Попытка путча провалилась. Его участники попали за решетку

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Отклик на статью Нурсултана Назарбаева


Исполняющий обязанности директора правозащитной организации Human Rights Watch по региону Европы и Центральной Азии Рейчел Денбер откликнулся на недавно опубликованную в Washington Times статью Нурсултана Назарбаева «Прогресс в Казахстане». Об этой статье мы уже писали в начале недели. Небольшое письмо опубликовано в той же Washington Times среди прочей редакторской почты под заголовком «Реформам нужна свобода». Вот о чем пишет правозащитник:


Обращаясь к тем, кто выступает с критикой медленных темпов демократизации в Казахстане, президент Нурсултан Назарбаев дает им следующие слова заверения: «Мы не отказываемся от реформ». Но, пишет Денбер, более убедительным было бы со стороны правительства освобождение из тюремного заключения лидера оппозиции Галымжана Жакиянова, регистрация его партии «Демократическое движение Казахстана» [«Демократический выбор Казахстана»] и прекращение преследований и запугивания сторонников оппозиции. Это стало бы небольшим шагом вперед в улучшении мрачной репутации Казахстана в области избирательных свобод и в предоставлении казахскому народу возможности подлинного выбора на предстоящих парламентских выборах.


«Асар» рассчитывает на победу


Журналист Алима Бисенова опубликовала на сайте Eurasianet статью под названием «Казахстанская партия «Асар» становится одним из лидеров в кампании по выборам в парламент». Вот некоторые выдержки из этой публикации.


Как считает автор публикации, на место лидирующей силы в парламенте, по-видимому, уже сегодня претендует новая политическая партия во главе с дочерью президента страны. Однако оппозиция утверждает, что быстрый рост влияния партии «Асар» во главе с Даригой Назарбаевой связан скорее с династическими амбициями нынешнего казахстанского лидера, чем со способностью этой партии привлечь голоса избирателей.


Вот как охарактеризованы в статье взгляды Назарбаевой: она «решительно выступает за проведение реформ, особенно в сфере избирательного законодательства и СМИ. В ряде случаев она разделяет взгляды оппозиции, выдавая их за собственную точку зрения. В разгар дебатов в конце января по закону о выборах «Асар» объявила о формировании фракции из 10 прежде независимых членов парламента. Этот шаг повысил способность «Асар» оказывать влияние на ход парламентских дебатов«.


В публикации приводятся оценки некоторых западных экспертов, сомневающихся в возможности превращения партии «Асар» в силу, способную провести либерализацию Казахстана. «В каком-то смысле Назарбаева должна будет сама решить, будет ли «Асар» играть какую-то позитивную роль, – заявила Марта Брилл Олкотт, старший эксперт Фонда Карнеги за международный мир (Вашингтон). – Если эта партия станет рупором политической либерализации, свободных и справедливых выборов, тогда она будет заслуживать всяческого одобрения. Назарбаева способна сделать из нее такого рода инструмент. Однако пока это неясно«.


Трудно не согласиться с выводом журналистки о том, что кампания по выборам в парламент станет решающим испытанием политических способностей Назарбаевой. Среди основных соперников ее партии названы «Отан», центристская «Ак жол» и главное оппозиционное движение страны – «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), хотя последний еще не получил статуса партии, дающего право претендовать на места в парламенте.


Суть стратегии «Асар», как считает автор публикации, состоит в том, чтобы убедить избирателей в выгодности статуса Назарбаевой как дочери президента. «Мы не тратим время на вопросы, кто виноват и что делать. Мы просто делаем свою работу«, – говорится в заявлении партии. В публикации напоминается о некоторых инициативах этой партии, в частности, о создании общественных приемных, постановке вопроса об обеспечении занятости и др.


Что касается ДВК, то он, по оценкам Алимы Бисеновой, «стремится привлечь к себе внимание не столько своими идеями, сколько оппозицией Дариге Назарбаевой«. В статье цитируются положения политического манифеста ДВК, опубликованного 22 февраля: «И деньги, и власть, и газеты, и телевидение принадлежат в нашей стране не народу, а только исключительно правящему классу во главе с президентом Назарбаевым… И именно поэтому все так называемые пропрезидентские партии созданы на деньги правящего клана и для отстаивания интересов правящего клана… Ни одна из этих партий никогда не защищала, не защищает и не будет защищать интересы народа«.


Для оценки такой фрондистской позиции автор вновь прибегает к мнению Марты Брилл Олкотт. Вот ее слова: «Критика [Назарбаева] может привести к противоположным результатам. Она может привлечь людей и к ДВК, и к «Асар», в зависимости от того, как ее будут интерпретировать… Нурсултан Назарбаев в значительной мере сохраняет популярность, однако, разумеется, многие испытывают к нему и неприязнь«.


«Деятельности ДВК мешает то, что в Казахстане не существует традиции независимой оппозиции, – продолжила Олкотт. – Они должны найти способ продемонстрировать, что являются позитивной, а не чисто негативной силой«.


Что делали казахстанские «солдаты удачи» в Экваториальной Гвинее?


