Нелепый лепет или момент истины

Бог вам судья, Господа чиновники!

23 декабря 2003 г. в Жамбылском областном акимате состоялась пресс-конференция первого заместителя акима области г-на Савченко по вопросу подведения результатов восстановительных работ в районе Турар-Рыскулова, пострадавшего в мае от землетрясения.


Положа руку на сердце, этого момента истины жамбылские журналисты, и я сам в том числе, ждали с особым нетерпением. В первую очередь, чтобы задать неудобные вопросы и г-ну Савченко, как руководителю штаба по восстановительным работам; г-ну Нурбекову, как главе района, и г-ну Дембай, как директору ГКП Дирекции по строительству и восстановлению объектов жилья, соцкультбыта, пострадавших от землетрясения, акима области. Услышать их многословные и, как всегда, пустые ответы, но, наверное, самое интересное — воочию увидеть, как эти господа будут вести себя под прессом прессы. Ожидания себя оправдали — истеричных моментов было предостаточно. Открыл пресс-конференцию г-н Савченко. Судя по всему, этот спектакль заранее очень долго и тщательно продумывался, неоднократно проигрывался его главными актерами. Но, забегая немного вперед и образно выражаясь, вся эта труппа была закидана помидорами и тухлыми яйцами .


Журналистский пыл не остудили ни монументально — непоколебимые выражения господ Савченко, Нурбекова и Дембая в начале пресс — конференции, ни загруженное до невозможности мертвыми цифрами выступление г-на Савченко. С его подачи достоянием прессы стало, что распоряжением Премьер — министра РК была образована Межведомственная рабочая группа во главе с первым замом Премьер — министра г-ном Павловым, которая разработала план мероприятий по ликвидации последствий и впоследствии оперативно руководила всей работой.


С самого начала к строительству и восстановлению жилья и объектов соц.культуры по поручению Правительства подключились все области республики, города Астана и Алматы, крупные национальные компании. Постановлением Правительства РК был увеличен лимит штатной численности аппарата акима Турар — Рыскуловского района и введена должность зам.акима района.


Из общего количества пострадавших домов восстановлены: 510-за счет средств областей, городов Астаны и Алматы, 302-за счет средств ЗАО Нац.компании “Казахстан темир жолы”, 50 — за счет средств районов области и г.Тараза, 17 — за счет средств НК Казатомпром , 16 — ОАО КEGОС , 161 — путем приобретения домов за счет предприятий области.


Остальные жилые дома строились Дирекцией строящихся предприятий за счет резерва Правительства РК, в том числе 446 – силами области, городов Астаны и Алматы на сносных участках и 1203 дома — силами различных организаций.


По состоянию на 28 ноября (!) построено 2563 новых и капитально отремонтировано 4756 домов. Для переселения пострадавших жителей приобретена 161 квартира в г.Таразе, введены в строй и заселены три дома в областном центре на 132 квартиры.


Всего построено, приобретено и отремонтировано 7480 домов. Лишь 22 семьи (!!) проживают в не отремонтированных домах (если говорить прямо, то эти семьи живут в сараях, хлевах или скитаются по чужим квартирам знакомых и родственников. — А.Ж.), так как отказались от ремонта (цинизм чистых кровей. — А.Ж.) и требуют за счет государства построить новые дома, в то время как по заключению комиссий с участием специалистов Казахстанского научно-исследовательского института сейсмостойкого строительства и архитектуры эти домостроения подлежат ремонтно-восстановительным работам. Всего на строительные и ремонтно-восстановительные работы использовано более 15 млрд. тенге, в том числе 6 млрд. 232,7 млн. из выделенных Правительством (причем, по словам замакима, 1,8 млрд. остались на следующий год — А.Ж.) 6 млрд.865 млн тенге.


Не справилось с заданием Правительства Министерство обороны РК. Согласно поручению, оно должно было построить четыре 16-ти квартирных дома. На 28 ноября на двух из них было завершено лишь возведение фундаментов, а на других начата кладка стен (т.е. выполнено только 25% от общего объема работ). Строительство прекращено из-за отсутствия средств.


Возмущение и нарастающий ропот журналистов стерли с лица выступавшего г-на Савченко оптимистический налет. Мне кажется, он и сам осознавал, как сказал классик: “Будет буря”. И действительно, целый шквал вопросов буквально обрушился на него и г-на Нурбекова с Дембаем, в частности.


Одним из первых был вопрос, почему до сих пор более 100 строителей не могут получить свою зарплату? До этого многие строители устраивали акции протеста, которые, конечно же, остались не услышанными ни главой района, ни его новоявленным замом, ни всем его неприлично раздутым штатом. Почему строительные фирмы грубо нарушали трудовое законодательство, куда смотрела местная администрация?


Г-н Нурбеков на этот вопрос ответил лапидарно, что в данном случае граничило с вызывающим хамством: «В районе работало 240 строительных фирм и компаний. Деньги на строительство нами им были выделены. Так что за остальное мы не отвечаем. Это уже на совести руководства тех строительных компаний».


Подобное отмахивание и уход от разрешения трудового конфликта обернулись трагедией. Житель. г.Кентау Кали Искаков, работник фирмы “СтеклоПак”, доведенный до отчаяния своим положением, покончил жизнь самоубийством. И эта смерть на совести не только руководства этой фирмы, но и местной власти.


Оказывается, цинизму, как и совершенству, нет предела. Это убедительно продемонстрировал г-н Дембай своим ответом на наш вопрос.


