Мурат Ауэзов: «Мы не должны верить тому, что говорят китайские политики»

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Потоки нефти направляются на восток, потечет ли в обратном направлении вода?


Сайт Asia Times публикует серию материалов о политике Китая в Центральной Азии, подготовленных сотрудниками радио «Свобода — Свободная Европа». Ниже приведены сокращенные выдержки из этих публикаций.


Несмотря на его географическую близость, Китай в течение прошлого столетия играл весьма незначительную роль в Центральной Азии. Экономически, политически и культурно Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан прочно держались в орбите России. Но полученная в 1991 г. независимость принесла изменения, среди которых открытие ведущего на восток «бамбукового занавеса». Первоначально это были торговцы-челноки, привозившие потребительские товары из Китая. Вслед за ними настал черед крупного бизнеса и высокопоставленных политиков. За время немногим более десятилетия Китай — с его быстро развивающейся экономикой и ростом политического влияния — стал главным игроком в регионе.


Китайская поп-музыка разносится из громкоговорителей, смешиваясь с криками китайских торговцев на заполненном местном рынке. Добро пожаловать в Китай? Нет, на самом деле мы находимся в коммерческой столице Казахстана Алматы, на базаре «Я-Лянь».


После открытия в 1997 году «Я-Лянь» стал одним из крупнейших рынков города, привлекая тысячи покупателей в его павильоны, которые предлагают все от домашних приборов и одежды до бытовой электроники.


Подобные сцены повторяются на сотнях китайских рынков по всей Центральной Азии. Первоначально торговцами были местные жители, ввозившие товары на продажу из-за границы. Но в последние годы на их место пришел поток китайских торговцев, которые создали постоянные магазины и стали частью жизни центральноазиатских городов.


И это всего лишь один из наиболее заметных признаков присутствия Китая в регионе. На более высоком уровне китайские официальные лица и лидеры бизнеса объехали весь регион, подписывая соглашения о сотрудничестве и контракты, которые дают возможность расширить точку опоры Пекина.


Интерес Китая к таким странам, как Казахстан и Туркменистан, в значительной степени вызван потребностью в их энергетических ресурсах. Экономика Китая быстро развивается, но собственная нефтедобыча и минеральные ресурсы больше не могут удовлетворить растущий спрос.


Китайские чиновники в результате колесят по земному шару в поисках поставщиков. «Китайские нефтяные компании — почти по всему миру, — говорит корреспондент агентства Dow Jones в Китае. — Они отправляют команды нефтяных экспертов для организации нефтяных проектов, особенно нарастает поток проектов в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Северной Америке«.


Эти усилия начинают приносить плоды. В мае после семи лет переговоров Китай и Казахстан договорились до конца 2005 г. построить трубопровод протяженностью 1000 километров от расположенной в центре Казахстана Карагандинской области до северо-западной китайской провинции Синьцзян. Трубопровод будет ключевым звеном проекта в 3000 километров, который свяжет Китай с Каспийским морем. Китай также предложил энергетические проекты Узбекистану, Таджикистану и Кыргызстану.


Однако шведский специалист по Центральной Азии Никлас Сванстром полагает, что, хоть и поиски полезных ископаемых формируют политику Китая в регионе, однако это еще не все.


Китай быстро превращается в мировую державу. Через десятилетие или два он сможет непосредственно бросить вызов доминированию Соединенных Штатов, Японии и Европы. Но прежде чем это случается, руководители в Пекине стремятся создавать зону дружественных и стабильных стран вокруг границ Китая, которые окажут им политическую поддержку, а также дадут в будущем экономические рычаги. Все это заставляет Пекин основывать торговые представительства во всех центральноазиатских странах, инвестировать, повышать уровень различных региональных организаций, среди которых выделяется Шанхайская Организация Сотрудничества.


«Китайцам нужны природные ресурсы, — полагает Сванстром. — Им нужны нефть и газ, потому что Китай крайне нуждается в них, так как его экономика растет. Но дело не только в этом. Им необходимо гарантировать границы. Они хотят удостовериться, что Центральная Азия — стабильный регион. Поскольку если Центральная Азия втянется в военные конфликты, это, вероятно, распространится и на Синьцзян, самую западную провинцию Китая«.


