состоявшееся капиталистическое государство. В канун 12-летнего юбилея независимости это подтвердили и косвенно признали практически все: и президент, и предприниматели, и чиновники. У всех свои аргументы, своя логика и свои предложения по дальнейшему развитию прогрессивного (относительно феодализма и рабства) социально-экономического строя.


Что такое революция? Коренные и краткосрочные преобразования в жизни общества. Когда таковая считается завершенной? Когда передел собственности узаконен и никем не оспаривается. Поздравляю вас – мы приехали: президент страны считает необходимым провести легализацию собственности в стране, которая таким образом должна завершить легализацию капитала двухлетней давности. Несколько цитат из выступления в Шымкенте:


«Так сложилось, что кто-то скрывает свою собственность, записывает на кого-то дома. Но все имущество должно быть в рыночном обороте. Посмотрите, сколько построено двухэтажных домов в стране. Мы легализуем имущество, и никто не будет спрашивать, откуда на них брались деньги«.


Логика такого шага навстречу прячущимся кандидатам в миллионеры очевидна. Согласно официальной статистике, в стране находится более 3,5 млн. объектов недвижимого имущества, и права на 1 млн. до сих пор не оформлены в установленном законодательством порядке. Неудобно – официально потому, что возникают постоянные проблемы с налогообложением. Неофициально еще и потому, что «нелегальные» объекты зачастую являются предметом спора и конфликтов различных групп – стало быть, можно раз и навсегда решить проблему этой части внутренних споров. По словам президента, не представляет труда установить реальных хозяев записанных на подставных лиц домов (прецеденты имеются), но этого пока никто не делает – исключительно из миролюбивых соображений. Очевидно, власть сознает, что именно в области собственности и постоянном стремлении к ее переделу заключен значительный разрушительный потенциал, оттого и стремление свести его к нулю посредством легализации.


Реакция парламентариев на предложение легализации крайне забавна. Первоначальный негативный отклик сразу же трансформировался в сдержанно-согласительное «еще не все дорешено». В смысле, еще «не были использованы все имеющиеся административные ресурсы в сфере учета и регистрации недвижимого имущества, находящегося на территории РК». Потому время терпит, но недолго – вопрос о легализации следует, по настоянию правительства, внесшего соответствующий законопроект, решить непременно в течение этой сессии. Стало быть, примерно летом следующего года можно наблюдать повтор уникальной акции «Легализация экспроприации».


Сомнений в том, что таковая состоится, нет. Просто потому, что уже очевидно: войны за огромные паи госсобственности окончены, пора зафиксировать текущее положение с тем, чтобы привнести хотя бы толику мира в постоянные конфликты между претендентами на спорные осколки и начать игру по новым правилам. Легализация – чудо, позволяющее успокоить нервничающих собственников, готовых бороться с кем угодно, в том числе и с верховной властью, за сохранение имущества. Так почему бы его не сотворить, сэкономив время, деньги и избежав ненужных конфликтов? Пора перестать стесняться нажитого и открыто показать, что у кого есть в Казахстане. Опять же, это и будет своеобразным признанием того, что мы давно уже не социалистическое государство с претензией на равенство, капитализм в стране состоялся. Или, по официальной версии, высказанной президентом на Гражданском форуме, завершением 12-летнего цикла жизни суверенного государства, за который «в Казахстане произошли разительные перемены… огромные исторические события, которые определили будущее Казахстана».


Манифест капиталистической партии


Казахстану есть чем гордиться. В стране наконец-то созрела новая порода капиталистов низшего уровня, завоевавших себе место под солнцем без помощи, а зачастую и вопреки чиновничьей опеке. Предприниматели размножились, осознали необходимость консолидации и накопили портфель собственных экономических требований, плавно перетекающих в социальный манифест нового класса. Краткая формула такова: «Включить везде зеленый свет, беременных — за борт и — полный вперед!»


Президентский мораторий оказался ключевым моментом в становлении капиталистов новой формации в Казахстане. Это не олигархи, что успели прибрать к рукам крупные предприятия и целые отрасли, и не госчиновники, что воплощают мечту о феодальной вотчине в отдельно взятом акимате. Люди, которые собственной предприимчивостью, смекалкой и некоторым пренебрежением к таким условностям, как мораль и этика, смогли-таки за прошедшие годы сколотить себе более-менее сносный капитал и теперь жаждут продолжения. Президентский мораторий оказался ключевым моментом – он действительно «развратил» предпринимателей, как это заметили в министерстве индустрии при подведении итогов 9-месячной задержки в государственной атаке на бизнесменов.


