Президент избран. Что дальше?

Победа нового-старого президента стала предсказуемо-ожидаемой, но опубликованные победные цифры оказались настолько накаутирующе оглушительными, что поневоле вызывают определенные вопросы. Ведь даже всезнающий “советник вождя” давал уверенно другие цифры.

Рассматривая дальнейший политический расклад в Казахстане, можно говорить о том, что ситуация одновременно проста и сложна для оценки. Проста потому, что политическая система страны де-факто существует по Птолемею – все вращается вокруг Земли. Так и вся “серьезная политика” в Казахстане строится вокруг Назарбаева, вокруг влияния на него и “доступа к телу”. Сложна потому, что при общей выраженной доминанте на назарбаевоцентричность существует значительное количество факторов большей или меньшей значимости, которые в той или иной мере влияли прежде, а сегодня и завтра становятся настолько значительными, что будут оказывать самое серьезное влияние на внутриполитический расклад сил. Понятно, при этом, что оппозиция вряд ли признает итоги выборов.

При всём при том, можно констатировать как позитивный фактор, что Назарбаеву в новейший период удалось посрамить “политических оракулов”, дававших мрачные прогнозы относительно будущего Казахстана. Ни один из “черных” прогнозов в реальности не оправдался и мы имеем вполне светскую страну, с достаточной стабильностью в политике, экономике, межнациональных и межконфессиональных отношениях.

Как известно, предсказывалась деградация экономики Казахстана в экономику сырьевого типа, анархия в системе управления, а также развитие национализма и неизбежных проблем в казахском обществе в плане конфликта жузов и элит в борьбе за власть и собственность. Назарбаев пошел на решительные шаги, убрал старую номенклатуру, и, сделав ставку на молодых, реформировал страну, тем самым выдвинув Казахстан на передовые позиции в СНГ. К тому же цены на сырье, особенно нефть, стабильно росли, дав солидную подпорку реформам.

Отметив как позитив деятельность Назарбаева во главе государства, нельзя не отметить, что проблемы никуда не ушли. Экономика действительно имеет сырьевой уклон, накопились проблемы внутри казахского населения, а национальная управленческая и деловая элита, взращенная Назарбаевым, открыто претендует на новую роль в стране, добавьте к этому весь комплекс проблем, который присущ капитализму. Прошедшая избирательная кампания со всей наглядностью показала реальность такого расклада. Очевидно, что пока в действительности не идет речь о массовом протесте народа. Но очевидно также, что в свете вызовов дня государство нуждается в переменах. Для осуществления назревших политических, экономических и социальных реформ нужна тотально обновленная команда управления. Также, как советская номенклатура была неспособна в целом к конструктивным действиям в новой среде, так и нынешняя правящая элита в прежнем виде не способна на новации, разве только на консервацию вчерашнего дня. Справедливости ради, стоит признать, что нынешнюю избирательную кампанию команда Президента отработала более профессионально, в отличие от прошлых лет. Однако при этом опасность представляют как стремление к радикальному переустройству страны, так и тенденция к консервации существующего порядка вещей. Необходимость перемен подстегивается таким психологическим фактором, что, формально говоря, начался последний срок Назарбаева как Президента. Чисто психологически никто из фигурантов элитного Олимпа не мог до сего дня выдержать прямого противостояния Назарбаеву, возможно – и в этом тоже причина выбора Туякбая в качестве лидера оппозиции. Теперь, когда формально как-будто бы элитам надо будет соперничать друг с другом, формат политической борьбы резко меняется.

Поскольку в Казахстане, в отличие от Запада, нет отработанной демократической процедуры смены власти, то соответственно нет и опыта цивилизованного разрешения межклановых и межэлитных противоречий на формализованном уровне. До сих пор противоречия “разводились” системой агашек.

Факт, что в стране произошел полный раздел всех “богатств родины”, делить больше нечего, значит актуальным становится вопрос передела собственности. За годы независимости выросла целая плеяда ярких политиков, бизнесменов и управленцев, которые не только разбогатели в невиданных размерах, но и были, и являются “кумирами” и образцами для большинства молодежи. К тому же для казахов, средний возраст которых составляет 25 – 26 лет, эта группа людей является психологически своеобразными новыми “агашками – авторитетами”. Парадокс, что именно Назарбаев взрастил всю эту новую волну. Образно говоря, новая элита вышла из “Назарбаева”, как вся русская литература из Гоголевской “Шинели”.

Так уж получилось, что сегодня в Казахстане сошлись вместе не один и не два фактора, потенциально могущих влиять на политическую ситуацию в стране. Самый главный тот, что на фоне накопившихся и созревших проблем общества и государства выросло поколение, которое хочет (и уверено, что способно) взять власть в свои руки. Можно не сомневаться, что это желание относится ко всем, в том числе и к ближайшему окружению Назарбаева. В этом плане итоги выборов не стоит переоценивать.

Именно поэтому, чем дольше будет продолжаться нынешняя ситуация, тем больше будет натягиваться струна и тем в меньшей степени будет возможен вариант преемственности власти в чистом виде.

Надо полагать, что основные игроки не только вполне осознают ситуацию, но и не исключено, что имеют свои сценарии на предстоящий период.

Если до недавнего времени можно было говорить об абсолютном почти влиянии родовых и клановых отношений на систему назначений и лоббирования на всех уровнях, то сегодня несомненно, что новая топ элита, если и не отвергает родоплеменные отношения в полной мере, то, безусловно, отодвигает их на задний план.

