Рассказы о нефти — 2

Опыт чисто экономического исследования

Совместный проект газеты “Эпоха” и интернет-газеты “Navi-II”

Итак, в прошлый раз нам с вами захотелось разобраться: почему мировые цены на нефть, сегодняшний уровень которых порядка 30 долларов за баррель вполне устраивал бы и Производителей и Потребителей, вдруг прыгнули сначала до 50, а теперь уже и 60 долларов?

По порядку, дойдем и до этого. А пока…

РАССКАЗ ВТОРОЙ

Сколько нефти у нас осталось

В 1900 году на долю нефти приходилось 3% мирового энергопотребления, к 1914 году, — перед первой мировой, ее доля выросла до 5%, в 1939 году, перед второй мировой, было уже 17.5%. К началу 70-х ее доля перевалила за 40%, а в третье тысячелетие человечество вошло с 65 процентами нефти в общем энергопотреблении.

Что важно: насколько вся история ХХ века была, по сути, историей борьбы за обладание “черным золотом”, настолько же человечество все это время мало задумывалось о конечности этого источника, как такового. Вернее, тревог и пророчеств на этот счет всегда было много, но практика их опровергала: открытия новых месторождений никогда сильно не отставали от растущих потребностей, а чаще опережали их.

Так, только с 1985 по 1990 годы мировые запасы нефти увеличились с 615 миллиардов баррелей до 917 миллиардов, в том числе доля запасов Персидского залива выросла до 70%.

И это так много, что кажется – навсегда.

Человечество привыкло к мысли, что мировым дефицитом является доступ к нефти, но никак не она сама.

Однако – время идет, а нефтяные аппетиты – растут. В апреле 2004 (вскоре после начала второго срока Дж. Буша-младшего) Минэнерго США опубликовало доклад “Перспективы мировой энергетики-2004”, где говорилось:

“До 2025 г. мировое потребление энергоносителей увеличится на 54% по сравнению с 2001 годом. В развитых странах его ежегодный рост достигнет 1,2%, а спрос в азиатских странах, в том числе в Китае и Индии, увеличится в 2 раза и составит 40% будущего прироста мирового спроса на энергоресурсы. В странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР ежегодный рост спроса на энергоносители составит 1,5%.

В будущие 20 лет нефть по-прежнему останется главным видом энергоносителей. В 2025 г. ее суточное потребление возрастет до 121 млн. баррелей. В то время мировая цена на нефть, возможно, составит $51 за баррель в ценах 2002 года. (Там же сказано, что уже к 2010 году уровень зависимости США от импорта нефти может возрасти до 65-70%, а в 2020 г. за рубежом ее придется закупать уже до 37-40 млн. баррелей (5,0 — 5,4 млн. тонн) в сутки)”.

Все хорошо, что хорошо кончается

Возьмем себе на заметку цену $51 в далеком 2025 году (и то, что с тогдашних 35 цены прыгнули как раз до 50 долларов буквально через пару месяцев после обнародования этого Доклада), а пока попробуем прикинуть, сколько же нефти останется у человечества к тому времени:

Величина мировых запасов нефти зависит не только от так называемой доказанности, но и от уровня цены, при которой разработка данного месторождения экономически оправдана. При ценах, с которыми мы вступили в третье тысячелетие, эти запасы (по данным British Petroleum) составляли:

Ближний Восток – 685,6 млрд. баррелей, Центральная и Южная Америка – 98,6 млрд., Евразия – 97,5 млрд., Африка – 77,4 млрд., Северная Америка – 49,9 млрд., Азия и Тихий океан – 38,7 млрд. Итого – чуть менее одного триллиона пятидесяти миллиардов баррелей. Другие источники приводят несколько иные данные, но все оценки лежат, максимум, в пределах 1,1-1,2 триллиона баррелей.

(Между прочим, почти столько же, – около 900 млрд. баррелей, человечество уже достало из-под земли и использовало.)

