Кыргызстан. Один день из жизни андижанских беженцев

“Но внезапно все дороги к площади перекрыли БТРы и военные, которые без предупреждения открыли по нам огонь из автоматов и крупнокалиберных пулеметов… На моих глаза пуля попала женщине в подборок и вышла через голову…”

\"\"

Кыргызстан выдал Узбекистану первых 86 человек из числа беженцев, разместившихся в лагере близ села Акмечит Сузакского района Жалал-Абадской области. Как сообщили в пограничной службе Кыргызстана, это в основном женщины, старики и дети.

Действия официальной власти уже прокомментировал ряд правозащитников и общественных деятелей. Так, глава ОО “Граждане против коррупции” Толекан Исмаилова осудила передачу беженцев соседнему государству. “Кыргызстану нельзя выдавать узбекских беженцев правительству Каримова. Этим мы покажем, что Кыргызстан не демократическая страна, а страна, поддерживающая тоталитарный и репрессивный режим”, — заявила 24 мая 2005 года на пресс-конференции в информагентстве AKИpress Толекан Исмаилова.

Между тем официальная власть мотивирует свои действия нехваткой места в лагере, незаконностью перехода границы и тем, что среди беженцев могут оказаться террористы и религиозные экстремисты. “Они не являются беженцами, они – нарушители границы”, — комментирует ситуацию начальник Жалал-Абадского пограничного отряда Асылбек Уралиев.

Так называемый “фильтрационный лагерь для беженцев” разместился в глубине Жалал-Абадской области, в ложбине между кыргызским селом Акмечит Сузакского района и узбекским селом Тешикташ Андижанской области. Две страны разделяет река Кугарт и не более 300 метров нейтральной полосы. Как полагают беженцы, узбекские пограничники постоянно просматривают лагерь, несмотря на то, что он частично скрыт небольшими холмами.

Путь к лагерю лежит практически через весь Сузакский район и представляет собой посыпанную гравием дорогу в 40 километров. С одной стороны сельской “трассы” расположены небольшие, построенные из саманного кирпича дома, а с другой – канал с грязно-мутной водой и самодельными мостами. На всем протяжении дороги нет ни одного мало-мальски уцелевшего от действий местных “несунов” объекта промышленности или предпринимательства. Маленькие магазинчики-ларьки с выбитыми стеклами, разбитый мрамор на лестницах местной школы и беспросветная печаль в глазах сельчан… Типичный пейзаж сельской местности постсоветского Кыргызстана, среди которого расположились граждане соседнего государства, бежавшие от условий еще худших, чем здесь.

На сегодняшний день в лагере находится 491 участник акции протеста в Андижане 13 мая. В большинстве своем это молодые люди 25-40 лет. Однако есть женщины и подростки, которые только что стали приходить в себя от увиденного на площади перед андижанским хокимиатом. “К 10 часам утра на площади собралось около 15 тысяч человек. Сначала образовалась небольшая группа, а потом к ней стали присоединяться все больше людей. Мы просто хотели рассказать властям о том положении, в каком оказались. Мы ждали встречи с президентом, который планировал прилететь в Андижан к 4 часам дня. Но внезапно все дороги к площади перекрыли БТРы и военные, которые без предупреждения открыли по нам огонь из автоматов и крупнокалиберных пулеметов… На моих глаза пуля попала женщине в подборок и вышла через голову… Она даже не успела вскрикнуть”, — вспоминает Равшанбек Исанов.

Как рассказывают беженцы, пока участники акции протеста соображали, что происходит, военные успели расстрелять не менее тысячи человек. “Мы не ожидали, что власти откроют по нам огонь. Были надежды, что Ислам Каримов, который называет себя “отцом нации”, не посмеет стрелять в собственный народ. Он называет нас террористами, но, расстреляв женщин, стариков и детей, он сам стал террористом, похуже самого Усамы бен Ладена”, — не скрывая своего возмущения, говорит Мухаммад Кадыров.

Беженцы рассказывают, что оставшиеся в живых митингующие бросились врассыпную бежать и прятаться от преследовавших их военных в переулках частных кварталов Андижана. К тому времени большая часть населения уже знала, что произошло, остальная – догадывалась. Характерные звуки выстрелов были слышны далеко за пределами центральной площади. Сегодня беженцы в кыргызском лагере благодарны тем андижанцам, которые помогли им скрыться от военных и показали короткие пути к выходу из города.

