Наверное, сейчас самым больным вопросом для таксистов является проблема повышения цены на ГСМ. Таксист, с которым мне довелось ехать, слушал новости по радио, где сообщалось о мерах предпринимаемых правительством для решения бензинового кризиса. В связи с этим мы вскользь затронули выступление премьер-министра Даниала Ахметова, который не далее как на прошлой неделе начитывал с бумаги несуществующие цифры и попытки министра Школьника стабилизировать ситуацию. В итоге, таксист (не будем называть его имя) спросил:
— Ну, и когда будет падать?
— Наверное, в ближайшее время. А вы вообще верите в то, что правительство на самом деле пытается всеми силами сдержать повышение цен на ГСМ и вообще разобраться в этой ситуации?
— Ежегодно же поднимаются цены. Где вы видите, чтобы они падали? Вот, я вам скажу одну вещь. У нас топливо вот (показывает на горло; видимо, таким образом определяет уровень ГСМ в стране). Вот у нас три НПЗ, ну пусть они продают за рубеж бензин по такой цене, по какой им нравится. Но почему своим, т.е. здесь не поставить конкретную точную цену. Вот эта цена будет, и все.
— Цена сильно кусается?
— Ну, если раньше, допустим, было 10 тенге за бензин, потом 15, а теперь 80. Отсюда и считайте. Я заправляюсь ежедневно. Если я в день сжигал на 600 тенге, то теперь на 2000 тенге. Разница есть? Да. И чему тут водителю радоваться? Тому, что кто-то там наживается на бензине? Они ведь знают, что людям ГСМ нужен, вот и наживаются. И чего этот ваш Школьник распинается. Месяц назад все было нормально. Всего неделю или две назад поднялась цена. Где он был? Вот если он там распинается в правительстве, почему цену не сбивает?
— Не буду говорить за Школьника или Ахметова, но могу заметить, что цены на услуги, на товары, на продукты на базаре в течение этих двух недель тоже поднялись.
— Все правильно. Но вот вы здесь в городе живете, и на все смотрите именно с этой точки зрения. А вы выйдете за город и посмотрите. Знаете, сколько, например, мне обходится обработка хотя бы 10 га. земли?
— И во сколько?
— Чтобы 10 га. вспахать надо 20 литров солярки на гектар. Плюс заплатить четыре тысячи тенге трактористу за работу, если я арендую трактор. Солярка стоит почти 60-70 тенге. Считайте.
— Хорошо, 14 тысяч обойдется только солярка. Плюс 40 тысяч за работу трактористу. Получается 54 тысячи.
— Это только мы вспахали. Теперь надо же землю равнять. Теперь по 10 литров солярки заливаете и по 2 тысячи за работу. Получается 27 тысяч.
— В общем, получается 81 тысяча.
— Теперь, чтобы посеять, нужно по 10 литров и по 3 тысячи за работу.
— А потом надо уже убирать?
— Нет, потом идет еще один процесс – каткование. Там уже берут по 1,5 тысячи за гектар и по 10 литров солярки.
— 81000+ 37000+22000 …получается…140000 тенге.
— Теперь идет уборка. Здесь по 4 тысячи за комбайн и по 20 литров солярки.
— Выходит – 54 тыс. да 140 тыс. тенге – 194 тыс. тенге.
— Хорошо, пусть в среднем 20 центнеров с гектара получится. 20 тонн. Сдаем мы это зерно в пределах от 11 до 13 тысяч тенге за тонну. Выходит в среднем, 260 тыс. за тонну. Теперь это зерно надо вывезти. Один рейс КАМазом – 15 тысяч.
— Получается 245 тысяч.
— Теперь от 245тыс. надо отнять 194 тыс. Остаток 51 тыс. Теперь отсюда надо вычесть обязательные отчисления. У нас забирают по 10 тысяч в пенсионный фонд.
— Почему по 10 тысяч? Ведь в пенсионный фонд отчисляется 10%.
— Потому что так они хотят. Я говорю то, что реально выплачиваю сам. Теперь пять с чем-то годовой налог. Вот и выходит: чтобы заработать 35 тысяч тенге, я жду целый год. И здесь еще не посчитали, во что обходятся ядохимикаты, работа по опрыскиванию поля, во что обходятся семена и все такое прочее. Я это еще не считал. А Школьник этот там сидит и ораторствует. Вот, пусть они спросят, что они реально сделали для людей, для нас. Хоть один из них, премьер, депутаты, кто-то из правительства хоть раз заикнулся, сколько крестьянин реально затрачивает и сколько получает. Вот вы скажите, я реальный человек, и я сам работаю на своей земле. И что получаю за год! Я покупаю только машину угля – 21 тыс. тенге. На дрова уже не хватает. А у меня трое детей, мне их надо обувать, одевать, учить. А еще самому есть и пить надо. Еще мне хочется куда-то пойти развлечься. Приходится таксовать. А надо было бы мне все это, если бы бензин был бы дешевле, если бы были условия для работы?
***
Вот такой занятный разговор с таксистом получился. Потом ради интереса я пересчитала затраты на посев, уборку и доходы от продажи зерна, включив те некоторые пункты о которых мы не успели договорить. Однако, если учесть, что, например, тот же трактор ест на самом деле больше солярки, да перевозка обходится немного дороже, то получается, что у нас в Казахстане простому человеку лучше вообще не заниматься землей. Без штанов можно остаться. Возможно большим крестьянским хозяйствам, имеющим в наличие свою технику выгодно работать через “Продкорпорацию” и т.д., но остальным приходится тяжеловато.