Кроме доказанных в уже разведанных месторождениях имеются еще так называемые прогнозные запасы, величина которых оценивается в полтора триллиона баррелей. Правда, Международное Энергетическое Агентство предполагает, что эти запасы еще больше – до 7 триллионов баррелей, причем 70% этого сырья находится вне Ближнего Востока. Но так ли это, и какова цена извлечения – остается только гадать.

По данным же конкретно занимающейся проблемами мировых запасов компании British Petroleum, ситуация намного тяжелее: разведанные запасы Канады, Вьетнама и Великобритании при нынешних темпах добычи должны иссякнуть уже через шесть лет, Норвегии — через 8, США — через 11, Туркменистана — через 12, России — через 19, Казахстана — через 27 (при нынешних темпах добычи!), Мексики — через 21, Нигерии — через 30, Катара — через 55.

Месторождений Саудовской Аравии должно хватить на 85 лет, ОАЭ — на 114, Кувейта — на 127, Ирака — на 128.

Примерно тоже говорит Американский Институт Нефти\\American Petroleum Institute: 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. И вывод (внимание!): в любом случае человечеству дано максимум 30-50 лет, чтобы найти замену нефти.

Для сравнения: мировые запасы угля оцениваются в 1 трлн. тонн, при нынешнем уровне потребления его должно хватить на 230 лет.

До конца света осталось…

Самый свежий прогноз содержит доклад British Petroleum “Энергия мира-2005”. Констатируется значительный рост производства нефти при том, что за 10 лет не было открыто ни одного существенного месторождения. В то время как между 1984 и 1994 годами объем общемировых запасов нефти вырос на треть.

Итого: при нынешних объемах добычи и ценах нефти в мире хватит на 40 лет.

Вторая констатация: рост производства в 2004 году – 4,5%, почти на четверть опережал динамику потребления — 3,4%. Вывод аналитиков: нефти добывается достаточно и рекордно высокие цены на нее определяются отсутствием нефтеперерабатывающих мощностей (рост только на 0,8%).

(Позволим себе усомнится в этом выводе: в таком случае как раз нефть должна бы подешеветь, а вот ГСМ – взлететь в ценах. Не наводят ли аналитики ВР тень на плетень? Есть ведь и другое объяснение высоких цен: если нефть активно скупается сверх текущей потребности, и вовсе не для отправки на НПЗ, а чтобы закачивать ее обратно…).

Впрочем, мы забегаем вперед…

Так вот, о запасах. Проделаем свой несложный расчет: насколько их хватит, если к 2025 году мировое потребление выйдет на прогнозируемые 121 миллион баррелей в сутки?

Итак, к 2015 году от нынешнего триллиона баррелей останется примерно 900 млн., а к 2025-му – только 600 миллионов. И если даже дальше потребление расти больше не будет, то этот запас будет исчерпан … менее чем за 14 лет!

То есть, всей на круг легкой нефти у человечества – меньше, чем до середины нынешнего века…

Наши дети не успеют выйти на пенсию, а мир вокруг станет уже совсем иным …

Впереди планеты всей…

А как у нас?

Всего прогнозные запасы стран Каспийского бассейна оцениваются от 7 до 70 миллиардов тонн, в том числе оптимистический прогноз по Казахстану – 11,6 млрд. тонн по нефти и конденсату и 5,9 трлн. м3 по газу.

Атырауская область — лидер по запасам нефти, основной и старейший нефтегазодобывающий регион Казахстана, имеет 75 месторождений с разведанными запасами промышленной категории 930 млн. тонн нефти, из них основное – месторождение Тенгиз. В разработке — 39 месторождений с запасами 846 млн. тонн, 7 месторождений подготовлено к разработке – 9,5 млн.тонн. В разведке 24 месторождения, имеющих по предварительной оценке 50 млн. тонн нефти.

