Союз кинематографистов РК: возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке?..

С работой СК Республики Казахстан я знаком не со стороны, а наяву, ибо прямо-таки героически трудился в середине восьмидесятых в советской должности старшего методиста на территории Дома Кино. Время бежит, на дворе завершается первая пятилетка иного века, времена стремительных преобразований — правда далеко не всегда эффективных — не обошли стороной и кинематографическое сообщество по всем направлениям из профессионального бытия. Вот я и поговорил о всяком разном с оператором, режиссером, сценаристом и театральным драматургом — можно сказать знаковой фигурой на \»Казахфильме\» — ВОВНЯНКО Игорем Александровичем, избранным в начале года Председателем Союза кинематографистов Республики Казахстан.

— Игорь, мы с вами жили в двух полярных временах — сначала в атмосфере социализма с имперскими, а теперь, вот, находимся в сложной ситуации, которую острословы называют диким капитализмом или демократическими преобразованиями. Хотя, согласитесь, по существу в нашем повседневном существовании почти ничего не изменилось, — но это уже сугубо субъективное мнение. Однако ближе к делу: общественная организация, СК Казахстана, знакома вам не одно десятилетие. Очень замечательно, что именно вы её ныне и возглавляете. Давным-давно меня озадачивает и огорчает краеугольный вопрос: каково главное предназначение СК, особенно во времена оные, когда его существование с головы до пяток было обусловлено непререкаемыми идеологическими чугунного тоталитарного государства?

— Да уж, мы с тобой — порождение одной эпохи. Тогдашняя власть выстраивала нашу жизнь по строго регламентированным идеологическим схемам. ЦК КПСС все и вся держало на контроле сообразно коммунистическим программам в целом. Под патронажем отдела идеологии и были созданы различные творческие союзы: писателей, композиторов, художников, архитекторов, кинематографистов. Однажды я прочитал в журнале \»Огонек\» — в годы так называемой Перестройки, что все эти профессиональные гуманитарно-общественные объединения были \»сталинскими конюшнями по учету творческих кадров\». Не проще ли обратиться к позитивному мировому опыту и создать Казахстанский Кинопрофсоюз, предельно сблизив кинопроизводство и СК?

Нужно быть благодарным тому времени, в котором прошла наша основная творческая жизнь. Каким бы оно ни было — с коммунистическим или сталинским окрасом — Союз кинематографистов объединял киношников по мере сил и возможностей, создавал повседневную атмосферу для кинематографического и просто человеческого общения в Доме Кино. Мы жили в огромном государственном пространстве, состоявшем из шестнадцати союзных республик. Поэтому при каждом удобном случае к нам приезжали коллеги из Молдавии, Грузии, Узбекистана, России и т.д. Что там говорить, в то время существовали удушающие рычаги, когда художнику, хотевшему быть свободным в своем творчестве, навязывали удобные для власти идеологические постулаты, поэтому многое в нашей работе носило драматический оттенок. Сегодня, в новом идеологическом и культурном пространстве, свобода личности все больше ставится во главу угла. Однако сменить в одночасье модель Союза кинематографистов РК на более современную, функциональную модель не так-то просто. Помню, когда в нашем киносообществе наступил необыкновенный хаос, неразбериха, межличностные столкновения, полный развал СК, одним словом — у меня было эмоциональное желание вынуть свой членский билет, положить его на стол и выйти из нашего СК. Хорошо, что меня вовремя остановили мои самые близкие друзья, товарищи по общему делу. Совершенно очевидно, что СК нуждается в коренной реформе, но не надо всем нам дергаться, а осуществлять этот эволюционный процесс спокойно, взвешенно, а не авральным напором. Для начала мы решили возродить гильдии по различным кинопрофессиям, но на принципиально новой структурной основе, с учетом всемирного опыта в этой области. В первую очередь надо укрепить СК в его традиционных пределах. Поменять брэнд — это не проблема, а всего лишь большие финансовые расходы, а денег у нас сегодня практически нет.

— Не секрет — и я тому был очевидцем — в так называемые \»старые\» времена Союз кинематографистов был организацией элитной и насквозь протекционированной, кого только не протаскивали в СК, порой не то что бы без специального образования во ВГИКе или с большой производственной практикой, а просто по блату и никому не ведомым извне критериям приема. Какова ситуация теперь?

