Великий Шелковый путь: сувенир для Марко Поло и верблюды на фоне ракет

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Страны Центральной Азии помогут Афганистану, если им самим поможет Америка


Директор Казахстанского института стратегических исследований Маулен Ашимбаев, проходящий сейчас обучение в США по программе Fullbright, опубликовал в газете Washington Times статью, посвященную ситуации в Афганистане.


Как пишет Ашимбаев, нестабильный Афганистан — не меньшая угроза, чем Ирак. Уход из Афганистана, который останется один на один со своими проблемами, станет подарком для террористов, которые процветают в условиях конфликтов и беззакония.


Уменьшение внимания к Афганистану может вскоре привести к расширению военного конфликта, последствия чего будут сказываться во всем мире.


После завершения антитеррористической акции Соединенных Штатов и их союзников создалось ложное впечатление, что проблемы уже решены. Однако долгожданный мир так и не установлен, стабилизация так и не наступила. Ситуация в Афганистане, как и в Ираке, намного более сложная, чем ожидалось. Трудно сравнивать Ирак, обладающий богатыми нефтяными запасами, и Афганистан, одну из самых бедных стран в мире. При этом огромные ресурсы и миллиарды долларов, направляемых Соединенными Штатами и другими донорами, идут прежде всего в Ирак, в то время как Афганистан, нуждающийся в демократии и улучшении жизни, остался в стороне. Афганистан остается расколотым. По оценкам экспертов, центральное правительство контролирует ситуацию не более чем в 10 из 32 провинций.


На этом фоне важно искать новые способы повлиять на ситуацию и обеспечить помощь в строительстве стабильного Афганистана. Ключевые страны и международные организации должны провести встречу на высшем уровне по возрождению экономики страны. И в это дело, полагает Ашимбаев, свою лепту могут внести центральноазиатские соседи Афганистана. «Страны Центральной Азии: Казахстан, Кыргызская Республика, Узбекистан и Таджикистан — могут оказать поддержку в различных областях», — полагает политолог. Он считает, что помощь Афганистану должна осуществляться на системной основе. Может быть разработана специальная программа многостороннего сотрудничества центральноазиатских государств с Афганистаном, охватывающая экономическую, социальную, политическую, гуманитарную и военную сферы. Решающее значение в осуществлении этой программы, по мнению автора публикации, сыграет поддержка Соединенных Штатов.


Поток переселенцев в Германию иссякает


Немецкая газета Berliner Morgenpost информирует, что продолжает снижаться количество лиц немецкого происхождения, переселяющихся на ПМЖ из стран СНГ в Германию.


В 2003 году в Германию переехало на постоянное место жительство менее 73 тысяч поздних переселенцев, прежде всего, из России и Казахстана. Как сообщил уполномоченный по делам переселенцев федерального правительства Йохен Вельт, это примерно на 20% меньше в сравнении с показателями предыдущего года. Такая тенденция сохранится и в дальнейшем. В 2004 г., предполагает Вельт, число переселенцев не превысит 70 тысяч.


Крупнейшим препятствием на пути тех, кто еще желает переехать в Германию, остается знание немецкого языка. Языковая проблема является также барьером на пути к интеграции мигрантов на исторической родине. Новое законодательство ФРГ, вызвавшее споры между фракциями Бурдестага, предусматривает более жесткие языковые требования ко всем переезжающим в эту страну. Прежде лингвистический тест должен был проходить только заявитель, теперь эту процедуру необходимо будет пройти всем членам семьи. «80% прибывающих поздних переселенцев не владеют немецким языком«, — говорил Вельт. Это особенно касается подростков в возрасте от 12 до 17 лет, что приводит к проблемам в школе и росту преступности.


В Германии, напоминает издание, проживают около 2,5 млн. поздних переселенцев из бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Число оставшихся в этих странах немцев, по оценкам Вельта, составляет примерно 1,3 млн. Однако лишь немногие из них намерены покинуть места нынешнего обитания.


Кыргызстан избрал в качестве модели Швейцарию


Вице-премьер Кыргызстана Джоомарт Оторбаев, отвечающий за экономические вопросы, дал интервью корреспондентам швейцарского агентства Swissinfo.


Говоря об условиях привлечения зарубежного капитала, Оторбаев сказал: «Кыргызстан не так привлекателен для инвесторов; мы не располагаем нефтяными или газовыми месторождениями, выходом к морю, у нас очень небольшой внутренний рынок. Но мы можем предложить мировому финансовому сообществу стабильность и безопасность. В стране обеспечен правопорядок. Прозрачность в органах власти, простая, надежная налоговая система и возможность экспорта произведенных здесь товаров. Мы работали и далее намерены работать над этим«.