Мангистауская область: открыто 66 месторождений (включая Кашаган), из них в разработке — 27. Извлекаемые запасы промышленной категории: нефти – 725 млн. тонн, газа – 172 млрд. куб. м, конденсата — 5,6 млн. тонн. Основные месторождения: Узень, Жетыбай, Каламкас, Каражанбас, где сосредоточено более 500 млн. тонн нефти. Имеются 22 разведанных месторождения из них 14 нефтяных с запасами 300 млн. тонн, 8 газовых с запасами 6,35 млрд. куб.м.

Западно-Казахстанская область: 13 месторождений, из которых 1 — нефтяное, 7 — нефтегазоконденсатных, 5 месторождений находятся в разведке. Эксплуатируется лишь Карачаганак.

В Актюбинской области эксплуатируется Жанажольская группа месторождений.

Наконец, в Кзыл-Ординской области эксплуатируется группа месторождений Кумколь объемом доказанных и вероятных запасов порядка 80 млн. тонн.

Считается, что в зоне шельфа залегает 64% запасов, тогда как в казахстанских степях – 36%.

Пока толстый сохнет, худой – сдохнет…

Рассмотрим самые большие месторождения, в сроки исчерпания которых заведомо уложатся и все прочие:

Тенгиз: за 1993-2004 годы добыто порядка 100 млн. тонн. Оставшиеся извлекаемые запасы оцениваются в 700 млн. тонн, плюс примерно 50 млн. тонн смежного месторождения Королевское. Считается, что максимальная мощность извлечения — 35 млн. тонн в год, а при успехе обратной закачки газа – до 42 млн. тонн.

Ныне ТШО реализует проект, рассчитанный на доведение добычи до 32 млн. тонн к 2010 году. Итого, при добыче всего по 30 млн. тонн, Тенгиза хватит только до 2030 года (лицензия ТШО выдана до 2032 года).

Карачаганак: извлекаемые запасы конденсата — 630 и нефти 190 млн. тонн, свободного газа – 1, 35 трлн. куб.м. По данным глубинного исследования всех платой, запасы нефти и конденсата могут составить до 1200 млрд. тонн. Ныне добыча с 4 млн. тонн в год доводится до 10 млн., а газа – с 4 млрд. кубометров до 13 млрд. Таким образом, при нынешних темпах добычи месторождения хватит от 80 до 120 лет.

Рост добычи предполагается — интегрированная компания собирается довести число скважин с 70 до 113. Дальнейшие перспективы сдерживаются отсутствием собственной переработки и ограниченностью транспортных схем. В нынешнем же виде месторождение, — неисчерпаемое.

Кашаган: по данным самого ОКИОК, извлекаемые запасы составляют девять миллиардов баррелей. Власти Казахстана, официально объявляя о коммерческом открытии месторождения в 2002 году, назвали объем геологических запасов 38,4 млрд., извлекаемый – от 7 до 9 млрд. баррелей.

Со стороны Правительства звучали и более высокие оценки извлекаемых запасов – до 2,4-3,2 млрд. тонн (21,6-23,4 млрд. баррелей.)

Вообще же объем извлечения зависит от успеха-неуспеха обратной закачки газа, и самая оптимистическая оценка специалистов на этот случай составляет 13 млрд. баррелей.

Начало добычи ожидается в 2008 году, объем на 2010 год запланирован 21 млн. тонн, к 2013 году он должен увеличиться до 42 млн. тонн и в 2015 году предполагается довести годовую добычу до пика в 56 млн. тонн.

Если эти сроки и объемы будут выдержаны, тогда нижняя оценка извлечения будет пройдена через 20 лет – к 2025 году. В случае же полного успеха обратной закачки, запасов хватит на 30 лет — до 2040 года.

Однако здесь к месту вспомнить, что в докладе вице-президента США Дика Чейни по вопросам энергетической политики, сделанному еще в мае-2001 (то есть вскоре после избрания президентом Дж. Буша-младшего, который и поручил своему новому вице-президенту сразу заняться новой энергетической политикой), впервые упомянуто месторождение Кашаган, поставки с которого могут составить 2,6 млн. баррелей в день, если будут введены такие трубопроводы, как БТД.

Вряд ли объем 2,6 млн. баррелей указан просто так.

Как видим, стратеги мировой энергетической политики планируют брать с казахстанского шельфа в два с лишним раза больше, и если такие объемы будут выдержаны, то срок эксплуатации сокращается в “вилку” от 8 до, максимум, 14 лет.

По заявлению руководства “Казмунайгаза”, казахстанская часть шельфа изучена полностью, поэтому можно оценить, на сколько хватит и других месторождений.

Самое крупное — \»Курмангазы\», лежащее на срединной разделительной линии с Россией, по нему уже подписана договоренность о совместной разработке 50х50. Прогнозные запасы оценивались сначала в 240 млн. тонн, теперь звучат уже оценки от 700 до миллиарда тонн.

Также на срединной линии лежат менее мощные месторождения \»Хвалынское\» и \»Центральное\». На нашей стороне есть еще: \»Южный Жамбай\» (600 млн. тонн), \»Ракушечное море\» (370), \»Нурсултан\» (350), \»Улитау\» (340), \»Каражанбас\» (160).

В сумме это обещает еще где-то за 3,0 млрд. тонн, что при добыче, скажем, по 1 млн. баррелей в сутки (50 млн. тонн в год) дает целых 50 лет. При добыче же 2,6 млн. баррелей в сутки этот срок сокращается до 20 лет.

В целом же можно говорить, что казахстанского шельфа Каспия хватит, в зависимости от того, как качать, на 25-60 лет.

И о соседях…

У России открытые месторождения не велики, но и шельф изучен еще не весь.

У Азербайджана надежды на Большую шельфовую нефть оправдались в небольшой степени, открыты лишь три месторождения: Азери, Чираг и Гюнешли. В сумме это 3,6 миллиардов разведанных и 27 миллиардов баррелей возможных резервов. К 2010 году Баку надеется добывать 0,9 млн. баррелей в день, включая собственную переработку.

Итого: Азербайджан сможет поставлять в трубу БТД порядка 35-40 млн. тонн в год, и качать в течение, примерно, десяти лет, — до 2020 года.

А там, – если все же повезет с новыми открытиями (исследован весь шельф) или с улучшением технологии извлечения.

Программу “2030” выполним и перевыполним!

Итак, не далее как к 2030 году запасы сухопутных месторождений Казахстана, извлечение которых оправдано в рамках сегодняшних технологий и рыночных цен, будут исчерпаны, или близки к тому.

И только Карачаганак останется почти такой же нетронутой кладовой.

Казахстанская же часть Каспия к тому времени превратится, по видимому, во что-то среднее между Бакинскими “Нефтяными камнями” 60-х годов прошлого века и современным пейзажем Северного моря.

Как все это будет выглядеть в совокупности: вся ли “нефтянка” уйдет в море, или будут найдены возможности продолжения добычи и на суше, что станет с Каспием, тюленями и осетрами – сказать трудно, да это и не входит в задачу данной нашей работы.

Наша задача – попробовать наложить казахстанскую нефтяную перспективу на общемировую, и, наоборот, попытаться разглядеть – как эта общая перспектива наложится на нашу…

Понятно, что на самом деле ни в 2030, ни в 2040 году нефть в мире не закончится, — просто в добычу придется вовлекать те месторождения, разработка которых ныне нерентабельна. Недаром Минэнерго США в начале 2004 года (когда цены держались на уровне $30) предсказало на 2025 год их повышение до $51 за баррель.

Но тогда чем объяснить, что всего через пару месяцев после этого доклада цены таки сами прыгнули сразу на уровень 2025 года?

Не торопитесь: до этого тоже дойдем, но сначала нам надо, в следующем рассказе, разобраться: так сколько же все-таки нефти будет добывать Казахстан в 2015 году…

(Продолжение следует)