Оппозиция надеется, что “власть сохранила хотя бы остатки вменяемости”

Ничего личного о формуле личности


Судя по частоте освещения в СМИ, телевизионным проектом номер один в этом году станет “Формула личности”. Программе, которая существует всего где-то с начала зимы и в которой появился уже третий ведущий, обеспечена массовая пиар-поддержка. Соответствующие статьи появились сразу в нескольких республиканских газетах и с появлением нового ведущего, коим стал бывший гендиректор “Хабара” В.Рерих. Причем не просто анонсы, но полноценные и похожие друг на друга материалы о передаче, заметим, еще не вышедшей в эфир.


“Казахстанская правда” опубликовала статью под заголовком “Это как стихи между строк: самое главное – не то, что сказано, а то, о чем умолчали…”, “Экспресс К” — “Формулируя личность по-новому”, “Новое поколение” — “По ту сторону личности”, “Аргументы и факты Казахстан” — “Формулу личности выводит новый рулевой”.


Вот и пойми, в чем тут дело: то ли у коллег тоска по личностям, что самыми-самыми кажутся Загипа Балиева и Владимир Рерих; то ли ностальгия по цеховой солидарности, то есть “всем миром”; то ли у нового телепроекта на промоушн “куры денег не клюют”.


Оппозиция не уверена, но надеется


В сегодняшних газетах много различных интервью с разными людьми. “Журналист” предлагает два интервью – с журналистом “Времени” Геннадием Бендицким по поводу судебного дела, заведенного на него, и президентом медиа-холдинга “31 канал” Арманжаном Байтасовым. Руководитель “31 канала” говорит, что “самое ценное в медиа — это люди”, и с большинством людей, с которыми работал, у него сложились “теплые, дружеские отношения”.


Г-н Байтасов также ответил на вопрос, “какие меры будут приняты к тому сотруднику, который регулярно говорит что-либо нелицеприятное о президенте холдинга”: “если найдется делающий заявления, чтобы показаться крутым, то он будет просто уволен. Что же касается конструктивной критики, то я к ней отношусь спокойно. Более того, чему меня научило телевидение, – это умению договариваться с людьми, прислушиваться к их доводам”. Кстати, а “тот миллион тенге, который был отсужен у известного СМИ в защиту собственной чести и достоинства”, по словам президента “31”, “поступил на общий счет холдинга и пошел на его развитие”. Вот таким беленьким и пушистым получился медиа-руководитель.


Газета “Соз” в рубрике “любимец публики” помещает большое интервью с Сергеем Дувановым, перебравшимся из зоны на спецпоселение. В частности, герой публикации отметил, что “никогда не боролся с личностями, а “боролся с тенденциями, которые эти личности олицетворяют: “в данном случае система, выстроенная Назарбаевым, – это главная проблема. Так как эта система замыкается на нем, так как он является ее олицетворением, то, естественно, все стрелы направлены на архитектора этой системы. Но я всегда подчеркиваю, что если президент поменяет свою позицию и начнет двигаться в направлении демократии, я буду первый, кто поддержит его”.


С.Дуванов уверен, что до президента “доходит урезанная информация”: “есть такое свойство авторитарных режимов: когда ситуация заходит далеко, окружение боится нервировать своего босса. …Я убежден, что и в моем деле президент уверен в моей виновности, пребывая в заблуждении. Ему донесли, что я железно виновен”.


Также “Соз” проинтервьюировала председателя оргкомитета по созданию Народной партии “Демократический выбор Казахстана” Асылбека Кожахметова. В отличие от представителей других партий, ДВКовец признался, что “основным назначением партии является борьба за власть. Партия ДВК создается для того, чтобы повести за собой людей, принять активное участие в предстоящих парламентских выборах 2004 года и победить на этих выборах”. Правда, у г-на Кожахметова нет уверенности в этом и даже в том, что партия будет зарегистрирована: “есть надежды на это. Есть надежды на то, что наша власть, которая за последние два года стала притчей во языцех в глазах всего демократического сообщества, все-таки сохранила хотя бы остатки вменяемости”.


Журналист, ответчик, “крапленая карта”


“Журналист”, патронируемый Конгрессом журналистов Казахстана (КЖК), представляет интервью с Геннадием Бендицким. Редакция отмечает, что ради объективности попыталась получить комментарий и оппонирующей стороны, но: “увы, все телефоны, которые нам удалось добыть, не отвечали”. Корреспонденты попытались встретиться с адвокатом истца, но в областной коллегии адвокатов, членом которой является г-н Гинзбург, им ответили, “что появляется он там крайне редко”.


В то же время в “Соз” журналист Асхат Шарипжанов высказал свою точку зрения на события, происходящие вокруг Г.Бендицкого. По его мнению, коллега “…становится, сам того не желая, крапленой картой в политической игре партии “Асар”.