Большая часть внутреннего продукта Кыргызстана вырабатывается в сфере теневой экономики, а республика считается одной из наиболее коррумпированных стран. Рассказывая о шагах правительства по борьбе с широко распространенной коррупцией, вице-премьер высказал надежду на создание условий, при которых для малого и среднего бизнеса будет выгоднее платить все налоги, причем бизнесмены почувствуют эффект от такого взаимодействия с государством. Необходимо, считает Оторбаев, переходить к внедрению системы «Хорошего правительства». «Однако, — отметил он, — здесь мы сталкиваемся с сопротивлением управленческих структур, так как чиновники могут потерять свою власть«.


На вопрос об экономическом будущем Кыргызстана и Центральной Азии вице-премьер ответил: «В качестве модели мы избрали Швейцарию. Расположенные между большими соседями — нас окружают Китай, Казахстан и Россия — мы должны расширять экономическое взаимодействие с этими странами. Пять центральноазиатских стран — это молодые республики, которые в среднесрочном плане должны выступать вместе как единый регион на мировом рынке. Поэтому мы расширяем пограничную торговлю и сотрудничество с нашими соседями. Хотя остается множество проблем«.


Будет ли казахстанская нефть экспортироваться через Украину?


Газета Washington Times опубликовала несколько сообщений агентства UPI, касающихся добычи и транзита казахстанского углеводородного сырья.


Российский нефтяной гигант «Лукойл» и национальная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз» планируют вскоре подписать контракт по освоению месторождений в казахстанском секторе Каспийского моря. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов сказал в Астане, что компании в ближайшие дни подпишут контракт по освоению двух блоков на Каспии. Освоение этих блоков станет частью совместного проекта «Лукойл Overseas» и «Казмунайгаза» «Достык», стоимость которого оценивается в 3 млрд. долларов. Нефтяной консорциум «Лукойл», ежегодный товарооборот которого оценивается в 15 млрд. долларов, является крупнейшим российским инвестором в Казахстане. С 1995 г. он вложил более 1,5 млрд. долларов в несколько казахстанских проектов.


По-прежнему не решена судьба украинского трубопровода Одесса-Броды, построенного Киевом в надежде на транзит каспийской нефти. Оператор трубопровода «Укртранснафта» в сентябре предложила государственным нефтяным компании Узбекистана, Казахстана и Азербайджана, а также десяти российским компаниям высказать предложения по возможностям их поставок по данному маршруту. Киев отклонил предложение российской фирмы TNK-BP, предложившей изменить направление прокачки нефти, которая, согласно российскому предложению, должна была пойти на юг к Одессе.


В начале октября фирма ChevronTexaco, оператор гигантского месторождения «Тенгиз» и крупнейший инвестор в Казахстане, проявила интерес к использованию трубопровода в предложенном ранее направлении. ChevronTexaco заявляет о готовности прокачивать ежегодно по трубопроводу до 9 миллионов тонн казахской нефти. Но при этом компания намеревается в случае подписания контракта использовать для хранения сырой нефти терминал Пивденный. Однако украинских менеджеров не устраивает то, что доходы по предложенному контракту составят лишь 1,35 млн. долларов. В случае принятия этого предложения «Укртранснафта» будет фактически ежемесячно терять 1,5 миллиона долларов, так как терминал Пивденный, превращенный в склад для ChevronTexaco, не сможет использоваться для транспортировки нефти. Другие каспийские производители пока не проявили интереса к трубопроводу, и он по-прежнему простаивает.


Необычный сувенир для Марко Поло


Корреспондент BBC Фатима Косаева опубликовала путевые заметки, сделанные во время поездки по маршруту древнего Шелкового пути.


На территории Казахстана Великий Шелковый путь брал свое начало у границ Китая. Купцы Поднебесной империи везли через казахские степи на запад, в Европу шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары, например, слоновьи бивни. Степные правители предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов, взамен требуя некоторую долю товара или звонкую монету. Так появились оброки, или, по-современному, налоги и таможенные платежи.


По утверждению историка Марата Абсеметова, наши предки знали до ста видов различных платежей, что свидетельствует о развитой торгово-экономической системе Шелкового пути. Вместе с первыми правилами торговли Шелковый путь принес с собой в эти страны и первые теоретические знания об экономических отношениях. Например, как считает Абсеметов, именно отсюда родом само понятие таможни, причем в языках самых разных народов. «Русское название «таможня» от тюркского «тамга» — это был один из таможенных сборов на Великом Шелковом пути», — отмечает он.


Основная трасса Великого Шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз далее в Центральную Азию, Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Сами города обязаны были своим появлением именно торговцам, потому что преодолеть громадные казахские степи за один-два дня и сегодня невозможно без самолета, а в те далекие времена переходы занимали месяцы. Купцы двигались только в течение светового дня, на ночь устраивая привалы. На месте наиболее частых остановок возникали сначала караван-сараи, затем поселения, которые со временем разрастались в города. Именно так возникли Сайрам — позже первая столица Казахского ханства (Ак Орды); легендарный Отрар — по преданию дотла сожженный Чингисханом за свое нежелание покориться, и еще около 40 городов, многие из которых перестали существовать вместе с Великом Шелковым путем.


