Бедный Аблай-хан, у него не было “Боингов” и “Мерседесов”…

И народный герой Нуркадилов…


Казахскоязычная пресса продолжает муссировать событие 11 марта.


Как вы помните, в тот день теперь уже бывший глава АЧС Нуркадилов потребовал отставки Президента. Его заявление многие оценили как политическую “бомбу”. Все казахские журналисты задаются одним и тем же вопросом: “Как Заманбек Нуркадилов решился на этот поступок?” Но сделать какие-либо выводы никто не решается.


Большинство казахскоязычных акул пера ограничились лишь констатацией фактов. Только некоторые из них осмелились предположить, что теперь господину Нуркадилову не поздоровится. Один из них Ж.Калыбай, журналист газеты “Адам ата Хауа ана”.


В своей статье автор излагает происшедшие в жизни Заманбека изменения после того случая и только в завершение статьи осмеливается выразить свое опасение за судьбу господина Нуркадилова и его жены. К статье прилагается интервью с Нуркадиловым и Макпал Жунусовой. Никаких каверзных вопросов, создается впечатление, что интервьюер Берик Уали хочет вызвать жалость к своему герою: “Ах, вот какой он семьянин, ах, вот как он любит свою жену и дочь”.


Как же у нас все-таки просто: выступил человек против того, кто стоит выше, журналисты готовы тут же простить ему все его ошибки в прошлом и возвести его в народные герои. А ведь пару лет назад о господине Нуркадилове писали совсем по-другому…


Что-то новое внес журналист газеты “Ак жол-Казахстан”, да и то пожелал остаться неизвестным. Статья подписана инициалами, полное имя написать, наверно, все же страшно. Итак, некий Н. Ж. в своем материале пытается понять Назарбаева не как президента, а как человека. “Назарбаев не царь и не хан, он, прежде всего, человек, Президент, которого выбрал народ”, — пишет он.


Что касается Нуркадилова, то он, на взгляд автора, просто народный герой. “Кто-то говорит, что Заманбек — настоящий мужчина, кто-то же утверждает, что он ничем не лучше других, но, прежде всего Нуркадилов — казах. Казах с чистым сердцем и душой. Он похож на батыров, известных нам из истории. Батыры всегда говорят то, что видят, ничего не скрывая. Такие люди даже родственникам могут не понравиться, а Президенту тем более…” — пишет автор. — “Например, когда все обсуждали его отношения с Макпал, он специально выступил по телевидению и признался перед всеми, что, да, действительно любит ее. На такое не каждый мужчина способен!


На взгляд автора, Нуркадилов отличается от остальных тем, что он достойно принимает критику СМИ. Это значит, что он умеет и сам критиковать чьи-то поступки.


Назарбаев в этой ситуации выигрывает в одном: такое может происходить только в той стране, где есть свобода слова. Что было бы, будь на его месте другой человек? Может быть, было бы лучше, а может, и хуже…”, — продолжает размышления господин Ж. Автор не скрывает, что ему не нравится, как президент каждый раз говорит о ком-нибудь: “Опытный человек, прошедший испытания, доверенное лицо”, а когда этот человек перестает его слушаться, противоречит ему, то вчерашнее “доверенное лицо” сразу же становится для него неугодным.


Такое произошло и с Акежаном Кажегельдиным, и с Галымжаном Жакияновым, и с Мухтаром Аблязовым. Что же будет с Нуркадиловым? Ведь о нем тоже Назарбаев говорил, что он опытный, прошел испытания…” — пишет неизвестный автор.


Но что бы там ни было, господин Ж. считает, что Назарбаеву все же повезло больше, чем Аблай-хану, который правил лишь Средним жузом. “Аблай-хан и мечтать не мог о белой орде в Астане и Алматы одновременно. У него не было времени на такие торжества, которые сейчас у нас принято устраивать, не было ни “Боинга”, ни “Мерседеса”…” — продолжает господин Ж. Далее он пишет: “Сейчас о Назарбаеве говорят все, кому не лень. Раньше говорили только хорошее, теперь же стали говорить и плохое”.


По мнению автора, Назарбаев отличается тем, что он не только объединил три жуза, но и собрал их всех вместе под одной крышей, которая называется Казахстан. Также он считает, что мир и согласие, царящие в нашей стране, — тоже заслуга Назарбаева. Автор не отрицает, что и сам народ сыграл в этом не последнюю роль. Ведь не будь казахи такими скромными, спокойными и терпеливыми, никакой руководитель не смог бы что-либо сделать.


Размышляя, что хорошо, а что плохо, автор задается вопросом: “Страна славится героем или героями?” Подобное занятие всегда наводит на мысль, что в Казахстане, кроме Назарбаева, нет никого, кто бы думал о будущем страны. Автор напоминает, что общество, которое держится только за одного человека, всегда неблагополучно. Примеров много: это и Сухарто, и Черчилль (?)…


Далее он строит свою статью по принципу: а что, если…


По его мнению, может, народ и простил бы президента, скажи он: “Никаких денег для себя я в зарубежных банках не храню, это все забота о будущем народа: кто знает, что может случиться завтра”. “Ведь поверили же, когда Тасмагамбетов с трибуны Парламента пытался объяснить, куда делся 1 млрд. долларов. Поверили и тогда, когда Президент сказал, что ничего у них нет, ни личной машины, ни личной дачи, что все чиновники разъезжают на старых автомашинах, купленных детьми”, — пишет он.


