КИМЭП в трех словах

Стоит ли такое образование затраченных денег? Самые жирные плюсы КИМЭПа оспариваются в первые же 12 месяцев “постучебной” практики…

Разрешите обратиться к выпускникам средних образовательных учреждений и задать им нескромный вопрос. Что бы вы стали делать, будь у вас в кармане примерно 3 тысячи американских денег? Свободных денег.


“Глупый вопрос! Это же сумма, которая нужна мне на приобретение давно желанных и необходимых вещей!” — воскликнут те респонденты, коих обычно принято называть большинством.


“Добавлю еще и стану водителем автомобиля”, — погрузятся в банальные мечты вторые.


“Можно совершить кругосветный круиз, правда, в одиночестве, – задумчиво протянут оригиналы, — на худой конец, сойдет Турция или Эмираты”.


Как видно, выбор касается вещей сугубо материальных, так или иначе связанных с шопингами (в различных пределах) или развлечениями. Оно и понятно – как 3 “куска зеленых” пришли, так и ушли. Спорить не будем.


Однако человеческая история имеет немало наглядных подтверждений тому, что в качестве наиболее выгодных вложений оказываются вложения в себя, в собственное развитие. Говоря иначе – в учебу.


И если хоть кто-то из потенциальных “счастливчиков” презреет страсть к наживе и решит поступить в вуз, перед ним встанет нелегкая задача – выбрать, в какой именно.


Благо, в Алматы достаточно университетов и всяческих академий, которые за определенную плату с радостью откроют свои двери перед охочим до знаний абитуриентом. Но на самом деле по-настоящему хороших, зарекомендовавших себя вузов не так уж и много. Так что поступать придется, исходя из желаний поступающего и престижности самого учебного заведения.


Если с первым все понятно (в список стандартных желанных качеств студента-выпускника обычно входит знание одного-двух иностранных языков и наличие высоко котирующегося диплома, позволяющего без труда обзавестись “непыльной” работой), то с вопросом престижа придется помучиться. Обычно, после недолгих колебаний, молодой человек приходит к заключению, что наиболее ценящиеся дипломы как в Казахстане, так и вне его “раздают” в КазНУ, ВШП “Адилет”, КазГЮА, филиале “Санкт-Петербургского Университета профсоюзов” и, конечно же, в КИМЭПе.


Имея на руках 3 тысячи портретов Дж. Вашингтона, можно смело сдавать документы в любое из вышеперечисленных заведений – на год хватит. Но из всего списка, пожалуй, наиболее почетным является КИМЭП, и немудрено, что именно он может всерьез привлечь внимание будущего “грызуна науки”.


КИМЭП – Казахстанский Институт Менеджмента и Прогнозирования, для вуза заявленного уровня имеет сравнительно небольшую историю. Он был учрежден 1 января 1992 года решением главы государства. И сейчас является ведущей бизнес-школой в Казахстане, обеспечивающей, как говорится, профессиональное обучение в областях делового администрирования, экономики и государственного управления. Согласитесь, весьма и весьма неплохо.


Выходцы КИМЭПа, не спорю, действительно пользуются уважением у работодателей. Да и сам вуз проявляет заботу о будущем своих подопечных: здесь же существует Центр карьеры и трудоустройства, образованный с конкретной целью — установить связь между деловым сообществом Казахстана (и других стран) с молодыми специалистами. Банк данных Центра содержит около 2000 кандидатов, в число которых входят даже выпускники аж 1994 года. Выпускники, знающие, как минимум, язык Тони Блера и (по умолчанию) хорошо разбирающиеся в финансовом менеджменте.


Стоимость обучения в КИМЭПе не отличается дешевизной. Это удовольствие, в зависимости от специальности, обходится любознательным юношам и девушкам от 2100 до 2800 тыс. долларов ежегодно. И, конечно же, узнав сумму, которую следует выложить, дабы войти в стены этого вуза полноправным учащимся, каждый задумается еще раз: можно ли здесь получить образование, соответствующее его деньгам.