Фатима Косаева рассказывает о прошлом и сегодняшнем дне города Туркестана (в прошлом Яссы), знаменитых памятниках — мавзолеях Ходжи Ахмеда Яссави и Арыстан-баб. В частности, корреспондент пишет об одной из загадок мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави — необычном золотом сиянии от одной из стен мавзолея. Сама стена покрыта сине-голубой мозаикой, как подтвердили архитекторы и реставраторы, никаких золотых или позолоченных вкраплений на ней нет. Однако раз в несколько лет на закате солнца стена начинает отсвечивать золотом. Архитектору Бахытжану Аширбаеву три года назад удалось не только увидеть, но и сфотографировать этот момент (фото вы сможете увидеть на сайте BBC). «Я думаю, что золотистое свечение — это результат каких-то физических явлений в природе, может быть, за счет преломления солнечных лучей или кристаллизации«, — считает Аширбаев.


Известный путешественник Марко Поло, по утверждению историка Марата Абсеметова, увез с собой из казахских степей необычный сувенир. По словам Абсеметова, «проходя по Шелковому пути ко двору Кубелая, Марко Поло обратил внимание, что у тюркских таможенных воинов на службе были собаки. Он взял пару этих щенков казахской породы тобеты«. «Сейчас итальянская горно-сторожевая собака является потомком наших боевых степных собак, и несет службу, в том числе на итальянских границах«, — отмечает он.


Ракеты на фоне верблюдов


Другой западный корреспондент, побывавший на юге нашей страны, интересовался больше не прошлым, а одним из наиболее футуристических объектов Казахстана — космодромом Байконур. Агентство France Press рассказывает о буднях обитателей первой космической гавани человечества, переживающей не самые лучшие времена.


Если колонизация космоса когда-нибудь станет реальностью, последнее, что увидят покидающие Землю переселенцы, — обдуваемую всеми ветрами бесплодную степь, руины и покинутые дома.


Байконур — наследие советской империи, теперь Россия арендует его у своего центральноазиатского соседа Казахстана. Здесь все выглядит как прелюдия к суровому межпланетному путешествию. Космодром Байконур, морозный зимой и изнывающий от зноя летом, был создан в 1955 г. Для его строительства была выбрана точка, расположенная, насколько это было возможно, максимально близко к югу, чтобы позволить во время стартов использовать эффект вращения Земли. Начиная с полета Юрия Гагарина в 1961 г., именно Байконур стал гаванью, открывающей головокружительные перспективы исследования космоса.


Однако удар по этим мечтам нанес развал Советского Союза. В середине 80-х гг. здесь на территории, занимающей 125 км в длину и 85 км в ширину (что больше некоторых государств — членов ООН), жило около 100 тысяч жителей. Сегодня от них осталось лишь 40 тысяч человек. И это чувствуется во всем: в пустующих или полупустующих зданиях, разрушенной инфраструктуре и покрывающей все ржавчине. Космические амбиции России теперь значительно умерились, а запуски по ее военным программам чаще производится в Плесецке. В основном работа идет по коммерческим проектам с участием западных компаний.


Город полон контрастов между достижениями высокой технологии и нищетой, между древностью и современностью, между Востоком и Западом. Ракеты здесь повсюду. Они изображены на плакатах и на памятниках, их модели на школьных игровых площадках, на улице можно увидеть настоящую ракету Протон и 200-метровый ракетоноситель Союз-3, а в качестве сувенира в гостинице продают миниатюрную модель такой же ракеты.


Космическая гавань, расположенная на берегу Сырдарьи, реки, известной в древности как Яксарт, населена верблюдами, без сомнения, потомками тех, что однажды усердно трудились на торговых маршрутах между Китаем и Европой. Буквально рядом с достижениями ракетных технологий, сельское хозяйство все еще осуществляется почти такими же методами, какие использовались столетия назад.


Для преимущественно молодого смешанного русского и казахского населения пыльный город с его ветхими, построенными в советском стиле, жилыми кварталами, кажется, непреодолимо мешает получать удовольствия в стиле «дольче вита». Но молодежь трудно остановить. В ночь на последнюю пятницу года, при температуре в минус пять градусов по Цельсию и ниже, группы молодых людей прогуливаются по центральному проспекту, названному Арбатом, или собираются у заведения под названием Пицца Палермо. Бывший клуб офицеров превращен в дискотеку, где молодежь энергично танцует под песни Майкла Джексона и Atomic Kitten.


Казахстан выражает недовольство тем, что Россия, которая управляет городом, наносит ущерб местной окружающей среде, но, как ожидается, в январе будет подписано двустороннее соглашение по дальнейшему использованию космодрома, а договор об аренде будет продлен еще на 50 лет.