Загадочная история с задержанием самолета с 64 предполагаемыми наемниками в Зимбабве и арестом 15 человек в Экваториальной Гвинее попала на первые страницы многих западных газет. Но в этом деле по-прежнему много темных моментов, включая и возможное присутствие среди подозреваемых нескольких наших соотечественников.


Британская газета Daily Telegraph сообщает, что в Экваториальной Гвинее была задержана группа наемников, среди которых есть и граждане Казахстана. Официальные лица этой небольшой, но богатой нефтью африканской страны объявили, что там арестованы 15 человек, предположительно наемников, которые намеревались участвовать в свержении действующего президента.


В Малабо, столице Экваториальной Гвинеи, циркулируют слухи, будто задержанные были участниками заговора по смещению президента Теодоро Обианга, пришедшего к власти с 1979 г. также в результате переворота. Экваториальная Гвинея обладает значительными запасами нефти, расположенными в шельфовой зоне на побережье этой страны. В настоящее время она является третьим производителем нефти в Африке после Нигерии и Анголы, добывая 350 тыс. баррелей нефти в сутки.


Министр информации Экваториальной Гвинеи Агустин Нфуму сообщил, что среди 15 задержанных есть жители Южно-Африканской Республики, немцы, а также граждане Казахстана и Армении, которые находились в Экваториальной Гвинее с декабря. «Здесь были арестованы примерно 15 наемников… И это связано с тем самолетом в Зимбабве, — говорит министр. — Они были передовым отрядом этой группировки».


История с задержанием «наемников» в Экваториальной Гвинее оказалась связанной с арестом «Боинга» в другой африканской стране — Зимбабве. Лондонская Times пишет, что в деле с задержанием самолета много загадочного и неясного. Пока не выяснен пункт назначения. В различных сообщениях говорится, что «Боинг-727» направлялся в Бурунди, Демократическую Республику Конго или в Экваториальную Гвинею. Последний вариант теперь звучит чаще всего, особенно в свете сообщения о задержании в Гвинее группы из 15 наемников, среди которых были и возможные граждане Казахстана.


Однако в версии с наемниками есть и темные места. Свидетели, которые видели загружаемый самолет до того, как он покинул Южную Африку, рассказали, что на борт было загружено оборудование типа молотков, резаков и лопат. «Они скорее похожи на людей, отправляющихся в геологическую экспедицию», — утверждает один из очевидцев. Еще одна неподтвержденная версия гласит, что самолет направлялся в Демократическую Республику Конго для участия в международных усилиях по разминированию местной территории.


Несмотря на это, власти Зимбабве утверждают, что самолет вез военный груз, а его пассажиры — наемники. Хотя, пишет Times, предметы, продемонстрированные в телевизионных репортажах, нельзя расценивать как «используемое коммандос при выполнении специальных заданий». Зимбабвийские спецслужбы показывают резиновые шлюпки, спальные мешки, спутниковые телефоны, ножи, резаки, молотки, униформу и т.п. Но при этом журналисты не увидели огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ.


В публикации Daily Telegraph говорится, что среди арестованных по этому делу есть и бывший британский офицер Саймон Манн. Министр внутренних дел Зимбабве Кембо Мохади утверждает, что живущий в Кейптауне (ЮАР) Саймон Манн прибыл в Зимбабве ранее и находился в аэропорту Хараре для встречи самолета с наемниками. Известно, что англичанин после увольнения из британской армии занимался консультированием в сфере безопасности. Среди 64 человек, находившихся на борту авиалайнера, 20 граждан ЮАР, 18 — Намибии, 23 — Анголы, 2 — Конго и 1 — Зимбабве.


Среди других версий, о которых пишет Daily Telegraph, есть и такая, согласно которой задержанные отправлялись в Демократическую Республику Конго — для участия в обеспечении безопасности добычных работ.


Согласно одному из последних сообщений, предполагаемым наемникам грозит смерть. BBC информирует, что лица, подозреваемые в подготовке государственного переворота в Экваториальной Гвинее, в четверг предстанут перед судом в Зимбабве. «Им грозит самое суровое наказание, предусмотренное нашими законами, в том числе и смертная казнь», — заявил министр иностранных дел Зимбабве Стан Муденге.


Власти страны утверждают, что находившиеся на борту «Боинга» люди являются наемниками и что в их отношении может быть применена смертная казнь. По телевидению Экваториальной Гвинеи выступил человек, который признался в подготовке государственного переворота. Согласно другим сообщениям, на борту самолета находились сотрудники служб безопасности, которые направлялись в другие страны и сделали остановку в Зимбабве для пополнения запасов.


В то же время Зимбабве и Южно-Африканская Республика, которые поддерживают нынешнюю власть в Экваториальной Гвинее, заявили, что задержанные собирались участвовать в свержении президента страны Теодоро Обианг Нгуемы. Хараре обвинил задержанных в причастности к спецслужбам США, Великобритании и Испании.


К этому можно добавить, что собственно гражданам Казахстана и их возможной участи в многочисленных публикациях посвящено всего по несколько строк. Никаких имен или других подробностей нет. Остается ждать более подробной информации и приговоров африканских судов.