В казахстанском обществе часто можно услышать негативные суждения в адрес жриц любви. Отношение к путанам у людей совершенно разное: одни относятся к этой профессии с пониманием, а порой и сочувствием, другие же воспринимают это явление в штыки, так что мнения на этот счет разнятся.
Однако не стоит забывать того, что проституция — это не просто социальное явление, но главным образом, интимный способ зарабатывать деньги. Положительное ли это явление, или наоборот, отрицательное — определенного ответа здесь нет, потому что все это несколько противоречиво. Здесь и этические, моральные, экономические, и просто человеческие аспекты, которые невозможно игнорировать только потому для кого-то они выглядят крайне неубедительными. Проституция возникла еще в давние времена, сегодня процветает, как никогда, и то, что эта скандальная профессия определенно имеет будущее — сомнений не вызывает.
Почему женщина идет на панель? Во-первых, это финансовые проблемы в семье, нехватка денег, материальная нужда подталкивают девушку идти и заниматься тем, что, быть может, ей и вовсе не нравится. С другой стороны позже для женщины это наоборот становится наркотиком, т.е. она начинает думать, что ничем кроме этого она больше не сможет заниматься в будущем. И продажа своего собственного тела становится для нее неким спасательным кругом, сниженная самооценка зачастую становится активным стимулом к продолжению своей деятельности. Когда мы в рамках \»Комитета за легализацию проституции\» проводили социологический опрос на проспектах Саина и Сейфуллина, многие молодые особы говорили, что, переступив через порог морали, у них возникало чувство того, что они потеряли нечто сокровенное, честь невинной девушки. Переступая через принципы и этические норм, женщина скатывается вниз по наклонной. Вот, именно это и есть самое страшное в жизни беззащитной девушки, которая сталкивается с теми проблемами, с которыми она в одиночестве не в состоянии справиться.
На сегодняшний день в Казахстане свыше 10 тысяч проституток, это, не считая тех, которых везут транзитом из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в Россию, Турцию и страны Персидского залива. Центрами проституции в республике можно назвать Алматы и Астану, в какой-то мере Актау и Атырау в связи с бурным развитием нефтяных месторождений и наплывом иностранных работников. Общеизвестно, что проституция в массовом количестве появляется в первую очередь там, где присутствуют иностранные рабочие и военные базы зарубежных государств.
Проблема проституции связана, прежде всего, с коррупцией во властных структурах. Понятия проституции и коррупции надо всегда связывать воедино, ибо там, где размер коррупции чрезмерно высок, там есть и рост проституции, причем как среди женской, так и мужской части населения. Взять, к примеру, Косово, ведь на сегодня этот регион является рассадником секс-рабства в Европе. Это связано и с военным контингентом миротворцев, и с тем, что там сейчас сконцентрировано большое количество дипломатических работников и сотрудников ООН. За последние 2 года международные правозащитники оглашали потрясающие по своей скандальности материалы, дискредитирующие многих работников гуманитарных служб ООН.
Нынешняя же проблема в Казахстане существует именно из-за отсутствия прав у людей, занимающихся проституцией. На мой взгляд, этот род деятельности должен быть легализован по причине того, что люди должны быть закреплены по роду своей деятельности в правовых рамках. Это снизит риск их работы, как произошло на примере Голландии. Данный опыт мог быть более полезным и для нашего государства, ведь имея законную базу, любая куртизанка была бы охраняема самим же законодательством.
Существуют несколько реальных доводов, указывающих на то, что если бы проститутки в Казахстане работали в правовых рамках, то это, по меньшей мере, положительно сказалось бы на их статусе и условиях работы.
1) В данном случае женщина (мужчина) не подвергалась бы экономической эксплуатации со стороны социальных паразитов, т.е. сутенеров или тех, кто контролирует ее (его) заработок, перемещение и проживание. Общеизвестно, что в лучшем случае (это происходит редко) женщина получает 50% от прибыли, однако чаще всего проститутки получают не более 30%, а бывает, что и вовсе вынуждены торговать своим телом лишь за еду и одежду. Под угрозой физической расправы, которой постоянно сопутствуют избиения и унижения, женщинам и детям приходится идти на эти шаги, даже против своего желания.
2) Сексуальное насилие — одно из самых жестоких преступлений, которое знает человечество. