Процесс пошел… и тут же приостановился

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Джеймс Гиффен препятствовал поставкам вооружений из Казахстана в Иран и Северную Корею


Нью-Йоркский нефтяной консультант, обвиненный в выплате взяток на сумму более 78 миллионов долларов казахстанским чиновникам, в четверг не признал себя виновным по новым обвинениям в нарушении налогового законодательства и преступном сговоре, сообщает агентство Dow Jones.


Джеймсу Гиффену, главе корпорации Mercator, в прошлом году было предъявлено обвинение в нарушении Закона о коррупции за рубежом и переводе денег чиновникам от имени западных нефтяных компаний в обмен на предоставление прав на добычу в Казахстане. По всем обвинениям он предстанет перед судом 4 октября.


Гиффен выступил с кратким ходатайством перед американским окружным судьей Уильямом Поли III. В ходе процесса адвокат Стив Коэн убеждал судью отклонить обвинения, заявляя о том, что действия Гиффена по переводу миллионов долларов на счета в швейцарских банках были санкционированы казахскими официальными лицами, которые зачастую использовали деньги в своих личных целях.


«То, что делал Гиффен, осуществлялось согласно санкциям и прямым указаниям», — сказал он. Гиффен, который в течение десятилетия помогал Казахстану заключать прибыльные сделки с корпорацией Exxon Mobil и другими компаниями, «исполнял законы суверенного государства», убеждает Коэн.


Судья Поли отложил принятие решения по поводу отклонения обвинений на следующее заседание, намеченное на 29 июля.


Обвинения выдвинуты в рамках длительного правительственного расследования схемы взяточничества, ведущей к нефтяным сделкам в Казахстане. По связанному с этим расследованием делу бывший высокопоставленный менеджер корпорации Mobil был приговорен в сентябре к 46 месяцам тюрьмы за уклонение от уплаты налогов с суммы 7 миллионов долларов, которую он получил при ведении дел нефтяного гиганта в Казахстане. Представители прокуратуры заявляют, что Дж. Брайан Уильямс, который признал себя виновным, получал выплаты от фирмы Гиффена.


Некоторые подробности слушаний можно узнать из материала журналиста Алека Эпплбаума, опубликованного сайтом Eurasianet.


Оказывается, в ходе предварительных досудебных слушаний адвокаты американского торгового банкира Джеймса Гиффена, которому предъявлено обвинение в даче взяток высокопоставленным правительственным чиновникам Казахстана, сами обвинили Соединенные Штаты в «правовом империализме». Закон США не распространяется на действия Гиффена, так как они осуществлялись в Казахстане, заявляют защитники банкира.


В ходе слушаний адвокаты добивались прекращения дела против Гиффена, который обвиняется в нарушении ряда статей Закона о коррупции за рубежом. Согласно федеральному обвинительному акту, Гиффен, предположительно, перевел более 78 миллионов долларов на банковские счета, контролируемые президентом Нурсултаном Назарбаевым и бывшим премьер-министром Нурланом Балгимбаевым, с целью содействовать заключению сделок в области энергетики в середине 1990-ых гг. между Казахстаном и нефтяной корпорацией Mobil, которая ныне входит в состав ExxonMobil. «Дело может сыграть роль политического детонатора в Казахстане», — отмечает Алек Эпплбаум.


Уильям Дж. Шварц, адвокат Гиффена, настаивал на том, что действия его клиента не подпадают под юрисдикцию законодательства США, добавляя, что для обеспечения обвинений против торгового банкира прокуратура США пытается приравнять американский закон к «естественному праву». Представители обвинения аргументируют свою позицию тем, что действия Гиффена были направлены на то, чтобы принести выгоду отдельным лицам, а не государству Казахстан, соответственно, закон США может быть применен. «Если мы сможем доказать, что эти действия были направлены на получение выгоды отдельными лицами, — сказал помощник прокурора Соединенных Штатов Питер Нейман, — защита не сможет повлиять на заключительный приговор».