— До самого последнего времени ситуация оставалась без изменения. Как-то я собрал секретарей и аппарат СК и попросил все документы по приему за последние десять лет. Надо было проанализировать, почему, на каких основаниях многие люди стали членами СК? Следовали ли при этом уставным положениям СК или это — тот самый протекционизм, о котором вы говорили? Когда были подняты списки, я обнаружил совершенно неведомых мне людей, они даже киномеханиками никогда не работали. Откуда появились столь загадочные персонажи, как они оказались в наших рядах? В итоге на сегодняшний день мы аннулировали членство в СК у сорока-пятидесяти человек, решив, что и в остальной повседневной работе мы будем строго следовать Уставу СК. Другое новшество — секретариат СК я разделил на кураторские подразделения — по экономике, социальным, творческим и другим вопросам. Напряженным моментом в работе Союза кинематографистов является и некое противостояние старшего и молодого поколений, когда первые считают, что они сполна отдали своим трудом республиканской кинематографии и их пребывание в СК беспрекословно и незыблемо, а вторые запальчиво считают своих предшественников консерваторами, не желая прислушиваться к ним по самым важным творческим вопросам. В итоге возникло нечто вроде бойкота, появилась необходимость серьезной встречи с молодежно-непримиримой частью нашего СК, надо напомнить им, что рано или поздно и они сначала станут средним, а затем и пожилым контингентом СК и \»Казахфильма\». Горестно осознавать, но многие помнят, как сложились судьбы некоторых талантливых киношников, оказавшихся на закате жизни и творчества в полной нищете, когда лекарства купить и в последний путь проводить по-человечески не на что. И в этой прискорбной ситуации иногда только СК и может оказать необходимую помощь.

— Уже много лет почти вся территория Дома Кино СК Казахстана находится в распоряжении игорного бизнеса, фантасмагория, но аренда заключена на целых сорок девять лет. Как могла произойти столь умопомрачительная метаморфоза?

— На тот момент Председателем СК был ныне покойный Ораз Рымжанов. Если бы мы не смогли далее содержать Дом Кино, то СК полностью бы обанкротилось в финансовом смысле, учитывая налоги, земельную аренду, ремонтные работы, имущественные расходы, фонд заработной платы и т.д. В случае большой задолженности Дом Кино могли бы выставить на общедоступный аукцион и он бы ушел от нас навсегда. В той безнадежной ситуации Ораз Рымжанов, как я считаю, поступил правильно, создав консорциум с ТОО \»Экран\», совместно с которым предполагалось основать совет директоров. В итоге должна была сложиться совместная, взаимовыгодная деятельность, однако осуществить задуманное не удалось. СК не смог контролировать деятельность представителей игорного бизнеса. Другой Председатель правления, Максим Смагулов, еще больше ухудшил ситуацию, даже не попытавшись восстановить консорциум в его полном объеме. Надо было настаивать, требовать выполнения ранее достигнутых договоренностей. Вместо этого он пользовался со стороны игровиков какими-то поблажками, услугами и привилегиями, а они в свою очередь проводили политику давления и прессинга, расширяя зону своей деятельности на территории Дома Кино. Последующие руководители ТОО \»Экран\» вообще отказались от тех позиций, которые были заложены в основу консорциума, предполагавшей заработную плату для аппаратов СК и ДК, оплаты аренды, налога на землю именно за их счет. Поэтому дальнейшая судьба Дома Кино — одна из самых болевых точек в моей работе, как Председателя Союза кинематографистов. Отрадно, что сегодня мы пришли к соглашению с ТОО \»Экран\» и будем составлять новый договор на основе старых документов. В итоге мы должны добиться долевого, процентного отчисления от игорного бизнеса на расчетный счет СК Казахстана. Надо сказать, что уже есть терпеливые клиенты, которые только и ждут, когда Дом Кино рухнет в финансовом смысле, чтобы тут же его выкупить. При этом само здание их совершенно не интересует, куда важнее земля в самом центре города, где можно построить многоэтажное здание, зарабатывая на нем очень большие деньги.

— Довольно скандальным событием последнего времени стало непримиримое противостояние между СК Казахстана и \»Казахфильмом\». Казалось бы одни и те же люди состоят в общественной кинематографической организации, работая при этом на киностудии. Почему, в таком случае, возникло столь сильное противоборство?

