Доллар vs евро. В тумане неопределенности

С 1 января 1999 года была введена единая европейская валюта – евро, и, несмотря на то, что тогда валюта была введена только в безналичном виде, уже тогда начались споры, сумеет ли новичок побить устоявшегося лидера – американский доллар.

Соединенные Штаты встретили появление евро без особого восторга, т.к. лидерство доллара в мире для них имеет гораздо большее значение, чем для любой другой страны. Благодаря особому статусу доллара США жили во многом на широкую ногу и не совсем по средствам, без особых забот занимая деньги на приобретение импортных товаров. Не случайно дефицит торгового баланса США называли “дефицитом без слез”. Любую другую страну такой дефицит привел бы к финансовой катастрофе, но только не США.

В виду того, что американский доллар являлся общепризнанной мировой валютой, большинство (в некоторые годы и до 94%) сделок в мировой торговле осуществлялось именно в американской валюте. В итоге сложилось так, что доллары (речь будет идти только о долларе США) стали нужны всем. Хочет Италия купить нефть в Саудовской Аравии, тогда нужно платить долларами, а для этого нужно их купить в США, для чего, соответственно, нужно в эти самые Штаты продать какой-то товар.

В итоге получилась на редкость удобная картина. США стали эмиссионным центром мировой валюты и, продавая ее, смогли приобретать импортные товары. Учитывая, что США являются крупнейшим рынком сбыта, получилось так, что все страны хотят торговать с Америкой, которая в свою очередь стала использовать эту уникальную ситуацию как инструмент для внешней политики. Ведешь себя плохо? Тогда доступ на американский рынок тебе закрыт. Раз ты ничего не продаешь США, то не получаешь доллары. Конечно, ты можешь продать другим странам за те же доллары, но фактически тебе продадут взамен твоих товаров свои счета в тех же американских банках. И понятное дело, эти твои счета США могли арестовать.

В 80-е гг. даже могущественный СССР поспешно перевел долларовые активы из американских банков в британские, опасаясь их ареста.

Появление евро угрожало нарушить эту монополию доллара. Многие связывали бомбардировку Югославии в 1999-ом году авиацией НАТО как попытку США обвалить евро. Позже из-за безответственной провокационной выходки А.Шарона, который жадно стремился к власти, начался очередной этап интифады в Палестине. Учитывая, что Европа в основном потребляет нефть Ближнего Востока, курс евро еще более снизился.

В первое время доллару удавалось удержать свои монопольные позиции в мире. Следует отметить и успешную экономическую политику администрации Клинтона. При нем резко сократился торговый дефицит; инфляция, как выразился сам президент Клинтон, была практически сведена к нулю, и, более того, он пообещал, что в ближайшие годы США легко погасят весь свой внешний долг.

Пришедшая к власти администрация Д.Буша-младшего строила еще более амбициозные планы: снижение налогов, политика сильного доллара.

Беда состояла в том, что республиканцы всегда проводят одну и ту же политику, которая логикой не отличалась. Резкое сокращение налогов (республиканская партия традиционно защищает интересы наиболее богатых американцев) и рост военных расходов (республиканцы еще прославились сомнительными связями с военно-промышленным комплексом, а поэтому традиционно более воинственны, чем демократы).

Одним махом Д.Буш ликвидировал бюджетный профицит, сложившийся при Клинтоне. Всего за год до начала правления Д.Буша профицит превышал 1 трлн. долл. США.

Начавшаяся экономическая рецессия вынудила А.Гринспена проводить политику понижения учетной ставки, что стимулировало рост экономики, но привело к оттоку капиталов из США в Европу.

Вдобавок на США свалилась беда, которой они никак не ожидали – террористические атаки 11 сентября.

В ответ на террористическую атаку администрация Буша начала войну в Афганистане, а затем в Ираке. Эти войны привели к росту цен на нефть и росту военных расходов США. Если при Клинтоне бюджет Пентагона колебался в пределах 200-250 млрд. долл., то при Буше он возрос почти в 2 раза.

Конечно, аналитики не могли не заметить двух настораживающих вещей: роста дефицита торгового баланса и бюджетного дефицита, ведущего к росту задолженности. Лимит государственного долга США на днях превысил 8 трлн. долл. Это просто несусветная астрономическая сумма. Для сравнения – ВВП России составляет чуть больше 700 млрд. долл. США.

Доллар США начал снижаться по отношению к евро. В ответ вместо реальных шагов, Д.Буш ограничился громкими обещаниями. И… стал готовиться к войне с Ираном.

Ко всему прочему рост цен на нефть привел к резкому росту золотовалютных резервов (ЗВР) нефтяных экспортеров, которые, конечно, стали думать, как лучше их разместить, в т.ч. в какой валюте.

Китай также присоединился к этим сомнениям, и предположил, что часть ЗВР он разместит в евро. Также предполагают поступить Катар и Кувейт. Вполне возможно, также поступит и Россия.

События апреля показали, что доллар еще рано списывать со счетов. ФРС США быстро за короткий срок увеличила учетную ставку, которая теперь почти в два раза выше установленной Европейским Центральным банком.

UBS (второй по величине объемов на Forex банк) настолько уверен в силе доллара, что существенно изменил свои месячные и трехмесячные прогнозы в паре евро-доллар до 1.15 вместо намеченных ранее 1.22-1.24. И валютные стратеги из Goldman Sachs Group Inc. пересмотрели трехмесячные оценки до 1.20 вместо заявленных ранее 1.25. \»Сейчас совсем нет причин продавать доллар\», — полагают аналитики United Overseas Bank, уверенные в его дальнейшем росте.

Используя пока все эти данные сделать окончательный прогноз о “соотношении сил” между евро и долларом США пока невозможно. Общую картину искажают игры международных валютных спекулянтов.

Тем не менее можно сделать следующие более определенные предположения.

Во-первых, нужно спокойнее относится к этим курсовым “качелям”. Это нормально для стран с рыночной экономикой. Валютные курсы очень чувствительны к небольшим изменениям в конъюнктуре, сезонным факторам. Эти колебания останутся и в дальнейшем, но не выйдут за рамки уже установленных “коридоров”.

Во-вторых, нельзя говорить, что евро победит и экономика США рухнет и наоборот. Экономика США пока остается лидирующей в мире. На США приходится до 30% от мировой экономики. США остаются лидером в объеме расходов на НИОКР, в числе крупнейших компаний мира по прежнему преобладают с большим перевесом американские. Производительность труда в странах еврозоны составляет 95% от американской.

Экономика США более свободна и более рыночна, нежели европейская. Отрасли high-tech в США развиты намного лучше, чем в странах ЕС. Не случайно канцлер Г.Коль в середине 90-х в сердцах назвал экономические процессы в экономике ФРГ “итальянизацией”, т.е. преобладанием отраслей “старой экономики”: автомобилестроение, легкая промышленность.

“Мотор” европейской экономики – ФРГ никак не может оправиться от затрат на перестройку бывшей ГДР. Социальные расходы, ложащиеся тяжелым бременем, снижают эффективность промышленности.

Нельзя не учитывать и возросшие расходы Евросоюза на помощь новым членам. Не случайно европейцы решительно настроены против дальнейшего расширения.

В-третьих, в экономике не бывает однозначно отрицательных явлений, кроме полной катастрофы. Снижение доллара к евро привело к оттоку капиталов из США в Европу, но с другой стороны сделало европейские товары менее конкурентоспособными нежели американские.

В итоге по прогнозам ВВП США вырастет в этом году на 3.5%, т.е. примерно так же, как и в 2005 году. Для экономики еврозоны такие темпы роста пока являются нереальными. В лучшем случае рост ВВП составит 2%.

В-четвертых, нужно помнить, что США и Евросоюз являются крупнейшими торговыми партнерами, на них вместе с Японией приходится до 90% от мировой торговли. Крах американской экономики приведет к глубокому кризису всей мировой экономики, в т.ч и европейской. Если американцы станут покупать меньше товаров, то пострадают все страны без исключения.

Ни одна страна не заинтересована по-настоящему в катастрофе американской экономики, поэтому никто в мире не допустит этого. Последнее можно утверждать однозначно.

Что касается соотношения доллар США — тенге, то пока в ближайшее время тенге будет укрепляться. Но этот процесс тоже не недолговечен. Производительность труда в Казахстане крайне низка. Нет никаких сомнений, что реальная стоимость тенге, высчитанная по паритету покупательской способности, занижена в разы. Но проблема в том, что неэффективная казахстанская экономика с трудом выдерживает и такой курс.

Простой пример – выращивание хлопка. Несмотря на рост долларовой стоимости хлопка на мировом рынке, когда индекс на Ливерпульской бирже превышал 60 единиц, в тенговом выражении роста не было. В итоге крестьянские хозяйства в Южно-Казахстанской области были вынуждены продавать продукцию себе в убыток.

В следующем году ситуация будет для них еще сложнее, учитывая рост тенге.

Нас пока спасает Национальный фонд, куда откачивается избыточная долларовая выручка. Популисты из оппозиции, включая даже такого профессионала как О.Жандосов, призывают поделить его между всеми, они или плохо понимают о чем говорят, или им все равно, что говорить, лишь бы красиво звучало.

Продолжающийся уже несколько лет подряд экономический рост, да еще такими темпами, не может не привести к перегреву экономики, что в свою очередь стимулирует рост национальной валюты, инфляцию, нехватку рабочей силы.

Национальный банк действует очень высокопрофессионально, сдерживая по возможности рост тенге, с одной стороны, с другой, – инфляцию. У него на редкость неприятный выбор. Обе вещи малоприятны и могут нанести ущерб экономике. Правда, немецкие эксперты, отметив грамотные действия НБ РК, грустно вздохнули: нам бы ваши проблемы.

В будущем неизбежно снижение тенге к доллару США. Встанет только один вопрос: какой будет “посадка”? Мягкой или жесткой?

Относится к будущей “посадке” нужно нормально. Такие вещи просто необходимы экономике. Мы сейчас во многом повторяем ситуацию в странах АСЕАН накануне азиатского кризиса 1998 года. Рост бата привел к тому, что в экономике стали чаще появляться так называемые marginal investments, т.е. инвестиции в проекты, в которые раньше бы никто не вкладывал, но благодаря экономической ситуации они стали привлекательны.

Длительный экономический рост в Казахстане привел к нездоровым явлениям, таким как чрезмерный рост т.н. “неторгуемых” видов, как строительство. Излишняя ликвидность привела к спекулятивному росту цен на недвижимость. Появился перекос в зарплатах в различных секторах экономики. Катастрофически не хватает специалистов. В итоге появились лишние с экономической точки зрения, т.е. переоцененные сегменты, активы.

“Посадка” позволяет привести все в соответствие.

Таким образом, можно сделать следующие предположения:

  1. Евро и доллар будут длительное время колебаться по отношению друг к другу. Более или менее понятный тренд может выявиться после определения дальнейшего курса администрации Д.Буша, способности ЕС решить внутренние проблемы;
  2. Тенге будет в ближайшее время расти в долгосрочном плане (возможны, какие-то откаты назад), но в долгосрочном периоде нас ждет снижение тенге к доллару.