Итоги моратория сегодня активно обсуждаются. С одной стороны – однозначные плюсы. Рост числа малых предприятий, сохранение прежнего уровня налоговых поступлений и укрепление любви бизнесменов к проверяющим органам, которых, как и ближайших родственников, любишь тем больше, чем они дальше.


Но есть и минусы. Рост числа предприятий малого и среднего бизнеса – не более, чем финт, позволенный спецификой казахстанского законодательства. Мало того, что существует возможность создания фиктивных предприятий с целью уклонения от налогов, так еще и, оказывается, вовсе не обязательно закрывать вывеску, которая вдруг разонравилась. Можно открывать одно ЧП за другим, не заботясь о закрытии прежнего, и двигаться дальше. Статистика будет только счастлива, ведь число официально зарегистрированных субъектов малого бизнеса на бумаге растет, и это главное! Пусть толку от этого не так уж много, но это вторично… Еще один недостаток моратория, по словам Джаксыбекова, министра индустрии, — мораторий привел к снижению поступлений акцизных сборов и росту теневого оборота в сфере подакцизной продукции, что не может не огорчать государственный бюджет.


Похоже, что на каждый аргумент «за» найдется и достойный «против». Бесспорно только одно – число проверок резко сократилось едва ли не вдвое, и малый бизнес страны задышал чуть свободнее. Даже генпрокуратура одобрительно отозвалась по этому моменту. Естественно, кому не захочется продолжения? И предприниматели южной столицы уже выразили желание вполне конкретно – обращением к премьер-министру страны. Перечень требований достаточно разнообразен и конкретен – кто лучше наших бизнесменов, потративших годы на обход углов законодательства, знает, что надо изменить? Но самое интересное в этом обращении — целый пакет социальных требований, который назвать иначе, как манифестом молодого капиталиста, нельзя.


Безусловные хиты обращения – просьба отменить выплату субъектами малого бизнеса пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. То ли это оскал капитализма, кошмар из промарксистких учебников, то ли обворожительная улыбка нового поколения предпринимателей?


«В «процветающей» Америке рабочие были вынуждены трудиться по 10-15 часов в день и жить в трущобах… На некоторых предприятиях рабочие вообще не имели дней отдыха… Здесь была сильна группа революционных социалистов, которые создали лигу борьбы за 8-часовой рабочий день». Яковлев А.П. Власть монополий. М . 1986. с. 486.


«Фермеру стало выгодней не иметь постоянного работника, а нанимать его по мере надобности… к тому же он существенно экономил за счет питания». Поулсен Ч. Английские бунтари. М., 1987. с 202.


На этом фоне даже желание отменить перенос праздничных дней с выходных на рабочие дни недели выглядит шалостью – подумаешь, ребята хотят, чтоб их рабочие вкалывали как можно больше на благо страны и отдельно взятого капиталистического кармашка. Намерение отменить социальные выплаты сегодня выглядит иронично – его наверняка предъявляют те люди, которые некогда, в конце 80-х, пропускали уроки в школе и прошли мимо прописных истин развития стадий капитализма и цитат классиков коммунистического жанра. Отчасти, это хорошо – бизнес свободен от устаревших клише. Отчасти, плохо – потому что знать уроки прошлого не лишне… Неужто переход к ценностям прозападной цивилизации, провозглашенный реформаторами в начале 90-х, лежит через краткое повторение позабытых уроков: урезание социальных пакетов, забастовки, появление «новой» старой силы – профсоюзов – и борьба с монополиями?..


Как бы то ни было, очевидно, что рыночные реформы 90-х можно и нужно признать завершенными и состоявшимися. Капитализм победил окончательно и бесповоротно – у нас есть не только наследники советского бюрократизма, сумевшие обогатиться на приватизации и госсобствнености, но и вырос новый класс, который с точностью повторяет все требования своих предшественников из истории. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос. Но вот то, что капитализм наконец-то победил, – факт. Ура, товарищи!