Заявление для СМИ Алматинской общественной антимонопольной комиссии

Заявление для СМИ Алматинской общественной антимонопольной комиссии

Алматы, Национальный пресс-клуб, вторник, 23 мая, 14-30 час.

Петр СВОИК

Алматинская общественная антимонопольная комиссия (АОАК) создана в апреле 2006 года и, помимо основных своих задач, отслеживает также макроэкономическую ситуацию в стране, влияющую на тарифообразование и состояние конкуренции на внутреннем рынке.

В этой связи, основываясь на официальных предварительных итогах 2005 года, мы заявляем, что давление “избыточной” валюты на внутренний рынок, как следствие продолжающегося роста цен на нефть, в условиях, когда Нацбанк пытается сдерживать рост инфляции исключительно монетарными методами, при фактическом отсутствии внятной структурной, ценовой и антимонопольной политики Правительства, накапливает опасные диспропорции в экономике и социальной сфере Казахстана.

Парадные показатели роста ВВП (9,4%) обеспечены, в основном, всего лишь ростом цен на нефть, которые только за 2005 год поднялись еще на 40,8%. Что “подарило” продавцам казахстанской нефти более 5 миллиардов долларов. Однако официальная производительность труда в Казахстане подросла всего на 7,7%, тогда как легальная зарплата – на 16,3 процента.

Несоразмерно слабый потенциал собственного товарного производства, отсутствие местных бюджетов, как “кровеносной системы” жизнедеятельности на местах, монополизм и непрозрачность национально бизнеса в сочетании с валютной перенасыщенностью экспортеров, приводят к “разбуханию” финансового и “неторгуемого” секторов сверх всякой меры и целесообразности.

Совокупные активы банков выросли за год на 68%, а кредиты экономике еще больше — на 74,7%. Причем ипотечные и потребительские кредиты выросли сразу на… 220 процентов (!).

Одновременно с валютным изобилием, парадоксально растет внешний долг страны, который за прошлый год увеличился еще на 9,4 млрд. долларов и достиг $41,5 миллиарда, — трех четвертей национального ВВП. В том числе объем заимствований комбанков дошел до 13,9 млрд. долларов, а еще больше долгов у казахстанских “дочек” зарубежных компаний.

Из числа общих причин такого положения следует выделить две принципиальные:

Во-первых, это прямой итог сложения курса на окончательную либерализацию валютного режима и полную конвертацию тенге (практически – на снятие последних ограничений на вывоз капиталов) с откровенно “туземным” характером национальной экономики, целиком построенной на сырьевом экспорте и встречном импорте всего необходимого.

Во-вторых, это прямое следствие отсутствия единой и осмысленной структурной и валютной политики в стране. В то время как Нацбанк пытается сдерживать инфляцию механическими монетарными методами, Правительство лишь декларирует намерения усилить антимонопольную политику, регулирование естественных монополий и развитие конкуренции.

Итоги этого разнобоя таковы:

При плановом “коридоре” инфляции на 2005 год 5,2-6,9 процента, Правительство вынуждено было отчитаться за 7,6%. Реальный же рост цен, разумеется, выше. Но и по официальным данным продовольственные товары стали дороже на 8,1% (мясо и мясопродукты – 12,5%), платные услуги – на 8,0%, фрукты и овощи – на 23,1%. Цены же предприятий-производителей промышленной продукции выросли сразу на 20,3%.

Повышение Нацбанком ставки рефинансирования за 2005 год с 7 до 8 процентов (а теперь уже и до 8,5%) служит не барьером для сдерживания инфляции, а, наоборот, трамплином для роста цен и стоимости кредитов. При этом сам Нацбанк денег под такой процент никому не дает, зато ведущие комбанки и компании-“дочки” приспособились получать более дешевые займы в Европе, чем еще более перегревают внутренний валютный рынок.

