Что делать. Главное для Президента Назарбаева в следующем семилетии. Часть 2

Часть первая здесь.

***

Часть II. Опора

В старину говорили:

Когда хочешь подарить штаны, не срезай пуговиц.

I. Уловка-01

Первым исчез кончик его хвоста, а последней — улыбка;

она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.

-Д-да! — подумала Алиса. — Видала я котов без улыбок,

но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.

Льюис Кэрролл, \»Алиса в стране чудес\»

Помните, в разгар противостояния 2000/01 гг. внутри казахстанского истэблишмента, связанного с именем Рахата Алиева, через уста тогдашнего премьер-министра Токаева прозвучало: прекратите свару, ждет вас блоков на Каспии числом свыше 200; мол, объединяйтесь, поскольку поодиночке вам это не осилить и все такое? Это было обращение к тем, кто явно или не явно встали в это самое противостояние, а часть из них ушли в нынешнюю оппозицию.

Вспомнили? Что это было: Уловка или некая Стратегия? Представляете, если бы не один или два просто зарвавшихся оппозиционера (один из них в итоге превратился в лишенца, причем лишенца добровольного — в этом его единственность! — пока; помните, в раннесоветское время лишенцами называли лиц, пораженных в политических правах? — правду сказать, то были всё больше люди приличные; о втором, т.е. Галымжане Жакиянове, я не берусь судить, судьба его горька), то мы смогли бы в живую увидеть Рай, да? Президент, страна, \»новые казахи\» и старые казахи сотрудничают на Каспийском шельфе — какие там свары и какие там оппозиции? — не до того: нефтяная река, кисельные берега! Даниял Кенжетаевич, Александр Антонович, Нурлан Утебович, Рахат Мухтарович, …- все сплошь словно приличные мамины-папины ученики-школьники, все как один, в одном ряду разрезают ленточки — и одну за другой: Южный Жамбай, … Спереди уста Касымжомарта Кемелевича, сверху — теплая отеческая улыбка Нурсултана Абишевича…

Это мне напоминает, как мой покойный отец, Насир Аблязов, когда-то давно принес домой новое слово в лексиконе казахской интеллигенции — \»Керемет\» — и так все время катал его по своим губам: Керемет… Алиллуйа!*

Я все-таки надеюсь, что тогда это была Уловка нуль-первого года, и мы ничего не потеряли из-за мушиной возни за кресла. Потому что – как Страте гемма раздать блоки казахам — просто глупость, а я не хочу плохо думать про Касымжомарта Токаева, каким бы искренним он бы не выглядел в премьерском кресле с такими словами, своими ли, чужими. Почему глупость? А потому, что Уловка-05 стоила места Тимуру Кулебаеву, должности, да?: причина его увольнения из главных нефтяников осенью нуль-пятого года — это продажа \»одноглазого\» проекта на шельфе. Этим джигитам только дай блоки — всё продадут, да с потрошками и такое казакование устроят, что мало не покажется. Скажем 2,5 миллиарда долларов за один блочок, немало?

Вот свидетельство историка о наших беспокойных предках, возможно, имеющее отношение к нашей теме: \»Скотоводы-кочевники совершали свои отдаленные походы на соседей-земледельцев обычно с осенних пастбищ, то есть тогда, когда их боевые кони в теле и способны выдержать быстрые и большие перегоны, а дехкане собрали свой урожай\».

Нынешние \»боевые кони в теле, способные выдержать быстрые и большие перегоны\» — это что? Ну конечно, те самые несколько сот миллионов долларов, а \»с осенних пастбищ\» — это когда подкопили эти самые сотни более-менее свободных единичек, продав там блок другой? Так, да? А вот в какой такой быстрый набег и на каких таких дехкан отправятся сии джигиты, потомки тех молодцев-кочевников — это уж туда, где слабина, где что-то плохо лежит такого ценного. Например, власть, да?

Правду сказать, у той цитаты из известной книги С.Г. Кляшторного, Т.И. Султанова, \»Казахстан. Летопись трех тысячелетий\», есть продолжение (С.343): \»…а дехкане собрали свой урожай. Но вот приближался День Касима (по народному календарю, 8 ноября): сбор и построение войска прекращались, ибо, как сказано в источнике, \»жители степи в это время должны были подумать о зимовках\»…\»

Вот, что нужно сделать: чтобы \» сбор и построение войска прекращались\» делом надо было занять степняков, т.е. чтобы \»жители степи должны были подумать о зимовках\». Тогда много лет назад так. И СЕЙЧАС также! Нужен День Касима! Дэлом надо заныматся, генацвалэ, дэлом.

