Канберра призывает Казахстан помиловать австралийского террориста

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Эхо борьбы с терроризмом в Казахстане докатилось до Австралии


Тема борьбы Казахстана с проявлениями террористической деятельности, в последние недели вышедшая на первые полосы отечественных газет, получила неожиданное продолжение в далекой Австралии. Оказывается, уже несколько лет в казахстанской тюрьме отбывает наказание австралийский гражданин, обвиненный в террористической деятельности.


Австралия известна скорее как цель нападения исламистских группировок, нежели как родина террористов. Правда, из-за удаленности от остального мира и защищенности границ террористы предпочитают организовывать вылазки против австралийских интересов и граждан за рубежом. Еще свежи воспоминания о взрывах в Индонезии (в 2002 г. — на острове Бали, в нынешнем году — у посольства Австралии). Однако об участии граждан этой страны в экстремистских организациях было известно совсем немного. Большинство австралийцев знает о судьбе лишь одного такого «террориста» — Дэвида Хикса, который два года находился в заключении на американской базе в Гуантанамо.


А на минувшей неделе телекомпания ABC обнародовала имя человека, оказавшегося первым гражданином Австралии, осужденным за террористическую деятельность после 11 сентября 2001 года. Им оказался житель города Аделаида некий Нурполат Абдулла. Стало известно, что он этнический уйгур и гражданин Австралии с 1986 г., в 1998 г. он переехал в Казахстан, а ныне является заключенным тюрьмы, которую автор репортажа Майкл Винсент назвал «бывшим сталинским лагерем«.


Родственники Абдуллы решительно настаивают на его невиновности. По их словам, Нурполат Абдулла — «политический активист, который был заключен в тюрьму за помощь людям, которые бежали из Китая«. Власти Австралии также выступают в поддержку своего подданного. В частности, сообщается, что «правительство Австралии, которое возражало против закрытого судебного процесса, поддерживает прошение Абдуллы о помиловании, заявляя, что оно сделает все возможное для него«.


Если судить по данным, приведенным в репортаже австралийских телевизионщиков, то вырисовывается следующая картина. Оказывается, Нурполат Абдулла является гражданином Австралии уже около 20 лет. Последние годы перед тюремным заключением он с семьей жил в Казахстане. Супруга Абдуллы Рабийя вспоминает, как мужа арестовывали около четырех лет назад:


— Как-то утром, когда мы завтракали, двое полицейских пришли в наш дом, они сказали, что они из КГБ, и забрали моего мужа. Они сказали, что они хотели бы задать ему несколько вопросов.


После этого Рабийя вернулась в Австралию, а сам Нурполат Абдулла был осужден казахстанским судом по обвинению в терроризме.


Автор репортажа напоминает о нелегкой судьбе уйгурского мусульманского меньшинства в Китае: «Уйгуры обвиняют Пекин в массивных нарушениях прав человека. В ответ Китай обвиняет уйгуров в терроризме«. Сам Нурполат Абдулла вырос и учился в школе в Аделаиде. Однако рассказы о тяжелой участи своих соплеменников он слышал буквально каждый вечер за обеденным столом. По словам его отца, Мохаммада Абдуллы, в каждой уйгурской семье «всегда рассказывают о нашей истории, нашей борьбе за свободу«.


В 1998 г. Нурполат Абдулла вернулся в Центральную Азию, но не на свою родину, а в соседний Казахстан. Там он поселился с женой и старшим сыном и начал бизнес по торговле шерстью. По словам его родственников, он помог товарищу уйгуру, который бежал из Китая.


Журналист Майкл Винсент информирует о том, что «Китай оказывает давление на власти Казахстана с целью расправиться с уйгурскими активистами. После того, как двое казахских полицейских были застрелены в сентябре 2000 г., Нурполат Абдулла и еще около 100 человек были задержаны для допроса. Семья Абдуллы утверждает, что казахские власти сфабриковали доказательства, которые использовалось, чтобы отправить его под суд«.


Полиция даже утверждала, что у нее есть свидетель, который может подтвердить связь Нурполата Абдуллы с Усамой бен Ладеном, правда, этот свидетель так и не предстал перед судом. Судью не убедили предъявленные следствием доказательства, и он вернул дело на доследование в полицию. Однако во время второго суда в октябре 2001 г. Абдулла был осужден и приговорен к 15 годам тюрьмы.


Австралийские официальные лица не были допущены на оба судебных процесса, а их протесты по этому поводу были отклонены. Между тем члены семьи Нурполата Абдуллы, побывавшие в местах его заключения, рассказывают об ужасных условиях содержания в неволе.


Исабийра Шамседин, невестка Абдуллы, рассказывает: «Они издеваются над ним. Как только они увидели австралийский паспорт, они плюнули на него и заявили: «о, мы можем сделать все, что захотим, потому что ты находишься у нас под арестом. Твой паспорт австралийского гражданина ничего для нас не значит»«.


Авторы репортажа, живописуя страдания узника, прибегают даже к недвусмысленным историческим аналогиям. Так, Майкл Винсент утверждает, что «тюрьма, где находится Нурполат Абдулла, расположена в отдаленном районе и в прошлом была частью сталинского ГУЛАГа«. Кроме того, два года назад австралийские консульские чиновники отметили ужасные условия. В частности, в одном из консульских документов отмечено, что «несколькими месяцами ранее в тюрьме произошел инцидент, когда 10 заключенных вспороли свои животы в знак протеста против невыносимых условий заключения«. По словам репортера, Абдулла рассказывал австралийским чиновникам, которые посетили его, что его избивали, держали в клетке на холоде 14 часов.


Трудно сказать, что творится в тюрьме на самом деле, возможно, родственники австралийца сгущают краски, стремясь произвести впечатление на общественность, но сообщения в нашей прессе о подобных фактах издевательств, правда, в отношении граждан Казахстана, нельзя назвать редкими.


Любопытно, что официальный представитель Канберры не подтвердил эту информацию. Брюс Биллсон, парламентский секретарь, ведомство которого отвечает за австралийцев, содержащихся в тюрьмах за границей, не видит никаких оснований для вмешательства. Как заявил Биллсон, «во время последнего посещения г-на Абдуллы не возникло никаких беспокойств относительно обращения с ним. Для данных обстоятельств он выглядел неплохо«.


В программе прозвучали также свидетельства австралийца, который оказался в аналогичной ситуации. Кей Дейнс и его жена 11 месяцев провели в тюрьме в Лаосе, их выпустили только после личного вмешательства министра иностранных дел Александра Даунера.


Кей Дейнс говорит, что в случае с Абдуллой сдержанная реакция австралийского правительства определяется тем, что «на него навешали ярлык террориста, к тому же он мусульманин, а не англосаксонского происхождения«.


Впрочем, правительство утверждает, что во всех случаях отношение к такого рода делам одинаковое. Брюс Биллсон заявляет о том, что власти серьезно относятся к делу каждого из примерно 200 австралийских граждан, находящихся ныне в тюрьмах за границей. Правительство поддерживает ходатайство семьи о помиловании. Биллсон далее сказал:


— Они добиваются помилования. Мы поддержали это прошение о помиловании. Однако решение должно быть вынесено казахстанскими властями, и мы рассчитываем на благосклонное отношение.


Однако, замечает корреспондент, «это стало новостью для семьи Абдуллы, поскольку правительство не удосужилось сообщить им или их адвокату об этих действиях«.


Новость о судьбе заключенного обошла в последние дни многие австралийские масс-медиа. Так, местная газета Daily Telegraph выдала материал под заголовком «Казахская полиция сфабриковала обвинения«. Это же сообщение публикует издание the Australian. В этих публикациях утверждается, со слов членов семьи Абдуллы, что власти Казахстана сфабриковали улики, среди которых были и две ручные гранаты, найденные в его доме.