И вот тут (как неожиданно!) многие из уже отучившихся в КИМЭПе “молодых профессионалов” не смогут дать однозначного ответа.


— “Почему?” — спросите вы.


“В связи с тем, что…” — ответят вам выпускники и назовут несколько противоречий в организации учебного процесса бизнес-школы.


“Вот, значит, как!” — ответите вы и опять задумаетесь.


Под регулярно ремонтируемыми сводами КИМЭПа ежегодно собирается приличное количество студентов. Некоторых вполне удовлетворяет то, что они здесь находят; других беспокоит бесполезная трата времени. Хотелось бы разобраться, что же на самом деле происходит в стенах Института Менеджмента и Прогнозирования, и в какие такие знания превращаются постоянно вкладываемые сюда денежки?


Слово о хорошем


Как известно, вуз, живущий под вывеской “при Президенте Республики Казахстан”, не может не иметь плюсов. Довольно больших, жирных плюсов. Один из них – это комплексное образование, преподавание на уровне международных стандартов. Действительно, здесь часто появляются специалисты из стран Европы, из США и Юго-Восточной Азии. Они и о международном опыте расскажут, и знание “инглиша” подкорректируют. “Английский язык – дорога в будущее”, — гласит народная мудрость, и КИМЭП с этим пока полностью согласен.


Отдельное внимание следует уделить условиям, в которых приходится учиться здешним студентам. А условия эти, как говорится, дадут 100 очков форы многим отечественным университетам, измеряющим образование в зеленых хрустящих бумажках. Чистые стены, широкие коридоры, образцовые аудитории, несколько больших компьютерных классов с “нетормозящей” техникой, обставленная телевизорами просторная столовая, исправно работающий гардероб и многое-многое другое – это КИМЭП. Это не мрачные тесные катакомбы некоторых корпусов КазУМОиМЯ, это не пропахшая столовая КазНУ, не скучная однообразность “Санкт-Петербургского” и далеко не “обычная общага” внутренних помещений университетов “Кайнар” и “Туран”.


А чего стоит вышеупомянутое уважение к выпускникам на рынке труда! Бывали случаи, когда наличие КИМЭПовского образования, указанное в резюме, затемняло пробел в графе “опыт работы”. Как же не принять такого выпускника в штат, особенно если его диплом неплохо котируется за рубежом, в том числе и дальнем!


Ну разве не прекрасно!


Слово о плохом


Все хорошее когда-нибудь кончается. И если поговорить с человеком, покинувшим стены бизнес-школы в 1997-99-х годах, он обязательно упомянет о том, что, дескать, сейчас в прославленном КИМЭПе совсем не тот уровень образования, как раньше; преподаватели не те, программа не та, да и вообще… Относиться к таким словам можно по-разному. С одной стороны, вполне возможно, это утверждения из серии “раньше и вода мокрее была, и сахар слаще”. С другой…


Как говорят многие, ныне учащиеся здесь студенты, в последнее время в КИМЭПе стал ощущаться дефицит квалифицированного преподавательского состава. Часто некоторых “преподов” слушать просто неинтересно. Другие рассуждают о ненужном и непонятном. Третьи вовсе в предмете не разбираются. И т.д.


Однако самое страшное, по мнению уже отучившихся тут и приобретших определенный опыт работы людей, в том, что выпускники КИМЭПа в основной массе не имеют достоверного представления о казахстанских реалиях. И причина тому — не в том, что они ранее не сталкивались с суровой действительностью жизни, как и выпускники иных вузов. Причина в том, что по-другому на многие вещи смотрят сами преподаватели. Преподаватели, прожившие значительную часть жизни в других странах, среди других людей, с иной (как это часто бывает) системой административного устройства.