Если дело дойдет до судебного разбирательства, начало которого предварительно запланировано на 4 октября, адвокаты Гиффена говорят, что их тактика защиты будет базироваться на утверждении, что торговый банкир действовал как правительственный агент, который должен был делать то, что он делал, несмотря на все свои сомнения, чтобы сохранить доверие казахстанских чиновников.


Члены команды Гиффена заявляют, что они попытаются доказать, что их подопечный, начиная с 1992 г., тесно сотрудничал с ЦРУ, Советом национальной безопасности и Госдепартаментом. Адвокаты настаивают на том, что Гиффен в его деловых отношениях с руководством Казахстана руководствовался убеждением в том, что он является агентом правительства США, которое, предположительно, хотело, чтобы он продвигал национальные интересы, поддерживая близкие отношения с казахстанскими чиновниками.


«Соединенные Штаты были очень заинтересованы эксплуатировать его [Гиффена] близкие отношения [с Назарбаевым и другим казахстанскими официальными лицами]», — утверждает Шварц. Адвокат заявил о существовании документальных свидетельств того, что Гиффен действовал в интересах Соединенных Штатов, препятствуя Казахстану в продаже современных вооружений Северной Корее и Ирану.


Шварц настаивает на том, что защита должна получить все американские правительственные документы, касающиеся взаимоотношений правительства с Гиффеном, начиная с 1992 г. Он сказал, что ЦРУ и Государственный департамент отказали в предоставлении некоторых из этих документов, мотивируя это интересами национальной безопасности и внешней политики. Представитель прокуратуры Нейман сказал, что широкий характер запроса защиты может «заморозить дело» на длительный период времени.


Прежде чем слушания, продолжавшиеся около двух часов, были отложены, Нейман объявил судье о намерении привлечь в качестве свидетелей двух иностранных граждан — служащих швейцарского банка, которые могли бы помочь отследить движение предполагаемых взяток через сеть швейцарских счетов. Шварц возразил на это, утверждая, что защита будет несправедливо лишена возможности подготовиться к процессу, если показания будут взяты незадолго перед намеченным на 4 октября судом.


Накануне слушаний 3 июня в Нью-Йорке министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев оказался в Вашингтоне, где он провел переговоры с госсекретарем США Коллином Пауэллом. Политические обозреватели в Казахстане и Соединенных Штатах предполагают, что дело Гиффена может привести к серьезному обострению двусторонних отношений, учитывая, что информация, связанная с делом о взяточничестве, может нанести политический ущерб администрации Назарбаева.


Нет никаких непосредственных указаний на то, что дело Гиффена обсуждалось в ходе переговоров Токаева и Пауэлла. В ходе двусторонних встреч обсуждался «широкий диапазон проблем, связанных с двусторонними отношениями, региональной политикой и перспективами послевоенной стабилизации в Ираке», — цитирует автор материала сообщение одного из казахстанских информационных агентств.


О возможных негативных последствиях расследования коррупционного дела говорится и в еще одной публикации на сайте Eurasianet.


Уже сегодня появились признаки, свидетельствующие об ущербе, которое это дело нанесло двусторонним отношениям. В своих комментариях от 14 мая Назарбаев назвал обвинения против Гиффена «актом провокации». Некоторые наблюдатели считают, что Назарбаев рассматривает это дело как своего рода наказание со стороны американского правительства.


«Он [Назарбаев] не понимает, почему дело не было прекращено», – заявил эксперт по казахстанской экономике, согласившийся говорить на условиях анонимности. «Они [казахстанские власти] не верят в независимость судебной власти США… и думаю, что считают это [дело Гиффена] направленным лично [против Назарбаева]».


Мнение казахстанских чиновников о том, что правительство США выбрало их страну в качестве мишени для несправедливых нападок, еще более укрепилось после недавних комментариев американского посла в ОБСЕ Стивена Миникеса, который заявил, что Казахстан «пожирает раковая опухоль коррупции».