Жакиянова обвинили в превышении должностных полномочий и хищении 2 млн. тенге. Нуркадилов же утверждает, что у президента на счету 60-80 млрд. долларов…” — продолжает автор, не зная, насколько все это правда.


Вот если бы, мол, президент освободил Жакиянова, ограничил бы участие своей семьи в государственных делах, провел бы справедливые выборы, покаялся бы, то народ простил бы его.


В завершение статьи автор пишет: “Чего только не пришлось вытерпеть Президенту. Действительно ли виноват Назарбаев, чтобы обвинять его во всех грехах? Ответа на этот вопрос, к сожаленью, невозможно найти”.


Откуда в министрах русская грусть?


По ту сторону баррикады в борьбе за повышение статуса казахского языка на прошлой неделе оказался министр образования Жаксыбек Кулекеев. Казахские акулы пера и раньше недолюбливали проводимые им реформы в системе образования. Теперь же после его приказа, который гласит: “Все выпускники школ перед единым тестированием в этом году должны сдать письменный экзамен по русскому языку”, — возмущению журналистов нет предела.


Сначала были сомнения, — пишет Макпал Жумабай в газете “Ана тілі”, — но потом, внимательно изучив указ министра “О завершении учебного года за 2003-2004 гг. и о проведении единого тестирования” стало понятно, что это не было шуткой”.


По словам Макпал, в этом указе черным по белому было написано, что казахскоязычные школы должны провести государственный экзамен по русскому языку (диктант) 31 мая, а в остальных же школах выпускники в этот день должны сдать устный экзамен по казахскому языку.


Что это? Почему требования к казахскоязычным школьным учреждениям должны отличаться? Почему, когда казахский язык переживает не самые лучшие времена, выпускники именно казахскоязычных школ пишут диктант по русскому языку?” — возмущается автор, принимая во внимание то, что реформы в системе образования рассчитаны не на один год.


Она считает, что этим указом министр показал свою позицию в отношении государственного языка. По мнению автора, после такого никто не будет верить, что у казахского языка есть будущее. Пока все не зашло слишком далеко, автор советует министру задуматься над этим и принять соответствующее решение.


Еще одним чиновником, вызвавшим недовольство журналистов на прошлой неделе, стала Алтыншаш Джаганова. Председатель Агентства по миграции и демографии и руководитель партии “Руханият” заявила, что приехавшие из-за рубежа без квоты не могут называться оралманами. По ее словам, они приезжают самостоятельно, и их число в 3-4 раза превышает число приехавших по квоте. Об этом было написано в 40 номере газеты “Жас Алаш” от 3 апреля.


Журналисты газеты “Туркестан” восприняли это как нежелание хоть как-то помочь оралманам, приехавшим без квоты. “А ведь они, приезжая самостоятельно на свои средства, экономят государству огромные деньги, да к тому же способствуют решению демографических вопросов. Всего-то им нужно получить гражданство и найти работу”, — пишет Е. Кумар.


По его мнению, Алтыншаш Джаганова, не признавая таких оралманов, противоречит закону “О миграции населения”. “Она же сама не раз говорила, что при Агентстве создается штаб по оказанию поддержки приехавшим без квоты оралманам. А теперь она даже не хочет признавать в них оралманов. На сегодняшний день на свою историческую родину вернулись около полумиллиона человек. 300 тысяч из них приехали без квоты. Получается, они вовсе не оралманы?” — не может согласиться автор с главой Агентства по миграции и демографии.


В “Жас казахе” тоже недовольны Алтыншаш Джагановой, но уже по другому поводу. Речь идет о третьем внеочередном съезде партии “Руханият”.


Первой, как и положено, выступила председатель партии Алтыншаш Джаганова. Она попросила разрешения у присутствующих сделать свой доклад на русском языке. Судя по всему, сделала она это лишь для формальности, так как начала она свое выступление, не дождавшись ответа зала. Правда, она утешила тех, кто не знает русский язык, тем, что письменное содержание ее доклада будет распространено на казахском языке”, — пишет Сарбаз Кут-Мухаммед.


По его словам, многие не могли понять, зачем необходимо было выступать на русском, когда 95% присутствующих в зале были казахи. Серик Абдыраимов прямо так и сказал об этом Алтыншаш Джагановой. На что она ответила: “Мы должны быть культурными. Если в зале были бы два-три человека, не понимающего казахский язык, мы должны были бы обеспечить их синхронным переводом. Не имея такой возможности, мы решили провести съезд на русском языке”.


По словам автора, это и возмутило его больше всего. “А если бы половина присутствующих в зале не знала русского языка, что же тогда? Такое вполне возможно, потому что многие члены партии – оралманы. Выходит, Мухтар Ауэзов ошибался, называя человека, не знающего свой родной язык, некультурным”, — возмущается господин Кут-Мухаммед.


Далее он продолжает: “В последнее время имя Алтыншаш Джагановой часто появляется на страницах печатных СМИ. Это связано с ее неплодотворной работой в Агентстве по миграции и демографии. В связи с этим она часто стала проситься на прием главы государства. Все это – ее попытки удержаться во власти”.