Не слушать то, что вещают такие профессора, трудно, особенно, если это – предмет, числящийся в списке “обязательных”. Кроме того, это, попросту, невежливо. Приедет, к примеру, в КИМЭП какой-нибудь иностранец, и начнет разъяснять молодежи на пальцах то, что некоторые проходили ранее. А то и вообще расскажет о вещах, и без того всем понятных. Приходится выбирать, что лучше: бороться со сном на занятиях или “проявить крайнее неуважение” и не приходить на лекцию вообще.


Между тем, никто не задумывается над вопросом, кто же проявляет большее неуважение: заморский преподаватель, который прежде чем приехать в Казахстан и учить здесь молодежь, не удосужился ознакомиться с уровнем интеллектуального развития местных слушателей и относится к ним, как к простачкам, или студент, который не желает тратить на такого профессора свое время?


Недавно в КИМЭПе закончились лекции одного из именитых американских “преподов”; на вопрос: “Много ли вы знаете о Казахстане?”, — он ответил: “Да, несколько лет назад я был в Чимкенте”.


Оторванность от реалий наиболее резко проявляется у тех, кто совсем недавно числился студентом КИМЭПа, а теперь занимается поиском работы. Так, заплатив за четыре года обучения около 11–12 тыс. “зеленых”, добрая часть выпускников искренне радуется предложенной заработной плате в 200 условных единиц. Две сотни долларов – за (как минимум) превосходное знание английского и основных азов своей профессии. При этом, как выясняется позднее, мир оказывается устроен не так, как ожидалось, и многим приходится переучиваться практически полностью.


Слово о сомнениях


Стоит ли такое образование затраченных денег? Самые жирные плюсы КИМЭПа оспариваются в первые же 12 месяцев “постучебной” практики.


Знание английского, конечно, полезно, но такого же уровня владения им можно достичь даже на самых дорогих частных курсах за гораздо меньшую цену (максимум – 850 “баксов” в год) и в более короткие сроки.


Не открою Америку, если скажу, что ценность КИМЭПовского диплома со временем падает как внутри Казахстана, так и за его пределами. Нынешний номинал доверия к корочке “выпускника КИМЭПа” постепенно может обесцениться по тому же принципу, благодаря которому сейчас утрачивают популярность трайболистские методы подбора кадров: в условиях жесткой конкуренции выгодней нанять настоящего специалиста, нежели менее компетентного близкого родственника. В самом деле, зачем приглашать на работу бывшего КИМЭПовца, если есть другие люди, — столь же молодые, но более приспособленные к реалиям, оказывающиеся эффективнее в конкретных ситуациях, в настоящее время.


Что может быть хуже, нежели получить дорогостоящее образование, которое впоследствии может оказаться ненужным?


“Помню, есть поэт Гомер, Помню, Ю равно Пи Эр, Это круто мне по жизни пригодилось!” — ехидничал хриплым голосом Профессор Лебединский.


Не хочется сгущать краски, но для КИМЭПа эта песенка скоро может оказаться актуальной. Даже сейчас в глазах немалого количества обучающихся здесь студентов родные пенаты обретают имидж обычного “обирателя”, которого интересует только получение денег.


Поводов для возникновения такого мнения более чем достаточно. В разное время здесь практиковались такие способы изъятия “мелочи” со студентов, как оплата разовой работы на компьютере, единовременное пользование библиотекой, покупка “приглашения на сдачу экзамена” и т.д.


А не так давно, в этом, 2003, году в КИМЭПе разразился громкий скандал. Студенты вуза собирались подать в суд на собственный ректорат в связи с повышением стоимости обучения до 360-ти долларов за один предмет. Это, по мнению студентов, было незаконно и не соответствовало изначально подписанному ими договору, в котором было указано, что каждый выбранный предмет оплачивается по 250 долларов.


“Сэкономьте Ваше время и усилия!” — такой девиз размещен на сайте КИМЭПа.


Хороший совет.


Как известно, время – главная ценность современного мира.