Да, этот человек повесился, но не потому, что ему якобы не выплатили деньги, а потому, что он был больной. И по данному факту сейчас разбирается прокуратура.


На мой встречный вопрос: «Почему в таком случае он был принят на работу?» — г-н Дембай парировал: «Этот вопрос не к нам, а скорей к прокуратуре». Дальнейшая судьба 22 семей отказников (о которых наш еженедельник уже писал, в том числе и их обращение к депутатам РК) не осталась без внимания прессы.


В частности, на вопрос: «Почему такая существенная разница между заключением первой и последующих комиссий о состоянии домов пострадавших?» — легендарный и широко теперь уже известный всей казахстанской общественности, благодаря публикациям негативного характера в местных и республиканских СМИ, аким Турар — Рыскуловского района г-н Нурбеков без тени смущения ответил: «В состав самой первой комиссии вошли учителя, сами жители и так далее, то есть люди, плохо или совсем не разбирающиеся в строительстве. Вторая и последующие комиссии, в составе которых были компетентные специалисты, сделала заключение, что эти дома подлежат капитальному строительству».


Под компетентными специалистами он, наверно, подразумевал замакима области г-на Демешева, г-на Савченко или себя самого со своим замом, г-ном Байжановым, или акима села Абай г-на Каратышканова? Вот уж действительно компетентная комиссия.


Письменные документы и фотографии с изображением домов, подлежащих капитальному ремонту, вместе с распоряжением того же г-на Нурбекова (с предупреждением принять предложение райакимата в течение одного дня, в противном случае остаться вообще без ремонта), я любезно продемонстрировал всем присутствующим журналистам и господам председательствующим, в том числе.


Реакция была более чем неадекватная. Еле сдерживал себя г-н Нурбеков, единственное, что смог сказать по этому поводу, что, так как сроки завершения строительства поджимали, а выделенные деньги практически кончились, у него не оставалось иного входа, как сделать такое распоряжение, опять — таки опираясь на заключение все той же злосчастной компетентной комиссии. И добавил, что на данный момент денег нет. Если будут выделены дополнительные средства, то работы по этим домам будут доведены до конца.


Кстати, немного отходя от темы, хотел бы поделиться с читателями. Через пресс-службу акима области организаторы пресс-конференции попросили меня предоставить все документы, на которые я ссылался в своих многочисленных материалах о брошенных на произвол райадминистрации пострадавших жителей.


Загнанный в угол г-н Нурбеков (между прочим, награжденный Президентом за успешную работу по ликвидации последствий стихийного бедствия орденом “Парасат”) попытался отвести от себя удар, обвинив наш еженедельник, в частности, в тенденциозности и односторонности подачи материала. Но не моя вина, что ни разу за все многочисленные мои визиты в район я не смог застать вечно занятого Бог весть чем г-на Нурбекова. Поменьше бы вы прятались, г-н Нурбеков, может, я бы и смог задать вам гораздо ранее все свои, как вы изволили, выразиться вопросы, не относящиеся к теме. В такой ситуации я порекомендовал акиму Турар-Рыскуловского района г-ну Нурбекову в случае его категорического несогласия или усмотрения с любым из моих материалов по району бедствия обратиться в суд. Почему-то это предложение не вызвало ни у него, ни у г-на Савченко, ни у г-на Дембая радостной перспективы или одобрения.


Вопрос о многочисленных фактах коррупционного характера и нецелевого использования выделенных денежных средств добили ответчиков. Буквально на грани истерики г-н Нурбеков единственное, что смог из себя выдавить, так это жалкий лепет, более похожий на просьбу о пощаде: «Многие газеты писали обо мне, о районе бедствий, о многих недоработках. Но не надо забывать, что в пострадавшем районе проводились большие строительные работы, по проведению которых мало у кого из нас был опыт. Не отрицаю, были и драки, и пьянки, и преступления. Но товарищи журналисты! Нельзя забывать о проделанной работе. Я прекрасно знаю, что 22 семьи отказались от капитального ремонта своего жилья по своему желанию. Все, что было в моих силах, я сделал».


Г-н Савченко, и того хуже, начал клясться всем святым: «Клянусь Богом, перед всем народом, у меня совесть чиста!»


Богу, возможно, и лучше знать, у кого и насколько чиста совесть. Но, я думаю, окончательную точку в этом вопросе сможет поставить прокуратура либо Правительственная комиссия, после тщательной проверки целевого использования выделенных пострадавшему району бюджетных средств, чего так страшно боятся и аким Жамбылской области, и все его прихвостни в лице зажиревших замов.


К сожалению, многие вопросы, на которые журналисты хотел бы получить ответы от г-на Нурбекова, остались за бортом пресс-конференции. И тогда, вполне возможно, ответчики в своих клятвах и заверениях зашли бы гораздо дальше. Впрочем, и полученных ответов, если их можно так назвать, вполне достаточно, чтобы сделать выводы. Все годы независимости мало что, судя по всему, изменили в отношении, точнее, презрении власти к рядовым гражданам со времен советов. И тогда, и сейчас не берется в учет элементарный человеческий фактор, главное — отчитаться перед начальством о проделанной работе. Сейчас, как и тогда, чиновников не мучает их чистая совесть за смерть доведенных до отчаяния людей. Да, скорее всего совесть г-на Савченко и ему подобных чиста, им мало дела до того, что 22 семьи остались без крова, погиб человек! Бог вам судья, Господа чиновники!