— Прежде всего дело не в самом Сергее Азимове, как директоре \»Казахфильма\», а является следствием сложных взаимоотношений между членами СК, работниками киностудии за последние десятилетия. За это время авторитет СК падал, его руководство последних лет ничего не делало, чтобы его по-настоящему, а не на словах восстановить, используя полноправную, паритетную основу. В итоге наша общественная киноорганизация превратилась только в представительский орган, а постоянно действующая, повседневно полезная работа отсутствовала. С другой стороны, Национальная компания \»Казахфильм\» — организация очень мощная в финансовом смысле. Поэтому материальные инициативы, которые шли со стороны государства, других заинтересованных организаций, киностудия перехватывала и подминала, что называется, под себя. Поэтому \»Казахфильм\» стал не только заниматься созданием фильмов как кинофабрика, но и управлять творческим процессом в целом.

— Именно об этом и говорил режиссер Серик Апрымов на февральском, внеочередном съезде СК: \»Возрождение казахского национального кинематографа будет невозможно без реального участия СК в самом кинопроизводстве. Союз должен иметь полноценный голос в вопросах запусков фильмов в производство. Между Союзом и ПК \»Казахфильм\» должно быть достигнуто полное соглашение и взаимопонимание в концептуальных вопросах развития будущего казахского кино\» (Синема-Инфо\»,01.05.) Согласитесь, Игорь Александрович, мысль эта верная…

— Сегодня мы восстанавливаем былой статус Союза кинематографистов, который был создан Шакеном Аймановым, Мажитом Бегалиным, Султаном Ходжиковым и другими именитыми людьми. Наши классики тоже работали на кинофабрику, но на договорной основе. Поэтому, став Председателем СК, я уже через несколько дней собрал наш Секретариат и предложил выработать Меморандум о принципах взаимодействия между Национальной компанией \»Казахфильм\» и Союзом кинематографистов. Конечно, руководству киностудии было нелегко расставаться со своей абсолютной властью, когда кто платит, тот и музыку заказывает. Но оно, после преодоления нескольких дискуссионных моментов, все же пошло навстречу пожеланиям СК.

— Еще одна наболевшая проблема стоит на повестке дня — республиканский кинопрокат, который в советские времена был очень разветвленным и коммерчески рентабельным. Его нынешний коммерческий облик в основном строится на показе американских блокбастеров, сиквелов и иже с ними. Все это понятно, ибо показывай они что-либо другое — например, нынешнее казахстанское кино — они бы через месяц разорились. Согласитесь, одно то, что кинопрокатчики новой формации сохранили и очень качественно реконструировали лучшие кинотеатры, — например, в южной столице — великое благо. И все же наше кино нуждается в своем постоянном зрителе. Как быть в столь непростой ситуации?

— Во втором номере нашей газеты \»Синема-Инфо\» мы опубликовали текст трехстороннего соглашения о прокатной поддержке национального кино, прекрасно понимая, что коммерческий кинопрокат пока очень крепко, вынужденно привязан к ходовой зарубежной продукции. И все же СК пытается договориться с руководством \»Отау-Синема\», \»Казкинофестом\», мультиплексом \»Силк Вэй\» об определенной квоте для некоммерческого показа национальных фильмов. Пусть это будет происходить раз в неделю, но картины должны непременно демонстрироваться на казахском языке, в рамках государственного закона о языке. Пусть наши фильмы пока имеют слабый коммерческий потенциал, но нельзя забывать об их исторической, этнической сверхзадаче, а так же учитывать тот момент, что казахское авторское кино достойно показывает себя на кинофестивалях самого высокого уровня. Одним словом, СК Казахстана старается работать по самым разным направлениям, и все это мы делаем в первую очередь во благо кинопроизводства и зрителей.

Обобщая нашу беседу с Игорем Александровичем Вовнянко, хочу отметить, что избрание именно его Председателем Союза кинематографистов Республики Казахстан, членом которого он является с 1974 года, решение коллегиально-своевременное и прозорливое. Он человек опытный, авторитетный, с консолидирующим началом в характере. Ему не придет в голову изображать из себя очередной номенклатурный \»Памятник Эпохи\». Хочется верить, что И.А.Вовнянко сможет-таки воплотить в жизнь романтические упования поэта и певца Булата Окуджавы: возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке…\»