В результате коммерческая денежная масса, которую Нацбанк вынужден всячески связывать, достигла опасно больших размеров. За прошлый год объемы принудительного привлечения Нацбанком депозитов комбанков (резервные требования) увеличились сразу в 3,4 раза, — до 2,63 триллионов (!?) тенге. При этом за хранение НБ начисляет всего половину ставки рефинансирования, что ведет сразу к отрицательной марже комбанков и росту убытков самого Нацбанка. Так, за 2005 год объем непогашенных обязательств Нацбанка по резервным требованиям вырос с 78,8 млрд. до 86,9 млрд. тенге. На этом фоне пошли разговоры вообще о “бесплатном” привлечении резервных средств, что встречает публичную негативную реакцию ведущих банкиров.

Аналогичное положение и с краткосрочными нотами, еженедельный (!) объем которых Нацбанк довел уже с 60 до 100 миллиардов тенге. Ставка по ним составляет всего 2,5-3 процента годовых, что мало для коммерческих и много — для Национального банков.

В целом же все эти монетарные “инструменты” только наращивают, в итоге, “перегретую” денежную массу. Которая, в частности, перегревает и рынок жилья.

Этому способствует и раздвигающаяся “вилка” между стоимостью кредитов и депозитов в коммерческих банках. Если в 2005 году средневзвешенная ставка по кредитам для юридических лиц составила 13%, для физических – 19,7 процента, и в этом она (в связи с ростом ставки рефинансирования и другими мерами Нацбанка) поднимется еще, как минимум, на 1,5-2%, то по своим депозитам вкладчики получают реально меньше даже ставки рефинансирования. Поэтому “не пристроенные” деньги тоже давят на рынок.

Общественная антимонопольная комиссия может понять, но — никак не одобрить вынужденный курс Нацбанка на “укрепление” тенге. Это улучшает формальные макроэкономические показатели, однако ослабляет и без того низкую конкурентоспособность национальных товаропроизводителей, а, следовательно, в конечном счете, бьет и по населению.

Особую тревогу ОАК выражает по поводу того, что все последние годы в Казахстане, под аккомпанемент роста мировых сырьевых цен, и разговоры Правительства об индустриально-инновационной Программе, развивались не товарное производство, и не социальные институты, а создавалась мощная индустрия “проедания” экспортно-сырьевой выручки.

Обе столицы и ведущие областные центры превращены в гигантские супермаркеты. Количество “навороченных” торговых центров со встроенных в них всяческими развлечениями превысило все разумные пределы, но срочно строятся все новые.

Если еще несколько лет назад импорт не превышал 7-8 миллиардов долларов (из которых только примерно половину составляли товары народного потребления), то в прошлом году Казахстан потратил валюты на закуп зарубежных товаров и услуг уже на … $25 миллиардов (!).

Страна, не производящая не только автомобили, но и простейшие запчасти к ним, переполнена “иномарками”. Самых дорогих и современных автозаправок – более чем, автосалоны и “простые” СТО — перегружены заказами, при дорогах тоже возник разветвленный бизнес.

В целом непроизводственное строительство (рост за год сразу на 37,8%), торговля импортным товаром, автосервис и индустрия развлечений дали работу и неплохой заработок многим казахстанцам. На этой основе вырос даже новый “средний класс” и люди вправе надеяться, что это – навсегда.

Такое положение можно было бы только приветствовать, если бы… все это не “накачивалось” пока всего лишь ростом нефтяных цен.

Есть основания утверждать, что даже не падение, а всего лишь стабилизация роста цен на сырье чреваты серьезным кризисом всей “проедающей” инфрастуктуры. Даже относительное уменьшение валютной “подкачки” приведет к “сдутию” цен на жилье, задержке ипотечных платежей, и далее, по цепочке, к общему финансовому и социальному кризису.

Поэтому мы заявляем: Правительству давно пора заняться реальной антимонопольной политикой!

Председатель АОАК

Петр Своик