Охлаждение американо-казахстанских отношений потенциально грозит серьезными последствиями для программы казахстанского энергоэкспорта. Вплоть до последнего времени Астана считала Соединенные Штаты своим ключевым партнером в деле развития энергетики. Сегодня, по-видимому, Назарбаев полон решимости диверсифицировать экспортные маршруты и, в частности, изучает возможности более тесных экономических связей с Россией и Китаем.


Самое большое зло, которое нам угрожает, — афганские наркотики


Судя по публикации в Washington Times, Касымжомарт Токаев действительно публично не высказывался на тему коррупционных расследований, предпочтя рассуждать о ситуации в Афганистане и Ираке, а также о возможном трубопроводе в Китай.


Неспособность международных сил обуздать рост производства мака в Афганистане угрожает дестабилизировать весь центральноазиатский регион и стать источником финансирования для нового поколения террористов, заявил министр иностранных дел Казахстана в Вашингтоне. Касымжомарт Токаев сказал, что его страна — естественный маршрут незаконного транзита героина и других наркотиков из Афганистана в Россию и на европейские рынки. Продолжающийся рост производства в Афганистане грозит тем, что Казахстан может столкнуться с всплеском потребления наркотиков и другими социальными проблемами.


«Мы обеспокоены, ведь, несмотря на то, что проводится так много конференций, создано так много организаций для борьбы с наркотиками и терроризмом, но при этом ничего конкретного не делается», — сказал Токаев редакторам и журналистам Washington Times в интервью, которое он дал в посольстве Казахстана. «У меня создается ощущение, что настоящие террористы смотрят на эти конференции и выступления и просто смеются над нами», — отметил он.


Также Токаев, встречавшийся в среду с госсекретарем Коллином Пауэллом, сказал, что Казахстан привержен сохранению его небольшого военного подразделения в Ираке, несмотря на недовольство внутри страны, а также что его богатая нефтью страна вскоре начнет работу по строительству нового трубопровода, предназначенного для поставок на бурно растущий китайский рынок.


Казахстан, 65 процентов населения которого являются мусульманами, направил 27 военных инженеров в Ирак для осуществления гуманитарной миссии после изгнания Саддама Хуссейна. Это единственное государство Центральной Азии, которое внесло вклад в возглавляемую Соединенными Штатами миссию по обеспечению безопасности.


Несмотря на глубокие разногласия по вопросу о ведущейся Соединенными Штатами войне, «мы глубоко убеждены в том, что международное сообщество должно объединиться, чтобы помочь США справиться с этой трудной ситуацией, — сказал он. — Мы очень заинтересованы в том, чтобы Ирак стал светским государством, демократическим государством. Если этого не произойдет, Ирак будет намного более опасным местом, чем он является в настоящее время». Министр подтвердил, что правительство президента Нурсултана Назарбаева «заплатило высокую политическую цену» дома за отправку небольшого подразделения в Ирак. Но при этом, по его словам, присутствие Казахстана стало важным символом его приверженности стабильности в регионе.


Глава внешнеполитического ведомства подробно остановился на опасности, исходящей от торговли наркотиками, и призвал принять конкретные меры для борьбы с наркоторговцами и террористами в Афганистане.


Что касается нефти, Касымжомарт Токаев сказал, что Казахстан следует политике диверсифицированного развития рынков и рассматривает Китай как наиболее благоприятную из возможных целей. Китайские и казахские официальные лица недавно объявили, что в августе начнется строительство 750-мильного трубопровода стоимостью 688 миллионов долларов, который свяжет нефтяные месторождения Казахстана с терминалами на китайской границе. Работы будет завершены к концу 2005 года.


Инвесторы добиваются выгодных условий


Hindustan Times публикует сообщение агентства Reuters из населенного пункта Кендирли в Мангистауской области, где на днях прошло заседание очередного Совета иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан.


Казахстан добивается баланса интересов иностранных инвесторов и государства, поскольку он стремится максимизировать выгоды от его природных ресурсов, заявил в пятницу президент Нурсултан Назарбаев.


Западные нефтяные компании недовольны тем, что в конце прошлого года богатое нефтью государство Центральной Азии установило более высокие налоги для будущих нефтяных и газовых проектов и объявило о введении жестких условий при заключении соглашений о разделе продукции (СРП). Правительство с тех пор придерживается своей жесткой линии, заявляя о приверженности новым правилам. Но после очередной встречи с инвесторами на побережье Каспийского моря Назарбаев дал понять, что возможны и некоторые послабления.


«Наши друзья (иностранные инвесторы) советуют нам: если вы хотите и дальше привлекать инвестиции, не создавайте барьеры, не меняйте (правила), — сказал президент на пресс-конференции после завершения заседания Совета иностранных инвесторов. — Конечно, мы обратим на это внимание».


«В то же самое время, мы будем учитывать международный опыт и интересы Казахстана, чтобы максимизировать доходы государства от наших природных ресурсов», — отметил Назарбаев.


Казахстан, добиваясь развития его нефтедобывающей промышленности, вскоре после получения независимости в 1991 году предложил инвесторам низкий уровень налогообложения и благоприятное законодательство. Страна сумела привлечь около 25 миллиардов долларов инвестиций, но в то же время подвергается критике за коррупцию. В казахские нефтяные и газовые проекты вовлечены такие компании, как Exxon Mobil, ChevronTexaco, Shell, BP, BG, Total и ENI.


В 2003 г., после нескольких лет внушительного экономического роста, когда ВВП увеличился на 10-11 процентов в год, казахи решили внести изменения в их налоговое законодательство, включая введение нового налога на экспорт нефти. Правительство также объявило, что государственная компания «Казмунайгаз» получит 50-процентную долю во всех новых шельфовых нефтяных проектах.


Инвесторы на это отреагировали заявлениями о том, что новые налоги сделают будущие проекты нежизнеспособными и поставят под угрозу честолюбивые планы правительства. Казахстан намерен утроить объемы добычи нефти до трех миллионов баррелей в день к 2015 г. и войти в число крупнейших экспортeров нефти.


Григорий Марченко, помощник Назарбаева и бывший глава центрального банка, сказал, что инвесторы могли бы предложить поправки к законам, которые, по их мнению, ошибочны. «Если инвесторам не нравятся изменения, которые были внесены в начале 2004 г., они должны предложить достойную альтернативу», — заявил он.


Продолжает тему корреспондент BBC Иэн МакУильям, который также пишет о трудностях, связанных с развитием нефтедобычи в Казахстане.


Как отмечено в материале, до сих пор развитие местной нефтяной промышленности сдерживала отдаленность этих территорий и трудности с экспортом добываемой нефти. Президент Назарбаев хочет превратить свою страну в одного из ведущих экспортеров нефти, но для этого нужно построить хорошо действующую сеть нефтепроводов, автомобильных и железных дорог, а также морских путей. Казахстан хочет, чтобы именно Актау стал центром нефтяной промышленности.


Новое месторождение Кашаган, считающееся одним из крупнейших открытых в мире за последние тридцать лет, находится недалеко от Актау под голубыми морскими водами. Крупные нефтяные корпорации хотели бы участвовать в его разработке, но у них возникли определенные опасения из-за появившихся слухов о том, что Казахстан намерен ужесточить условия новых контрактов в сфере энергетики.


Кстати, во всех материалах зарубежных СМИ, посвященных заседанию Совета иностранных инвесторов, упоминается о коррупционных скандалах, связанных с нефтяными контрактами середины 90-х годов. Хотя, судя по публикациям, на самом заседании речь о продолжающихся расследованиях не шла.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru