Патриотизм – это надолго, а голый патриотизм?

Впечатления с седьмого пленума Партии патриотов Казахстана

Внеочередной пленум патриотов проходил в актовом зале “Казмеханобра”, генеральный директор которого, между прочим, состоит в рядах партии. Подсчитать собравшихся удалось приблизительно, так как организаторы составляли список делегатов по ходу встречи. Надо признать, 60-80 патриотов трудно ассоциируются с прицепившимся к ППК ярлыком как “партия одного человека”. Наверное, журналистам было неожиданно увидеть, что в ней есть известные персоны, например, юрист Алла Рыжкова (адвокат М.Аблязова и, по характеристике газеты “Караван”, — “один из популярнейших у олигархов юрисконсульт”), ученый Виктор Инюшин (по личным наблюдениям, частый герой публикаций акжоловской “Эпохи”), председатель Союза художников Казахстана Еркен Мергенов.


С 10 до 14.30 без перерыва, что, наверное, под силу только самым ярым патриотам, обсуждалось сразу несколько тем. По регламенту — итоги прошедших выборов, подготовка к парламентским, законопроект о выборах, по усмотрению делегатов – о наболевшем.


Гани Касымов сделал доклад, в котором подробно расписал задачи и тактику действий ППК. Он заявил, что “партия состоялась”, и теперь ее нужно “качественно укреплять”. Генерал поручил руководителям филиалов продолжать прием в партию, однако делать это “вдумчиво, системно”, не “форсируя искусственный авторитет”. Сейчас в рядах патриотов, по словам лидера, 130 тысяч человек.


Г.Касымов высказался за альянсы с другими партиями и упомянул совместную акцию с коммунистами и акжоловцами. Вот такая акция, “а шум на всю страну”. В то же время он отметил, что “интересы партии превыше всего” и “ни в какое подчинение никакой партии” патриоты не пойдут. Эти слова явно понравились дружно зааплодировавшим партийцам. Отмечая достижения, генерал язвительно заметил, что “некоторые партии еще не родились”, когда патриоты “бились за недопущение ввоза в страну радиоактивных отходов” и другие озвученные кем-то инициативы. Надо полагать, что это “шпилька” в адрес “Ак жола”.


Планы у руководителя ППК самые амбициозные. В будущее, как близкое, так и далекое, он смотрит не просто с оптимизмом, а очень оптимистично. Своих коллег по партийной борьбе Г.Касымов призвал работать безошибочно, чтобы хватило “на сто лет”. Более того, “наша партия рассчитана на тысячелетия”, — с пылом сказал он. Кстати, несмотря на то, что из 300 кандидатов от ППК на недавних выборах результативно их “горнило” прошли всего 27, это только взбодрило главного патриота. Чего, судя по всему, не скажешь о рядовых членах партии. В своих выступлениях они как бы возвращали сидевших в президиуме в жестокую реальность, например, рассказывая, как хромает “партийная дисциплина”. Один из делегатов пожаловался, что руководитель их филиала из тридцати дней на работе появлялся только дважды. Впрочем, обвинить Гани Касымова в отстраненности от партийных дел трудно. В докладе, предварявшем остальные выступления, он пригрозил принять кардинальные меры к отбившимся от партийного порядка.


Сложилось впечатление, что у патриотов, как минимум, две серьезные и взаимосвязанные проблемы, которые надо решать в первую очередь. Первое – это деньги, вернее, их отсутствие. А на голом патриотизме в парламент не въедешь. Патриоты не могут похвастаться не только спонсорским изобилием, но и регулярным сбором партийных взносов. Поэтому Г.Касымов поручил руководителям филиалов поработать над привлечением политмеценатов и сбором годовых взносов. По его словам, последние составляют от 150 тенге и выше в месяц. Второе. Имидж ППК как “партии одного человека” износился и более того, теперь даже вредит. На имени одного генерала легко было привлекать в партию поначалу, пока были свежи впечатления о президентских выборах. Сейчас, когда конкуренты усилили борьбу за электорат, одна, пусть и известная, личность физически не в состоянии вытянуть партийную махину. У других же патриотов проблемы с паблисити, напрямую связанной с партийной деятельностью. У ППК, в отличие от “Ак жола”, “Отана”, коммунистов, ДВК, нет своих СМИ, а появление членов партии в республиканской прессе не ассоциируется с их партийной принадлежностью. Делегат из Атырау сказала, что в этом регионе Партию патриотов практически не знают. А вот об акжоловцах, привела она пример, после посещения города “писали газеты, показывало телевидение”. И хотя в решение пленума ППК был включен пункт о создании печатного органа, туда опять же закралась “денежная” оговорка. Возможно, если руководство партии не решит свои материальные и имиджевые вопросы, под сомнением окажутся не только планы на выборы, но и существование партии. В любом случае об этом можно будет судить и на съезде, который намечен на начало следующего года — когда будет ясно, с каким законом страна пойдет к парламентским выборам.