Не все в Центральной Азии довольны ростом интереса Китая к региону. Существуют скрытые опасения, особенно в странах, граничащих с Китаем, что Пекин жаждет земли. И если бы это имело место, даже незначительная иммиграция китайцев в регион затопила бы местные поселения. Например, все население Казахстана, несмотря на его обширную территорию, насчитывающее примерно 14 миллионов человек, составляет всего лишь 1 процент от 1,4 миллиардов населения Китая.


Официальные лица в Пекине отвергают подобные обвинения. Но Мурат Ауэзов, бывший посол Казахстана в Китае, был не особенно дипломатичен, высказывая свои опасения. «Я знаю китайскую культуру. Мы не должны верить тому, что говорят китайские политики, — утверждает Ауэзов. — Как историк, я могу сообщить вам, что Китай 19 века, Китай 20 века и Китай 21 века — это три разных Китая. Но то, что их объединяет, — это желание расширить свою территорию«.


Еще одна важная проблема во взаимоотношениях двух стран — использование водных ресурсов. После аннексии Китаем Синьцзян-Уйгурского автономного района в 1950 г., Пекин проводит политику, которая вызывает негативные последствия для местной окружающей среды. Этот западный регион является местом расположения основного ядерного испытательного полигона Китая. Впрочем, наибольшее беспокойство связано с водой. Китайская политика «похода на запад» (go west) нацелена на дальнейшее развитие собственного северо-западного региона, требует все нарастающего потребления воды.


Растущая потребность Синьцзяна в воде грозит крупнейшей катастрофой в Казахстане. «В Казахстане наибольшее беспокойство вызывают две реки — Или и Иртыш, — говорит Мэлс Елеусизов, руководитель экологической организации «Табигат». — Новая инфраструктура и фабрики в Синьцзяне потребляют много воды. Также растет потребление питьевой воды. Если Китай продолжит увеличивать забор воды в регионе, это обязательно затронет водные ресурсы на нашей стороне«.


Иртыш и Или — важнейшие источники пресной воды для населения Казахстана. Обе реки также играют жизненно важную роль в экономике, обеспечивая воду для промышленности и сельского хозяйства. Также нельзя забывать о рыболовной отрасли.


Мырзагельды Кемел, член казахстанского парламентского комитета по защите окружающей среды и экологии, заявляет, что «если снизится уровень реки Или, это значительно повлияет на прибрежную экологическую среду. Значительно пострадают местные жители. Пока никто не обращает внимание на это, хотя приблизительно через 50 лет ситуация может стать даже хуже, чем на Аральском море«.


Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) предупредила, что крупнейшему озеру Казахстана Балхашу угрожает опасность исчезновения, если Астана не наладит сотрудничество с Китаем по проблеме водопользования на реке Или.


Также огромную тревогу вызывает продолжающееся строительство Китаем канала длиной 300 километров и шириной 22 метра, по которому вспять будут направлены воды Иртыша. Вдоль реки расположены многочисленные гидроэлектростанции и заводы, а канал Иртыш-Караганда дает возможность развивать сельское хозяйство в центральном Казахстане. Река обеспечивает питьевой водой столицу Астану, а также еще три крупных города — Караганду, Семипалатинск и Павлодар.


Китайские власти дают лишь ограниченную информацию о строительстве канала. Так, посол Китая в Казахстане Жу Сяо Пей пытается заверить: «Мы в настоящее время используем от 10 до 20 % вод [Иртыша]. Мы создаем новую инфраструктуру. [Но] мы собираемся использовать не более 40 % [воды]«.


В 2001 г. Казахстан и Китай подписали соглашение, нацеленное на сотрудничество по вопросам управления водными ресурсами. Спустя два года государства договорились обмениваться информацией о состоянии Иртыша. Но Жакыбай Достай, сотрудник Казахского Института геологии и географии, утверждает, что до сих пор переговоры ни к чему не привели.


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил Синьцзян в сентябре. Однако не было никакой информации о том, что он поднимал проблему приграничных рек на переговорах с китайскими официальными лицами.