Образовавшаяся группа участников акции в количестве чуть более 500 человек приняла решение идти к границе с Кыргызстаном и попытаться найти убежище в соседней стране. “Около 40 километров мы прошли за 11 часов”, — продолжает Мухаммад Кадыров. — Ближе к 4 часам утра 14 мая мы подошли к селу Тешикташ и уже планировали пересечь границу. Но нас здесь ждала засада из пограничников и уже в самом селе мы потеряли около 15 человек убитыми. Более того, через местных жителей нам стало известно, что с кыргызской стороны нас также ждут пограничники. Мы приняли решение все же перейти границу, не задумываясь о том, что будет”.

Как сообщил Мухаммад Кадыров, митингующие отправили нескольких аксакалов для переговоров с узбекскими военными, и последние пропустили их на сопредельную территорию. Только близ села Акмечит Сузакского района, где сейчас расположен лагерь, они смогли перевести дух. “Кыргызские пограничник практически сразу же предоставили нам палатки, медицинскую помощь, так как среди нас были раненые, обеспечили водой и пищей. Мы уже обратились к властям Кыргызстана с просьбой предоставить нам статус беженцев. В противном случае мы отсюда не уйдем до тех пор, пока Ислам Каримов находится у власти”, — говорит Равшанбек Исанов.

Сегодня, помимо стресса от увиденного расстрела, беженцев беспокоит и судьба их родственников. “Во время нашего движения к границе до нас стали доходить слухи, что тех, кто выходил на площадь искать среди убитых своих родных, тоже убивали. Приезжавшие к нам в лагерь журналисты, близкие, представители благотворительных организаций рассказывали, что трупы расстрелянных по несколько дней лежали на земле в лужах крови, а потом их хоронили в общих могилах”, — говорит Жамшид Абдужаббаров.

\"\"

Состояние беженцев беспокоит не только самих беженцев, но и представителей международных медицинских организаций. “Сейчас остро стоит вопрос с обеспечением дезактивирующих, противотифозных, противодизентерийных средств. Также необходимы средства гигиены, нижнее белье и дополнительные палатки”, — комментирует ситуацию председатель Жалал-Абадского областного комитета Общества Красного Полумесяца Роза Акимбаева.

Как пояснила Роза Акимбаева, большое количество людей, проживающее в ограниченных условиях при отсутствии достаточного количества воды и возможности соблюдения личной гигиены, может явиться источником возникновения инфекционных заболеваний. Исходя из того, что в предоставленных МЭиЧС Кыргызстана палатках проживает по 50 и более человек вместо положенных 20, вероятность возникновения инфекции возрастает.

Более того, часть беженцев, которым не хватило места в “брезентовых домах”, расположилась прямо на земле под открытым небом, подстелив под себя шерстяные одеяла. Во время недавних проливных дождей они были вынуждены ночевать в сидячем виде в ближайших палатках, так как места лежать, просто нет. Здесь они не только спят, но и едят, пьют, общаются с заезжими журналистами и представителями международных организаций.

Отсутствие воды и возможности соблюдения личной гигиены даже здесь, на открытом воздухе, привело к появлению неприятного запаха. Если с этим беженцы еще мирятся, то невозможность прочитать намаз “чистым духом и телом” вызывает серьезные душевные расстройства у верующих. Беженцам для нужд гигиены приходится использовать арычную воду, принявшую после дождей темно-коричневый цвет. Однако это единственный источник воды, которым можно пользоваться без ограничения. Воду же для питья завозят пограничники Кыргызстана при содействии местных жителей и администрации села Акмечит.

\"\"

Кроме этого, лагерь для беженцев расположен на окраине села, где нет никаких коммуникаций, в том числе и подъездных путей. “Первую помощь, — рассказывает и.о. старосты села Акмечит Айтбай Маткасымов, — оказали жители нашего села. В основном мы смогли предоставить постельное белье, кухонную посуду и немного продуктов питания. Однако наши ресурсы ограничены, и мы не сможем постоянно помогать беженцам. У нас сейчас уже не хватает бензина для заправки водовозов и доставки продуктов питания”.

Ситуация с беженцами усугубляется не только в связи с ограниченными экономическими возможностями Кыргызстана, но и в связи с рядом заявлений Ислама Каримова. Телевизионное выступление президента Узбекистана о том, что среди беженцев могут быть террористы, вызвало обеспокоенность среди граждан Кыргызстана. Как стало известно, жители близлежащих к лагерю селений посредством небольшого митинга выразили надежду, что вопрос с гражданами соседнего государства решится в самое ближайшее время.

Сами беженцы понимают, что рано или поздно им все равно придется вернуться в Узбекистан. Сегодня они говорят, что с белым флагом готовы пересечь границу и найти смерть у себя на родине, так как надежд на то, что Ислам Каримов простит им митинг, у них нет.