“Судя по столь мощному залпу из нескольких информационных “пушек”, “Асар”, оставаясь в тени КЖК, уже вступил в предвыборную борьбу с “Ак жолом” за места в парламенте. И, похоже, для этой партии важнее всем миром “замочить” своих конкурентов, чем реально помочь Геннадию Бендицкому… Это становится еще яснее, если вспомнить, что Конгресс – профессиональная, подчеркнем, журналистская организация – в свое время и пальцем не пошевелил в защиту журналистов Сергея Дуванова и Ермурата Бапи, когда они попали в аналогичную ситуацию”. И дело здесь, по мнению автора, в том, что “и Дуванов, и Бапи являлись политическими оппонентами властной семьи, членом которой является Дарига Назарбаева. А на таких коллег хваленая профессиональная солидарность возглавляемого ею КЖК (якобы далекого от политики) не распространяется… Вот и сейчас судьба Геннадия Бендицкого вряд ли на самом деле сильно заботит КЖК и “Асар”. Но какой шанс дает заработать политические лавры лидеру этих организаций суд над журналистом, который всегда дистанцировался от политики!”


Верному, Алма-Ате, Алматы…


“Известия-Казахстан” посвящает две полосы Алматы в связи с предстоящим празднованием 150-летия города. У журналистов издания “полуторастолетний юбилей Алма-Аты… вызывает противоречивые эмоции. Безусловно, присутствует чувство гордости за бывшую красавицу-столицу, кузницу научных кадров, изюминку градостроительной мысли Казахстана и прочее, прочее, прочее. Но присутствует и чувство стыда. Стыда за гололед на улицах и в переулках. Стыда за победные сводки травматологических поликлиник. Стыда от разгула преступности и неспособности правоохранительных органов защитить законопослушных граждан от уличных разбойников и квартирных воров. Стыда от того, что далеко не всегда алматинцы чувствуют себя хозяевами своего родного города”.


Конечно, второй ассоциативный ряд можно было еще продолжить, но на этом издание остановилось, видимо, чтобы не спугнуть праздничное настроение. Далее предлагаются тематические материалы под рубриками: “Алма-Ата была малой деревней, а стала большой?”, “Дороги Алма-Аты – главная беда мегаполиса”, “Алма-Ата как объект экономических опытов”. Одной из рассмотренных проблем бывшей столицы Казахстана стало строительство метро. Как пишет “Известия”, “сегодня можно уже утверждать, что метрополитен в Алма-Ате – как тот пациент: больше жив, чем мертв. Правда, на столь оптимистичный лад настраивают пока только цифры: на 2004 год выделен 1 миллиард 800 миллионов тенге. Эту сумму можно назвать рекордной в непростой и долгой истории строительства алматинского метро. Данный факт вселяет надежду, что нынешний год станет знаменательной датой в новейшей истории “подземки” южной столицы”.


Меж тем, газета также приводит слова акима Алматы, не вселяющие оптимизм: “В 2004 году городу по минимуму необходимо было получить 59 миллиардов тенге. Но с учетом трансфертов мы получили немногим более 30 миллиардов тенге. В конце прошлого года в Алматы работала комиссия администрации президента, которая, учитывая то, что было сделано в городе, пришла к выводу: по многим программам не хватает ресурсов. Думаю, что при формировании бюджета следующего года это будет учтено, и нам удастся сформировать лучший бюджет”. Наверное, г-н Храпунов, нехватка денег сказалась и на таком проекте-долгострое, как международный аэропорт в Алматы, который вроде бы и есть, но не работает.


Какой полет, какой размах!


“Экспресс К”, “Комсомольская правда Казахстан” и “Аиф Казахстан” пишут о новшествах в образовании, предлагаемых ведомством Жаксыбека Кулекеева.


“Комсомолка” сообщает, что в республике “введут новую систему ученых степеней – кандидатов и докторов наук уравняют и сделают докторами философии”.


“Впрочем, — пишет газета, — эти предложения нашли отклик далеко не у всех. Самыми ярыми противниками иностранных стандартов стали именитые ученые, которые всю жизнь посвятили науке и которым звание “доктор наук” далось ценой чуть ли не в полжизни. Несмотря на то, что новая система не лишает их званий и регалий, они против уравниловки. Сейчас они готовят письмо президенту и статьи в специализированные научные издания против новой системы”.


“Казахстанских чиновников от образования давно расстраивает тот факт, что наши дипломы не котируются в европейских странах”. – напоминает “АиФ”. Газета отмечает, что “недавно один из парламентариев заявил, что в течение последних 12 лет в республике сменилось 8 министров образования, и каждый считал своим долгом внести посильный вклад в реформирование отрасли. Но так кардинально, как замахнулся нынешний глава ведомства, еще ни один руководитель не пытался”.


В то же время “Экспресс К” публикует открытое письмо ветерана высшего образования министру образования, написанное в восточном духе, – сначала похвала, потом критика, затем снова похвала.


Бывший доцент КазГУ им.аль-Фараби пишет: “слушая ваши выступления в средствах массовой информации, мы как-то поверили тому, что с вашим приходом на этот высокий пост в системе образования страны наконец-то установится какой-то элементарный порядок, законность и справедливость. К нашему великому сожалению, пока такие новации не наблюдаются”.


Поведав о несправедливости на вступительных экзаменах, аксакал выразил надежду, что министр придаст этому факту “немаловажное государственное значение” и примет “решительные меры”. В конце письма – приписка с поздравлением: “в этой связи также хочется поздравить вас с присвоением премии “Тарлан”, которая по сути является авансом на честное служение своему народу”. Да, реформаторов в народе никогда не любили, но… боялись!