Новости антитеррористической кампании


Сайт UNPO (организации народов, не представленных в ООН) сообщает о призыве Всемирного Уйгурского Конгресса (ВУК) с призывом к властям Казахстана выпустить из заключения Нурполата Абдуллу, оказывавшего помощь уйгурам, бежавшим от преследований из Китая (подробнее об этой истории см.: в обзоре от 22 ноября). Абдулла, являющийся гражданином Австралии, получил по приговору суда 15-летний срок. «Мы просим правительство Казахстана выпустить Нурполата Абдуллу, — заявляет президент ВУК Еркин Алптекин, — его необоснованное заключение не способствует уйгуро-казахской дружбе в этой стране, где есть значительное уйгурское население«.


Активисты уйгурской организации увязывают жесткий приговор и выдачу нескольких уйгуров Китаю с расширяющимся сотрудничеством КНР и Казахстана по борьбе с сепаратизмом и экстремизмом в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Авторы заявления напоминают, что в 1999 г. Китай в нарушение международных правовых норм казнил трех уйгурских политических активистов после их насильственного возвращения из Казахстана.


Израильские газеты Haaretz и Jerusalem Post публикуют сообщение о том, что участники летних террористических вылазок против посольств США и Израиля в Ташкенте были гражданами Казахстана. Органы следствия установили, что взрывниками-самоубийцами были 38-летний Авасхан Шаюсупов и 28-летний Мавлон Валиев, жители Тараза, а также 32-летний Дулат Искаков из Атырау. Власти Узбекистана также обратились с просьбой к правительству Казахстана выдать Аббоса Усманова, которого подозревают в участии в более ранних, весенних террористических вылазках, в результате которых в Ташкенте и Бухаре было убито не менее 47 человек.


Москву и Астану сближает космос


«Казахстан выдвигает свою кандидатуру на членство в элитном клубе космических держав, — пишет влиятельная деловая газета Financial Times, — в его планы входит строительство современного стартового комплекса, запуск спутников связи, создание обширной спутниковой сети и отправка на орбиту собственных космонавтов«.


Страна планирует потратить около 350 млн. долларов за более чем три года на космическую программу, благодаря чему сможет воспользоваться преимуществом космодрома Байконур, стартовой площадки, расположенной в казахской степи, но арендованной Россией, откуда совершается наибольшее количество стартов в мире.


Наиболее заметным должно стать строительство стартового комплекса «Байтерек» стоимостью 223 млн. долларов, которое Казахстан и Россия планирует завершить к концу 2008 г. Меирбек Молдабеков, заместитель главы Космического Агентства Казахстана, сказал, что новый комплекс даст его стране преимущество в конкурентной борьбе на рынке запусков коммерческих спутников. Рынок запусков в последние годы был не в самой лучше форме из-за спада телекоммуникационного сектора, крупнейшего пользователя спутников.


«Я думаю, что спрос не будет расти, но благодаря тому, что мы сделаем запуски более дешевыми и дадим высокие гарантии, я думаю, мы сможем получить 20 процентов доли рынка«, — уверяет Молдабеков.


«Люди в Казахстане также говорят, что, возможно, лучше тратить деньги на социальное обеспечение, на пенсии, — говорит заместитель руководителя космического агентства. — Но экономика Казахстана успешно поднимается, у нас есть экономический потенциал, чтобы вкладывать инвестиции в космос, мы располагаем инфраструктурой. Это — коммерчески жизнеспособный проект«.


Среди других проектов упоминается размещение Казахстаном в России заказа на проектирование, монтаж и запуск телекоммуникационного спутника, рассчитанного на ретрансляцию 12 каналов. В ближайшем будущем Казахстан намерен заказать еще три спутника. «Страна также планирует создать сеть центров космического мониторинга, один из таких центров уже открыт в новой столице Астане. Несмотря на его авторитарную политику, Казахстан получает доходы от обширных природных ресурсов, и экономические реформы здесь продвинулись дальше, чем у соседей«.


Но, как полагают авторы публикации, все еще остается проблематичным, смогут ли Казахстан и Россия сотрудничать в космосе, «единственной области, где русские все еще чувствуют себя выше остальной части мира«. В январе президенты России и Казахстана согласились продлить договор об аренде космодрома Байконур до 2050 года. По соглашению, Россия продолжит выплачивать ежегодную арендную плату в размере 115 млн. долларов, причем теперь Казахстан получит возможность участвовать в проектах через совместное предприятие.


«Русские управляют космодромом как своей собственной территорией, и казахи долго жаловались, что лучшие рабочие места достаются этническим русским, — сказано далее в статье. — Но Молдабеков полагает, что в новой ситуации положение изменится«.


У Москвы тоже есть поводы для подозрений: «Россия, в свою очередь, опасается того, что ее дружественным отношениям с Казахстаном может наступить конец, поскольку США продолжают нашествие на Центральную Азию«.


«Россия должна обладать независимым доступом в космос«, — заявил в январе Сергей Иванов, российский министр обороны. Наиболее вероятной заменой может стать база в Плесецке, южнее Архангельска, однако местная инфраструктура очень далека от уровня Байконура. К тому же Москва по-прежнему ограничена в финансах. Для российского правительства, которое в прошлом году ассигновало 250 млн. долларов на космические исследования (для сравнения: ежегодное финансирование космических программ в Советском Союзе составляло 7 млрд. долларов), модернизация Плесецка может оказаться слишком затратной.


Поэтому авторы публикации считают наиболее вероятным, что «казахи и русские объединят свои силы на Байконуре«. По словам Молдабекова, «это выгодно и для России, и для Казахстана«.


Уроки «каштановой революции»


Радио «Азаттык» информирует о том, что лидеры многих стран поторопились поздравить с победой на украинских выборах нынешнего премьер-министра Виктора Януковича. Ни многотысячные демонстрации, ни рассмотрение протестов оппозиции в судах не помешали Януковичу принять поздравления от «таких же сомнительно избранных коллег-президентов«.


Захлестнувшее улицы Киева противостояние разделило и мировых лидеров. Запад не признал объявленные итоги голосования. Зато руководители стран СНГ поздравили, как выяснилось, преждевременно, кандидата от власти. «Президент России Владимир Путин поздравил Януковича даже дважды. Вслед за Путиным телеграммы в Киев послали президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Беларуси и Китая. Президенты Литвы, Латвии и Эстонии, напротив, выразили открытую солидарность с народом Украины. Молдова также присоединилась к критике демократических государств«. Автор сообщения цитирует выдержку из приветственной телеграммы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Ваша победа свидетельствует о выборе украинского народа в пользу единства нации, демократического пути развития и экономического прогресса«.


Корреспондент Асель Тулегенова поинтересовалась мнением казахстанских политологов о возможных последствиях событий на Украине. Вот что сказал в интервью Нурбулат Масанов:


— Казахстан последует примеру Украины и примет сигнал к выходу из тоталитарного блока, созданного Путиным. Ведь сегодня он открыто пропагандирует неонацизм, он втянул в эту игру Лукашенко, Кучму, Назарбаева. Кучма вырвался. Следующими должны быть мы. А после созреет и Беларусь.


Дос Кушим, побывавший на Украине в разгар выборных страстей, заявляет:


— Грузии хотелось избавиться от Шеварднадзе. Ради этого они готовы были проголосовать за кого угодно – за Саакашвили или за любого другого. Но уроки Грузии и Украины показывают, что граждане могут бороться за свою свободу. У нас на политической арене есть личности, но конкретного человека, который повел бы за собой народ, к сожалению, пока нет. На его подготовку нужно много времени… События в Украине или Грузии несопоставимы с событиями в Казахстане. Наш народ не понял, что его голос имеет реальную цену. Сказываются слабость и разношерстность оппозиции.


Свои выводы из происходящего намерены сделать и лидеры оппозиции. Сопредседатель партии «Ак жол» Алихан Байменов высказался так:


— Украина является лидером по развитию гражданского общества среди стран СНГ. Их оппозиция организованна и ответственна. Она смогла преподнести урок власти, который следовало бы уяснить и другим странам: власть только тогда имеет право требовать от своих оппонентов соблюдения законов, когда сама подает пример.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru