Украина и Казахстан — будем ли дружить государствами?

Интервью с участником украинской революции

\"\"

Как пройдут выборы президента в нашей республике прогнозов много. Демократически настроенные представители нашего общества только и говорят об Украине и случившейся недавно там революции; Грузию как-то предпочитают сейчас не упоминать. Заманбек Нуркадилов как-то одному российскому журналисту сказал, что у нас будет революция “небесного” цвета, однако пока наша оппозиция использует брэнд своих украинских коллег — на всех митингах или других мероприятиях у всех участников оранжевые шарфы и банты на груди.

Недавно из Киева в Алматы приезжал один из участников украинской революции Ян Лепетун. В Казахстане он не впервые — еще на выборах мажилиса парламента он работал в нашей республике наблюдателем. И вот как он видит Казахстан.

***

— Ян, расскажите о себе, кого представляете, чем занимаетесь?

— Одна из сторон моей деятельности — пишу аналитику для киевского Национального института стратегических исследований, он работает для разработки стратегии президента, в том числе пишет ежегодное его послание к парламенту. В аспирантуре этого же института я учусь, сейчас пишу кандидатскую. Что касается моей общественной деятельности, то я представляю коалицию общественных организаций “Свобода выбора” и возглавляю антикоррупционный комитет.

— Расскажите подробнее об этой коалиции.

— Эта коалиция была создана в 1999 году под тогдашние президентские выборы, когда выбрали снова Кучму, для того, чтобы следить за честностью выборов. Уже позже мы ставили все новые и новые цели, вообще, она объединяет более 300 НПО во всех регионах Украины — это так сказать координирующий их орган.

— Ян, прежде чем перейдем к Казахстану, позвольте спросить: вот сейчас прошло уже некоторое время после вашей “оранжевой” революции, оправдала ли она себя?

— Конечно, еще прошло очень мало времени для того, чтобы в полной мере оценить насколько ожидание простых людей, именно тех, которые выходили на улицы, оправданы. Но, в то же время, уже можно сказать, что эта революция себя оправдала, и она была нужна, хотя бы потому что, даже если эта новая власть — Ющенко и Тимошенко, не выполнят данные ими обещания, то как минимум они будут помнить, что с ними может произойти то же самое, что произошло с той властью — это ее главная ценность. На самом деле, надо сказать, что это не была революция, а произошла смена власти.

Если говорить об ожиданиях людей и насколько они оправдались, то наверное, каждый человек может судить об этом посмотрев в свой кошелек, прибавилось ли там денег, или же наоборот.

Новое правительство взяло на себя очень большие обязательства в социальной сфере, и необходимо усилить кабинеты Тимошенко, чтобы их полностью оправдать. Сейчас у нас в Украине бензиновый кризис, на мой взгляд, из-за не совсем сбалансированной политики кабинета Тимошенко.

Большим пиар-ходом было повышение зарплат и минимальной ставки пенсий. Это было обещано еще Януковичем во время избирательной кампании, но как оказалось потом, в бюджете на 2005 год не было заложено ни одной копейки на повышение этих сумм. А Ющенко, после того как выиграл эти выборы, выполнил свое обещание.

В целях поднятия рождаемости ввели единоразовую выплату при рождении ребенка если перевести на доллары, то она составляет примерно 1 500. Это “легло на плечи” новой украинской экономики, которая сейчас без необходимых иностранных инвестиций, и я думаю, могут быть ощутимые трудности для того, чтобы выполнять бюджет и намеченные темпы роста в 9%, как огласил Ющенко.

Инфляция с нового года составила около 15%, и это вызывает очень большое беспокойство, в прошлом году, точную цифру сейчас не вспомню, но, по-моему, около 5% за весь год.

— Буквально недавно нашу страну посетил президент Беларуси Александр Лукашенко, затем ваш президент — Виктор Ющенко. С первым Нурсултан Назарбаев договорился подписать документы о создании ЕЭП, г-н Ющенко пока согласен не со всеми документами, но, скорее всего договоренность будет достигнута. Россия пока молчит. Хотелось бы узнать ваше мнение о тех договоренностях, которые были достигнуты между нашими государствами.

— Нынешняя украинская власть стоит перед большим вызовом, каковым является проблема обеспечения энергоносителями. Думаю, именно через эту призму следует рассматривать и визит Виктора Ющенко в Казахстан и разговоры об участии Украины в ЕЭП. Монопольная зависимость от России в энергетическом отношении не просто дает рычаги политического и экономического влияния на Киев, но является угрозой национальной безопасности. Нефтегазовую зависимость Кремль удачно трансформирует в политические выгоды. Подтверждение этому – активные разговоры о повышении Россией цен на нефть и газ для Украины и стран Балтии, и снижение их для Беларуси. Задача диверсифицировать пути поставок энергоносителей актуальна для Украины как никогда, и поэтому визит Ющенко в Казахстан был исключительно важен. Хотя и в совместном нефтепроводе, о котором договорились президенты наших стран, без участия России не обойдется.

Думаю, что неожиданное для многих заявление Президента о готовности Киева продолжать сотрудничество с ЕЭП и о создании в будущем наднациональных органов – не более чем реверанс в сторону Москвы после бензинового кризиса в Украине, за которым виднелись уши Кремля. Евроинтеграция остается стратегической целью — это Ющенко подтвердил во время визита в Турцию, но газ и нефть нужны сейчас. Однако думаю, помимо этого, исключительно экономическое сотрудничество между Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Россией имеет большие перспективы. Не в последнюю очередь – в сфере производства разных видов вооружения. Но из этого ничего не выйдет, если кое-кто будет преследовать идею о воссоздании Советского Союза.

— А какая цель вашего приезда к нам сейчас?

— Мы системно сотрудничаем с нашими коллегами, в данном случае НПО “Эхо”, которое находится здесь и возглавляет его Павел Лобачев. Мы имеем позитивный опыт с ними в совместном наблюдении в Казахстане за выборами, как в прошлом году, так и продолжим на предстоящих президентских выборах. Также мы имели честь принимать представителей НПО “Эхо” в Украине. Здесь также представители из Беларуси.

Наше сотрудничество идет, конечно, по нескольким направлениям, как я уже сказал — это наблюдение за выборами, в том числе в странах СНГ. Ближайшие будут в Нагорном Карабахе, и мы надеемся туда попасть, если найдем необходимое финансирование, затем в наших планах Болгария, затем выборы в Кыргызстане, в сентябре попытаемся попасть в Польшу.

Остальные наши проекты, которые мы разрабатываем, касаются передачи опыта построения демократического гражданского общества, и обмениваться им с казахстанскими, белорусскими, армянскими коллегам.

И скажу еще об одной цели — это частная цель, я очень давно просил Павла Лобачева сводить меня в горы, потому что я просто влюбился в них с первого взгляда.

— Да, нам есть, чем гордиться! Ваша организация больше направлена на молодежь?

— На самом деле изначально наша организация не является молодежной, то есть она не имеет такого статуса. Но так случилось, что большинство людей, которые в ней работают молодые, им до 30 или около 30 лет.

— Вы сотрудничаете еще с какими-то казахстанскими политическими или общественными организациями?

— Пока что наше сотрудничество здесь ограничивается, мы работаем только с НПО “Эхо”, но конечно мы имели контакты во второй мой визит сюда, это было во время наших выборов, и с представителями различных партий, и с членами центральной избирательной комиссии, и некоторыми чиновниками.

— И какое у вас впечатление осталось после такого общения?

— Поскольку я не очень хорошо разбираюсь в Казахстанской политике, выскажу свое личное мнение. Общее впечатление о партиях такое, что конечно будущее развитие вашей партийной системы еще впереди, а как это будет происходить — посмотрим.

Несмотря на то, что в Казахстане наблюдаются некоторые ограничения свободы слова и свободы политической деятельности, хочу сказать, что мое мнение о Нурсултане Назарбаеве, такое, что он один из самых ярких политиков на постсоветском пространстве. Поскольку Казахстан — это очень большая и очень разная страна и ее нужно уметь держать в таком балансе и не допустить ее “раскачивания” в ту или иную сторону, и Назарбаеву это удается, поэтому он безусловный лидер.

Более точную оценку можно будет дать после президентских выборов, и я полагаю, что выборы в Казахстане пройдут в этом году, судя и по движению околопрезидентских людей, например г-жу Балиеву уволили с должности председателя ЦИКа…

— Ну, скажем, ее не уволили, а перевели на должность министра Юстиции…

— У нас тоже было такое во время Кучмы. 90% министров, их заместителей и губернаторов не менялось, они только меняли должности.

— А, что вы можете сказать о наших оппозиционных партиях, вы наверное в курсе, что в “Ак жоле” произошел раскол, на одноименный и сейчас планируется регистрация партии “Настоящий “Ак жол”?

— По моему мнению, эта партия изначально была несколько искусственной, так как пять таких больших и ярких лидера, объединенных в одну партию, не могли в ней ужиться. Когда я впервые приехал в Казахстан и услышал о том, что такое “Ак жол” и что он из себя представляет, то уже тогда понял, что после выборов эта партия имеет все шансы развалиться. Тем более и в Украине мы имели такой опыт.

На самом деле у вас партии не исполняют той политической роли и условий, которые выполняют партии стран с развитой демократией. Это относится и к околопрезидентским партиям, и к оппозиционным — это лично мое мнение. Не стоит воспринимать мои слова как критику, на самом деле у нас до недавнего времени оппозиция тоже была слабой, но не настолько, как в Казахстане, хотя некоторые высказывания оппозиции в парламенте украинской просто вызывали улыбку.

ДВК пыталась себя заявить как главная оппозиционная партия на прошедших выборах, и по-моему, им не хватало реального действия, и они пошли по дороге шоу. И как показывает наш собственный опыт, такие партии в результате ничего не достигают.

— А каково ваше впечатление о наших молодежных организациях, вроде “Кахара” или “Молодых профессионалов”?

— Насколько я владею о них информацией, чтоб быть деликатней, скажу так, по-моему, им еще очень далеко до таких молодежных движений, как “Кмара”, “Отпор” или “Пора”. Ребятам еще нужно очень много работать над собой.

— По мнению многих экспертов, Казахстан является лидером в Центрально-Азиатском регионе. Между тем, последние выборы в Мажилис вызвали неоднозначную реакцию со стороны наблюдателей. Каково ваше мнение на этот счет?

— В общих чертах, все сводится к тому, что демократическое развитие Казахстана еще впереди, но конечно по сравнению с другими Центрально Азиатскими республиками, как и среди республик бывшего Советского Союза, здесь больше развита демократия.

Меня очень удивило, что настолько отличалась степень демократичности ваших выборов между двумя турами. И в первом туре наши наблюдатели замечали массу нарушений, начиная от вмешательства местных властей, когда просто Аким приходил на избирательный участок и командовал, как нужно считать голоса, заканчивая, тем, что многие люди, особенно пожилого возраста, не могли никак справиться с вашей электронной системой “Сайлау”.

Что касается самой системы проведения выборов, для меня было удивительно, что 10 депутатов от общего числа парламента избирались по пропорциональной системе, а остальные же 67 — по мажилитарной. Лично я не вижу смысла в таком соотношении, обычно опыт показывает, что либо 50 на 50, либо где-то в этом районе. Если бы я был чиновником или провластным деятелем Казахстана, то я бы не хотел выбрасывать такие большие деньги, которые пошли на организацию выборов по пропорциональной системе, в том числе и на Сайлау, для того, чтобы избрать лишь 10 депутатов.

— Просто не могу вам не задать вопрос, как по-вашему в Казахстане возможна революция?

— В Казахстане предпосылок для революции гораздо меньше, чем были в Украине, Грузии и даже в том же Кыргызстане, хотя последняя республика — это отдельная тема.

Экономика Казахстана находится на подъеме, нефти хватит вам еще на много десятилетий. Популярность вашего президента, если я не ошибаюсь, зашкаливает за 80%. У нас же у Кучмы за последние примерно 1,5 года, его рейтинг стабильно держался на 4-5%.

В Казахстане это более сложно, особенно ее техническое выполнение. Казахстан вчетверо больше, чем Украина, и в то же время населения гораздо меньше. Плотность населения очень маленькая. Например, у нас из Львова до Киева можно добраться за 6 часов на своем автомобиле, при этом еще и на заправках нас бесплатно заправляли. В самую первую ночь революции люди просто летели оттуда. Здесь же достаточно трудно представить, что из Алматы в Астану кто-то будет лететь, да и расстояние больше, а если брать другие города, то это еще более сложно. То есть достаточно трудно будет собраться всей нацией в Астане или Алматы, тем более если выборы будут в декабре, то на вашем майдане в Астане особо не посидишь, когда там до 40 минусов мороза. Кроме того, в Казахстане можно сказать, две столицы — одна политическая, а другая культурная, и в какой из них делать, а если уж и делать, то сразу в обоих. Но, и самое главное, хочет ли народ делать революцию?

Лично я позитивно отношусь к нашей — украинской революции, хотя сейчас готов критиковать нынешнюю власть, и думаю, это необходимо. У нас была действительно народная революция!

Хотя российские телеканалы в новостях и показывали, что у нас вышло 50-100 человек, причем брали какие-то старые кадры из архива, на них не было даже сцены. Но, скажу, что когда выходишь на улицу и видишь, что там собралось 1,5 миллиона человек, то понятно, что их ни чем нельзя было купить — они вышли за идею.

А если вернуться к Казахстану, то, как недавно посчитал Советник Нурсултана Назарбаева, Ермухамет Ертысбаев, ваш президент заканчивает только первый срок, после 16 лет правления, оказывается. Но что касается возможностей вашей оппозиции, то я не вижу того или иного кандидата, который мог бы противопоставить себя нынешнему президенту, того, кто действительно мог бы стать его достойным соперником на будущих выборах. Конечно, возможно, что объединительные тенденции в оппозиции, которые сейчас нарастают, приведут к кристаллизации какого-то единого лидера, кто бы им ни был. Я думаю, что сама нынешняя оппозиция, если она реально может смотреть на вещи, то она видит это. Не знаю, конечно, как она готовится к выводу людей на улицы, но для того, чтобы это все-таки сделать — нужна нормальная работа. Здесь есть и деликатный момент — политики сегодняшней оппозиции Казахстана, и я в этом уверен, также как это было с тогдашней нашей оппозицией в Украине, воспринимают обычных людей, как какой-то там пластилин, из которого можно лепить что бы то не было. Также точно, кстати, и еще даже в большей степени, относятся к обычным избирателям и представители власти и политтехнологи, которые на них работают. Они ошибаются. Главное, что должно быть в работе с людьми — это давать им информацию о том, что действительно происходит, а в этом отношении роль не правительственных организаций и независимых СМИ является ключевой и необходимой. История давно показывает, что народ умнее всяких политиков и он сам решит, что ему делать — хочет он такой власти или нет. Последнее слово всегда за народом!