II. Касимов День

А щенок-то какой чудесный! — сказала задумчиво Алиса. — Я бы

могла его научить разным фокусам, если б…

если б только я была нужного роста!

Льюис Кэрролл, \»Алиса в стране чудес\»

Прежде чем продолжить, позвольте сформулировать начальные условия:

1. Историки утверждают, что \»благодаря отсутствию строго фиксированных законом правил о порядке престолонаследия частым явлением была борьба за власть между несколькими султанами, и почти всякий раз после смерти хана в степи наступали смутные времена\».

2. Истоки самоназвания народа \»казахи\» можно найти в плоскости исторического свидетельства: \»Слово казак служило также для обозначения группы, части кочевников, отделившихся от того государства, к которому они принадлежали, и находившихся с ним в состоянии войны.

3. Элита этой страны не раз демонстрировала свою непокорность центральной власти, будь она в Москве (например, декабрь 1986) или в Астане (например, осень 2000/весна 01). Кстати, именно смена \»правителя\» в декабре 86-го сопровождалась смутой (см. п. 1).

5. Денежные средства, накопленные элитами, значительны (например, продажа предприятия Нельсон-рисосэз дала главным акционерам-казахам большую часть из 2,5 млрд. долларов, заплаченных ЛУКОйлом).

5. Ни одна силовая структура, ни один человек, включая президента страны, не может повторить вслед за графом Милорадовичем: \»У кого 60 000 штыков в кармане, тот может смело говорить\». Тотальная коррупция и отсутствие традиций и общности интересов силовиков, в отличие от российской ситуации, не позволяет в Казахстане рассчитывать на удержание или передачу власти через посредство силовых ведомств — нет штыков!. Такая попытка не только чревата пролитием большой крови и хаоса на долгое время, но безусловно приведет к этому.

Поэтому я формулирую правило: \»Только сильный президент может управлять этой страной и — прежде всего — этими элитами\»!

Но сильный президент — это вовсе не тот, кто держит десятки миллиардов государственных средств на зарубежных счетах и боится пустить их в страну. Помните: \»…а гроза будет только к вечеру, и трусость один из самых страшных пороков. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!\»?

Поэтому просто:

1. Никакого шельфа казахам не давать — государство имеет долю в каждом проекте на Каспийском шельфе, а президент строго контролирует, что никто из казахстанцев не имеет там долю. Только иностранные компании, причем — крупные компании. Это и есть выражение позиции \»СИЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ\»! — \»Руки прочь от нефти!\»

2. Государство проводит сильную социально ориентированную экономическую политику, т.е. инвестирует деньги, полученные от своей нефтяной доли, в крупные инфраструктурные проекты внутри страны, включая образовательные программы, и приглашает в долю \»новых казахов\». Вот это и можно назвать Касимовым Днем, да? Надо дать им возможность развиваться и инвестировать свои средства — а значит и связать их средства, привязать их собственность к стране, дать им возможность участвовать в политической жизни, в том числе и через активный контроль расходования нефтяных средств. Это и есть единство: \»…Благодаря единству знать и государи становятся образцом в мире…\»

3. Государственные средства расходуются на основе прозрачных тендеров, причем так, что не менее половины средств пойдут через нелиповые (!) средние и мелкие предприятия. Здесь чрезвычайно ценен опыт Великобритании по освоению средств от нефтегазовых месторождений в Северном море!

4. Долой цензуру! и пусть \»олигархи\» сами следят за прозрачностью расходования \»нефтяных денег\».

5. Первый проект — ВИП \»Новый Алматы\». Из него и выйдет новый президент. Это даст устойчивость системе.

Это будет тем самым путем в семью цивилизованных стран. Это начало. На ВИПах вырастет средний и малый бизнес — тогда и шельф начнет открываться для казахов**.

Ведь недаром в \»Дао Дэ Цзин\» написано (#8):

\»Высшее добро сходно с водой. Добро воды состоит в том, что она приносит пользу десяти тысячам вещей и при этом не соперничает.

Место, где она пребывает, ненавистно для толпы, поэтому она и близка к Дао.

Добрым местом обитания является Земля,

добром для сердца выступает глубина,

добро в общении составляет человечность,

добро в высказывании — это искренность,

добро в правлении исчерпывается порядком,

добро деяния заключается в способности,

добро движения есть время.

Не соперничает и поэтому не вызывает осуждения.\»

Да?

* \»Тебе бы начальник не жуликов ловить, тебе бы романы писать\», — кто помнит? Правда, в конце, еще было: \»Так что я лучше помолчу, — целее буду\», да?

** в этой моей терминологии и три известных лица — Машкевич и Ко. — безусловно тоже казахи — и уже давно, да? Эта ремарка к тому, чтоб Вы меня не поняли неправильно.