Семья заключенного всячески подчеркивает ужасающие тюремные условия в Казахстане, а также апеллирует к общественности Австралии, заявляя о пассивности властей страны. Так, его отец, Мохаммад Абдулла, утверждает: «Они не вернут моего сына домой. Австралийское правительство не доведет до конца это дело. Они не заинтересованы в том, чтобы найти правду …«


Между тем правительство страны вновь заявляет о поддержке своего соотечественника. Как информирует сайт News.Yahoo.Com, власти Австралии поддерживают ходатайство о помиловании Нурполата Абдуллы. Здесь вновь цитируются высказывания секретаря федеральной парламентской комиссии по иностранным делам и торговле Брюса Биллсона о том, что Австралия рассчитывает на благосклонное отношение властей Казахстана к ходатайству родственников Абдуллы.


О реакции официальных органов Казахстана на просьбы о помиловании гражданина Австралии и на обвинения в жестоких условиях содержания в тюрьме австралийские СМИ ничего не сообщают.


Также во всех этих сообщениях не совсем убедительным выглядит объяснение причин, по которым Абдулла, получивший гражданство Австралии в 1986 г. после побега из западного Китая (вероятно, имеется в виду Синьцзян), через десять лет перебирается с Зеленого континента в Казахстан. Бизнес по торговле шерстью, конечно, может давать определенный доход, но им с не меньшим успехом можно было бы заниматься и в аграрной Австралии. К тому же родственники упоминали, что Абдулла «помогал» уйгурам, бежавшим из Китая. Возможно, он был одним из посредников, связующим звеном между уйгурами Синьцзяна и зарубежной диаспорой.


К этому можно добавить, что на прошлой неделе стали известны новые данные о продолжающемся сотрудничестве спецслужб Казахстана и Китая в борьбе с уйгурскими сепаратистскими организациями. Как сообщил 16 ноября сайт радиостанции «Свобода» — «Свободная Европа», высокопоставленный сотрудник казахстанских спецслужб на днях сообщил, что за последние шесть лет Казахстан выдал Китаю и Кыргызстану 14 уйгуров, подозреваемых в экстремистской деятельности.


Владимир Божко, заместитель председателя Комитета Национальной Безопасности Казахстана, заявил, что все выданные были членами группировки, известной как Партия освобождения Восточного Туркестана, которую он назвал уйгурской сепаратистской организацией.


«Хизб-ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана или нео-ИДУ?


Между тем в центре внимания отечественных и зарубежных СМИ по-прежнему находится предыдущее громкое заявление первого заместителя председателя КНБ Казахстана Владимира Божко о задержании 14 предполагаемых членов экстремистской группировки, тесно связанной с Аль-Каедой. В аналитическом материале радио «Свобода» — «Свободная Европа» речь идет о разногласиях в версиях казахстанских и узбекских спецслужб относительно деятельности террористических организаций в регионе. Так, в целом информация, прозвучавшая 11 ноября на пресс-конференции в Астане, подтвердила часть обвинений, представленных с 26 июля по 24 августа на суде в Ташкенте над 15 обвиняемыми в насильственных действиях 29 марта — 1 апреля 2004 г. Однако заметны и расхождения в ряде деталей и оценок.


В сообщениях узбекских властей говорилось, что некоторые из подозреваемых обучались в пакистанской провинции Южный Вазиристан, а «Немецкая волна» сообщала о деятельности остатков ИДУ и в Казахстане. Однако на пресс-конференции 11 ноября Божко категорически заявил, что «на территории нашей страны нет никаких лагерей и баз для обучения террористов«. Но в официальных узбекских сообщениях речь идет о «вспомогательных лагерях» в Казахстане, где некоторые из вышеупомянутых 15 подсудимых обучались на «частных квартирах» в Шымкенте и в других местах. Все это, по мнению автора, указывает на «очевидный спор между узбекскими и казахскими официальными лицами относительно терминологии«.


Также серьезные вопросы вызывает предполагаемое организационное подчинение группировки. Если официальный Ташкент главную вину за все последние вылазки возлагает на организацию «Хизб-ут-Тахрир» (ХТ), то из сообщений казахстанских спецслужб можно сделать вывод о причастности к ним скорее Исламского движения Узбекистана (ИДУ), известного своей тесной связью с Аль-Каедой.


