Назарбаев на льду

Сегодня вышли: “Литер”, “Экспресс К”, “Комсомольская правда. Казахстан”, “Объектив”.

Итак, сегодня в газетах главная новость — это выход Нурсултана Абишевича Назарбаева на лед центрального катка столицы, дабы провести его торжественное открытие. Вот как рассказывает об этом событии корреспондент “Экспресс К” Асем Токаева в материале “Ход конем”: “Великолепный каток площадью 55,3 тысячи квадратных метров расположился в пойме ручья Акбулак, что близ спорткомплекса \»Казахстан\», и уже стал любимым местом отдыха горожан. Кстати, внутри спорткомплекса также имеется крытый каток. Но на улице, как оказалось, намного веселее и, что интересно, за вход платить не надо. Только за прокат коньков. Детям это удовольствие обходится всего в 100 тенге, а взрослым — в 200.

Глава государства коньки, правда, не надевал. Осмотрев каток и пообщавшись со счастливой детворой, удовлетворенный президент вскоре уехал. А малышня продолжала лихо кататься, предвкушая предстоящие новогодние торжества и зимние каникулы. Вместе с родителями, которым забава под открытым небом также пришлась по душе…”.

26 лет назад Советские войска вошли на территорию Афганистана. О том, как столичные воины-афганцы отметили эту дату, рассказывает также Асем Токаева в “Экспресс К”, в материале “Мы были солдатами”: “26-летие ввода советских войск в Афганистан столичные воины-афганцы отметили просмотром фильма \»9-я рота\».

Вчера незадолго до киносеанса состоялся митинг. У памятника воинам-афганцам собрались матери погибших солдат (имена которых выгравированы на мемориальной доске), ветераны афганской и Великой Отечественной войн. Когда принесли венки для возложения, председатель союза ветеранов локальных войн Астаны Игорь Глущенко по-армейски призвал всех к вниманию.

— Ровно 26 лет назад войска Советской Армии вступили в Афганистан, — начал Игорь Глущенко, полтора года воевавший под Кабулом. — Потом началась война, длившаяся девять лет и унесшая жизни более 15 тысяч воинов, в том числе 889 казахстанцев.

Тогда в Целиноград не вернулись 17 солдат. Среди них Сергей Коломиец, убитый 26 лет назад при переправе через реку. Он был единственным сыном у Валентины Ивановны. На митинге пожилая женщина сказала то, о чем другие открыто обычно не заявляют:

— Вот говорят, мол, было положение такое! Не знаю я такого приказа, чтобы у родной матери отнимали единственного ребенка. Сегодня единственный день, когда я могу высказаться. В остальное время меня никто не слушает. Никакой почести, никакого уважения! В больницы без денег не принимают. Куда бы ни ходила, чьи бы пороги ни обивала, везде мне говорят: \»Мы вашего сына туда не отправляли!\». Из семнадцати матерей погибших солдат осталось всего семь. Остальные умерли в нищете. А ведь они воспитали патриотов!”.

США, Япония, Канада и Евросоюз призвали Казахстан присоединиться к Конвенции, разработанной еще в 1972 году, о запрещении производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия и его уничтожении. Об этом рассказывает корреспондент газеты “Литер” Жазира Букина: “…Из стран Содружества к ней не присоединились и не ратифицировали только Кыргызстан, Таджикистан и наша республика.

Впрочем, Армения, Туркменистан, Узбекистан и Азербайджан сделали первый шаг, но до сих пор не спешат полностью признать этот международный документ. Об этом вчера говорили сенаторы из комитета по международным делам, обороне и безопасности на своем расширенном заседании.

Как известно, Казахстан обладает заводами и лабораториями по производству бактериологического и токсинного оружия. Они расположены на острове Возрождения и в Степногорске, что в нескольких десятках километров от Астаны. Сейчас в Степногорске завершаются работы по полному демонтажу всего военного оборудования и коммуникаций.

Как заверили сенаторов сотрудники Министерства образования и науки, разрушая инфраструктуру производства военного направления, Конвенция не запрещает вести биотехнологические исследования в гражданских целях. Поэтому в столице уже разработана концепция будущего биоцентра, в котором ученые продолжат свою работу.

Из-за того, что Казахстан не присоединяется к этому столь важному для мирового сообщества документу, нашу республику в очередной раз “прокатили” при рассмотрении стран-кандидатов по вступлению в режим контроля за ракетными технологиями. А это, в свою очередь, важно для нас, коль мы приступили к созданию собственных космических программ.

Ну и, наконец, Казахстану, как считают сенаторы, следует еще раз подтвердить свою репутацию государства исключительно миролюбивого, где раз и навсегда сказали “нет” оружию массового поражения. Поэтому вопрос о присоединении и ратификации Конвенции будет вынесен на ближайшее пленарное заседание сената”.

Депутат мажилиса парламента Михаил Трошихин выступил на страницах “Литера”, высказав мнение по поводу законодательства Казахстана, в материале “Парламент много не успел”: “Почти 10 лет назад законы принимались в соответствии с политическими и экономическими условиями того времени. Поэтому депутаты принимали законы о выживании. В последние 5–6 лет основной экономический закон страны – бюджет развивается в другом направлении. Казахстан избрал иной путь в отличие от других государств СНГ. Мы избрали путь привлечения инвестиций, стимулирования предпринимательской активности, развития малого и среднего бизнеса, мы за эти последние годы подняли село. За пять лет валовая продукция села выросла на 38 процентов, и сельское хозяйство стало прибыльным, чего не было в предыдущие четыре года. При этом инвестиции, которые мы вложили в село, как локомотив, вытащили его из пропасти, сработал мультипликативный эффект. Каждый тенге, вложенный в село государством, привлек пять частных инвесторов. Много позитивных изменений принесло крестьянам льготное налогообложение.

Многого, конечно, в этом году мы сделать не успели. Депутаты хотели с учетом практики правоприменения провести анализ закона об обязательном страховании в растениеводстве. И внести соответствующие изменения, поскольку сейчас обязательное страхование рисков не зависит от государственной поддержки, санкции за неисполнение смешные, плюс страховые компании не соблюдают условия договоров.

Закон о местном самоуправлении, который озвучил президент в февральском послании народу, к сожалению, в этом году так и не принят.

Как депутат аграрного сектора я настаивал на принятии закона о личном подсобном хозяйстве. Это огромный сектор сельской экономики и правоотношений, включающий в себя социально-правовую защиту самозанятых граждан, коих в стране 2 млн 300 тысяч человек. Эти люди пока живут в правовом вакууме, не отчисляют налогов, а им рано или поздно выходить на пенсию…”.

Еженедельная газета “Объектив” в своем предновогоднем выпуске провела рейтинг самых значимых событий уходящего года. “Ошибкой года”, по мнению Рината Аскарова, стал выбор Жармахана Туякбая в качестве единого кандидата от оппозиции. Газета считает, что это стало просчетом политтехнологов оппозиции, поскольку экс-единый кандидат, во-первых, “не мог сравниться в известности с Н.Назарбаевым”, а во-вторых, он сам во время предвыборной агитации допустил немало ошибок, среди которых стало его выступление на так называемых теледебатах, где он, отвечая на вопрос оппонента относительно своего зятя, заявил, что он за родственников не отвечает, и тут же обрушился с критикой на семью Назарбаева.

“Числом года” стала цифра \»91\», которая, по мнению антиоппозиционного издания, “не дает покоя оппозиции и больше всех Сергею Дуванову”. Кстати, известный журналист получил еще одну “номинацию” в газете “Объектив”. Протест Дуванова вкупе с тремя журналистами причислен к самой эксцентричной “выходке года”.

“Интрига этого выборного сезона”, по мнению субъективного “Объектива”, “заключалась в вопросе: “Выйдет ли оппозиция на майдан?”. “Даже наиболее оптимистичные аналитики не исключали такой возможности — призрак “цветной” революции бродил по Казахстану. Нет, не вышло. Кроме 10-минутной добровольной несвободы на южностоличной площади, никаких акций протеста оппозиция не совершила”.

“Ожиданием года” стало условно-досрочное освобождение Галымжана Жакиянова. Газета задается вопросом, каким будет свободный Жакиянов и какие действия будут им предприняты после освобождения?

“Конфликтом года” названо противостояние Лиры Байсеитовой и Жармахана Туякбая. “Не инспирирована ли дискуссия с целью дискредитации новых оппозиционеров?”, — задается вопросом все тот же неугомонный Ринат Аскаров.

“В канун Нового года бывшие агитаторы “Алга ДВК” не могут получить заработную плату за период предвыборной компании”, — гласит заголовок следующей страницы “Объектива”.

Как удалось узнать корреспонденту издания А.Занову, агитаторам, оказывается, “была выплачена лишь половина из всей причитающейся за труд суммы”. “Ответственным за невыплату агитаторы считают председателя политсовета партии Асылбека Кожахметова, который заявил им, что денег в данное время нет. Однако предвыборный штаб Туякбая выделил всю сумму на погашение задолженности перед людьми… Почему Кожахметов и “ДВК” отказываются произвести расчет с людьми и куда исчезли выделенные средства остается загадкой”. В суд, по утверждению автора, подавать агитаторы пока не намерены, опять-таки не желая “выносить сор из избы”. “Однако часть пикетчиков уже задумывается над применением к своим работодателям всех предусмотренных законом средств”.