На первое место выходят экономические и политические интересы, личные отношения, прагматизм. Однако и прежняя иерархическая пирамида политического устройства при этом никуда не делась, что и показали нынешние выборы. Вся избирательная кампания была нацелена на казахский электорат из стремления сохранять баланс и соблюдать “правила игры”(порвать пуповину трудно, а иногда невозможно). Говоря о ситуации на властном Олимпе нельзя не учитывать фактор “психологической усталости”. Дай бог Назарбаеву здоровья и еще сто лет жизни, но история говорит, что любая страна, любой народ элементарно психологически устают от долгого правления. Уж на что велик был Шарль де голь — национальный герой Франции, кумир толпы, но и ему народ в какой-то момент сказал “нет”, при всей его безупречной репутации и огромных заслугах. Наша повзрослевшая и разбогатевшая элита похоже плюс ко всему тоже устала ждать. Говоря об аналогиях можно вспомнить молодое русское дворянство, которое на “плечах Наполеона” вошло в Европу, а обратно принесло в Россию либеральные идеи. Наше молодое “дворянство” тоже изрядно погуляло по “Европам” и немудрено, что для образованных, молодых, динамичных людей, решивших для себя все мыслимые материальные проблемы, весьма привлекательны западные стандарты жизни и государственного устройства, тем более именно таковые сулят реальную защиту капиталов и собственности, нажитых “непосильным трудом”. Понятно, что в существующем ныне формате гарантий никаких нет, кроме абсолютной лояльности, что также изрядно напрягает и о чем власти тоже стоило бы помнить и понимать.

У власти также есть свои психологические “прибамбасы”, которые нельзя сбрасывать со счетов анализируя политический фон. У сильного руководителя любого уровня, как правило, присутствует синдром “незаменимости”. Эта черта – неизбежный спутник успешного человека, психологически уверенного в себе, в своих действиях (если не я, то кто?!!).

Можно предположить, что у Назарбаева, человека более, чем успешного, эта черта присутствует в соответствующей пропорции.

Согласимся со многими авторами, что в достаточно близкой перспективе возможно ожидать значительных новостей на политической арене и вряд ли стоит ожидать какой-либо глубокой передышки в политической жизни. Без сомнения, несмотря на внешне демократический фасад государства, основные события в вопросах власти будут происходить за кулисами или под ковром. Главные группы влияния, а также персоналии хорошо известны и неоднократно презентовались в различных СМИ, как внутри страны, так и “друзьями из-за бугра”. Можно предположить формирование двух обновленных основных группировок: одну вокруг Назарбаева, другую — блокирующуюся против Назарбаева. И в принципе не очевидно, что размежевание пройдет по нынешним границам. Абсолютно не исключено, что в блоке с Назарбаевым не окажутся вчерашние оппозиционеры (истинные и мнимые).

Кстати, такой “мезальянс” мог бы оказаться весьма продуктивным и для страны, и для власти. Ведь база подбора менеджмента и так узка и не слишком конкурентна. Вполне очевидно, на политической арене в Казахстане невозможно появление персон ниоткуда, здесь слишком все друг друга знают. Вместе с тем весьма возможен вариант, который всех удивит. Особенностью вчерашнего и сегодняшнего дня был факт, что на политической арене был только один настоящий профессионал – Назарбаев, что, при всех привходящих, подтвердили прошедшие выборы. Оппозиция проиграла системе в силу своей раздробленности и разобщенности, но понятно, что элита быстро обучается и на своих ошибках и чужих, поэтому завтра ситуация в профессиональном плане может быть другой.

К двум основным группам, которые выдвинут своих кандидатов, вполне возможно присоединится “некто” из числа тех, кому “обещали”, но не дали, если за таковыми будут стоять большие деньги. Несомненно, все претенденты будут из числа тех, кого мы хорошо знаем. Мы не говорим о куче “халявщиков”, неизбежных при любом варианте.

И, наконец, вполне реальным при определенном сценарии развития ситуации представляется вариант “хунты”. В сущности ведь ничто в этом мире не ново. Это ведь только для нас все в первый раз. Мир же такую ситуацию видел не единожды за все время своего существования. Посему, как нам видится, характер, направленность и скорость событий будут зависеть от альянсов внутри элиты и формирования групп на базе альянсов. Не исключен при этом вариант появления “сильной руки” в окружении Назарбаева, которая попытается репрессивно подавить “инакомыслие”. Общим местом на политической кухне стало дежурное блюдо под названием “преемник”. С ельцинопутинских времен оно так обглодано, что тут ни добавить ни прибавить. Не будем также сбрасывать со счетов естественное желание Назарбаева оставаться у власти, особенно на фоне “оглушительной” победы.

И, конечно, нельзя забывать о внешнем факторе. На казахстанском политическом столе в ходу три основные карты – Россия, США и Евросоюз, в прикупе Китай. До сих пор наиболее умело с ними обращался действующий глава. Кто из претендентов проявит подобное же мастерство и проявит ли? Нам скоро станет известно.

Политический прогноз сродни гаданию на кофейной гуще. Недаром и Черчиль в свое время с известным сарказмом говорил, что настоящий политик без тени сомнения предскажет, что будет в будущем, а по наступлении этого будущего с такой же уверенностью объяснит, почему все произошло не так.

Поскольку нам до Черчиля, как до Луны, то мы и не станем предсказывать имя того, кто будет следующим президентом.

Но, будучи обывателями, не избежим искушения ответить на классический вопрос: “что бы сделал я, будь президентом?”. Я думаю, наилучшим для обывателя был бы вариант правительства общенационального согласия на основе креативной идеи, консолидирующей весь народ Казахстана. Пусть всем нам достанет если не мудрости, то простого здравого смысла.

На носу Новый год!

Всем счастья. Будущее не так страшно, как его малюют!