Узбекский суд подчеркивает идеологическое влияние ХТ, отмечая, что несколько подсудимых были членами запрещенной экстремистской организации. Как известно, уже 31 июля, на следующий день после нападений взрывников-самоубийц на посольства Америки и Израиля и здание Генеральной прокуратуры, в переданном по национальному телевидению послании узбекский президент Ислам Каримов заявил, что нападавшие самоубийцы и эти 15 подсудимых «принадлежат к одной и той же группировке«. В том же послании президент обвинил средства массовой информации в распространении информации о причастности ИДУ к нападениям и, ссылаясь на признания самих 15 подсудимых, подчеркнул роль идеологии ХТ в террористических нападениях.


Однако на пресс-конференции в Казахстане, которая в других отношениях подтверждала официальную узбекскую версию событий, не было ничего сказано о роли ХТ и подразумевала прямую связь разоблаченных террористов с ИДУ через нескольких активистов. Со своей стороны, ХТ, которая ставит перед собой радикальную цель установления халифата в Центральной Азии ненасильственным путем, неоднократно отвергала любую причастность к террористическим нападениям в Узбекистане.


Сопоставляя версии ведомств двух стран и информацию из иных источников, автор выдвигает версию о том, что к последним террористическим вылазкам в Узбекистане имеет отношение некая новая ветвь ИДУ: «Причастность «нео-ИДУ» к нападениям в Узбекистане кажется более вероятной, чем внезапное преобразование ХТ в военизированную террористическую организацию«.


Известно, что основные силы ИДУ, совершившего в свое время серьезные нападения на узбекское правительство, были разбиты в ходе операции международных сил под руководством США в Афганистане. Возможно, в состав восставшей из пепла нео-ИДУ вошли некоторые выжившие члены первоначального состава ИДУ, которые бежали из Афганистана в конце 2001 года и перегруппировались на новом месте, часть — в отдаленных провинциях Пакистана, а остальные — в Центральной Азии. Нео-ИДУ, возможно, также привлекло нынешних или бывших сторонников ХТ в Центральной Азии, и особенно в Узбекистане, которые настроены на более решительные действия.


Настойчивость узбекских властей, считающих, что все или почти все дороги ведут к ХТ, может представлять собой нежелание отклониться от курса, который лежал в основе официальной политики в течение нескольких лет, заключающегося в том, что ХТ представляет самую большую угрозу стабильности узбекского общества. В контексте этой политики, акцент на ХТ в показаниях подсудимых может стать следствием чрезмерного рвения фанатичных следователей и обвинителей, стремящихся во что бы то ни стало подтвердить спущенную сверху версию. Организация Human Rights Watch 18 августа направила письмо президенту Каримову, где поднимает проблему давления на подсудимых в ходе вышеупомянутого судебного процесса над 15 подсудимыми. В письме говорится, что «выводы судебного расследования полностью основаны на признаниях подсудимых, и защита пока не сумела выяснить в ходе суда условия, в которых такие признания были сделаны«.


Автор материала, анализируя поступающую информацию, приходит к заключению об организационной и финансовой слабости нео-ИДУ в настоящий момент. Финансовые ресурсы группировки кажутся ограниченными, что, вероятно, оказывает влияние на ее организационные возможности. На пресс-конференции в Казахстане Божко заявил, что, в то время как моджахедины получали определенные средства из-за границы, они также финансировали свои действия с помощью вооруженных грабежей, в ходе которых были убиты три человека. Очевидно, что террористическая организация, идущая на рискованные вооруженные грабежи, испытывает некоторые финансовые трудности. Также в сообщениях отмечалось, что во время весенних нападений на полицейские патрули в Ташкенте боевики забирали их оружие, что является еще одним признаком ограниченности средств. К тому же можно предположить, что будущими объектами вылазок боевиков могут стать символы узбекского государства, ведь прежде имели место нападения на полицию, здание Генеральной прокуратуры, а сейчас раскрыты планы убийств высокопоставленных узбекских официальных лиц. Впрочем, автор материала считает маловероятными масштабные акции. Так, согласно информации, прозвучавшей на пресс-конференции в Астане, казахские спецслужбы разбили одну группировку и будут, конечно, искать другие. Наблюдается высокая активность спецслужб и других стран Центральной Азии.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru