А не стать ли теперь Киргизии центральноазиатским штатом США?

Источник: газета \"Алма-Ата ИНФО\"

В юности мне довелось пожить в районах Нарынкола, Кегеня, Жаланаша, где сходятся границы Киргизии и Китая. Случалось пешком переваливать на Иссык-куль, и самое яркое впечатление той поры (не считая роскошной и почти дикой тогда природы самого озера) – это необозримые совхозные поля опиумного (он тогда именовался лекарственным) мака…

Такая вот тогда была планово-централизованная и, так сказать, целомудренная советская экономика.

Самое же яркое (и неприятное) впечатление от нынешнего Иссык-Куля – это отчаянно вымогающие взятки местные ГАИшники. И то сказать: за купальный сезон им надо собрать с отдыхающих урожай, которого им с начальством должно хватить на прокорм в остальные пустые девять месяцев, на которые местная экономика впадает в спячку.

Поэтому президент Акаев, надо признать, правильно в свое время сформулировал цель, к которой следует стремиться маленькому, получившему суверенитет государству: стать Азиатской Швейцарией. От себя скажу: на Монблане не бывал, но красивее киргизских гор и долин (не считая наших) – нет на свете! Туристический рай – это самое прагматичное определение.

Но чтобы сделать этот рай реальностью – нужны деньги.

Которых у Киргизии нет.

Вернее, дело обстоит еще хуже, чем если бы просто не было денег: страна живет в долг. Конкретно, объем внешнеторговых операций Киргизии в январе-ноябре 2004 года составил $1505,8 млн., в том числе объем экспорта составил $660,6 млн., импорта — $845,2 млн. Итого сальдо торгового баланса сложилось отрицательное в размере $184,6 млн. (при $121,6 млн. в январе-ноябре 2003 года). А без учета золота предприятий по разработке месторождения \»Кумтор\» дефицит торгового баланса составил $454,7 млн. ($352,4 млн. в 2003 году).

Дефицит, как видим, только увеличивается…

А теперь представьте себе хорошего соседа, или даже родственника, человека, в общем, приличного, и по жизни симпатичного, но (это даже и не вина его, а – беда!) — не может он свести свой семейный бюджет! Поэтому живет такой хороший человек, объедая свою же семью, все время норовя взять у кого-нибудь в долг, а еще лучше – найти благотворительную помощь. Понятно, что долго так продолжаться не может, и дело кончится тем, что можно окончательно потерять как уважение окружающих, так и собственную семью.

Как же Киргизии самой научиться зарабатывать деньги?

Что можно продавать за границу и получать твердую валюту?

Вот экспорт за прошлый год: золото – на $270 млн., керосин — $49,2 млн., хлопок – $34,5, стекло – $24,2, одежда – $21,4, электроэнергия – $20,4, электролампы – $19,7, сахар – $19,6, неорганические химвещества – $19,2, овощи – $14,3 миллиона.

Как видим, фактически весь экспорт держится только на золоте. И точек прорывного роста, кроме гидроэлектроэнергетики (для развития которой требуются особо большие инвестиции), – нет.

Инвестиций же — мало вообще, причем структура их свидетельствует, что экономика Киргизии наполовину “варится в собственном соку”, а на другую половину зависит от внешней помощи. Так, (округленно) инвестиции из бюджета – 9%, сами предприятия – 35%, средства населения – 28%, иностранные гранты и гуманитарная помощь – 5%, иностранные кредиты – 19%, прямые иностранные инвестиции – 4%.

Справедливости ради надо сказать, что и в этих сложных условиях экономика Киргизии показывает очень неплохие темпы роста, не намного ниже, чем наращивающий сырьевой экспорт Казахстан. Так, в прошлом году ВВП нашего “младшего (не по возрасту!) брата” вырос на 7,1% — совсем неплохо!

Однако и при этом структура киргизской экономики, прямо скажем, не впечатляет:

В структуре номинального ВВП доля сельского хозяйства составила 32,9%, горнодобывающей промышленности — 0,7%, обрабатывающей промышленности — 12,2%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 3,1%, строительства — 3,0%, торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 16,6%, гостиниц и ресторанов — 1,5%, транспорта и связи — 6,4%.

Не в пользу соседа и общие объемы производства:

По оценочным данным, численность населения Киргизии на 1 января 2005 года составила 5 млн. 121 тыс. человек, то есть – в три раза меньше, чем у нас. Реальный же валовой внутренний продукт, по предварительной оценке, в прошлом году составил 94,078 млрд. сомов.

Это примерно 280 миллиардов тенге. Тогда как только государственный бюджет Казахстана намного ушел за триллион, а ВВП в этом году, по оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана, прогнозируется в сумме 6 трлн. 400 млрд. тенге.

Иначе говоря, – в двадцать три раза больше!

Или в семь с лишним раз больше в расчете на душу населения.

Соответственно, сложно с уровнем жизни: в январе-ноябре 2004 года номинальная среднемесячная заработная плата по Киргизии (без учета предприятий малого бизнеса) сложилась в размере 2126,1 сома.

Это около 49 долларов. У тех, кто имеет официальную работу. Реально же во многих районах у людей есть только кара-чай и кара-нан.

Вот он – решающий социально-экономический фактор “юрточной революции”!

Каковы же перспективы?

Понятно, что сбежавший из страны Аскар Акаев проблему экономического выживания Кыргызстана и народа с собой не увез, а в целости и сохранности, со всеми набежавшими процентами, завещал бывшим своим сподвижникам Курманбеку Бакиеву и Феликсу Кулову. Более того, в результате всех тех событий, что привели к смене власти, экономическая ситуация во всех смыслах только ухудшилась, и существенно. Поскольку предпринимательский доллар – это самая пугливая птичка, первой упархивающая из неспокойных мест.

Понятно и то, что экстренная помощь России, твердо обещанная Путиным, окажется сейчас очень кстати Киргизии, поможет, на первый случай, одолеть самые кризисные проблемы. Да и без того немалые симпатии кыргызов к России такая помощь еще больше укрепит, возродит старые надежды…

Но что на самом деле делать властям этой ма-а-ленькой страны, если единое экономическое пространство ЕвраЗЭС и взаимовыгодная интеграция на нем остаются лишь разговорами президентов?

Такая проблема на самом деле есть, и ее так или иначе придется решать. Иначе революцияии (тюльпанов и мародеров) начнут гостить в горах регулярно.

Понятно, что идею о том, чтобы Киргизии стать эдаким центрально-азиатским Пуэрто-Рико, — новым штатом США на территории СНГ, я высказал как бы не всерьез.

Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.

Ведь что, если серьезно, могло бы сделать маленькую горную страну с потрясающей природой местом бурного притока инвестиций, туристической Меккой, азиатской Швейцарией? А заодно – и создать работоспособную внутреннюю экономику?

Ответ однозначный: только 100-процентная гарантия политической и финансовой стабильности. А такую гарантию в сегодняшней Киргизии могут дать только внешние силы.

Может ли дать такие гарантии Россия, в принципе?

В принципе – может!

Могут ли США?

Еще как могут!

Единственное, что они не смогут – осуществить такой проект в отдельности друг от друга и против интересов друг друга.

Одним словом – вопрос есть, и как-то кому-то его придется решать…

***

Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.

\»Алма-Ата ИНФО\», 1.04.05 г.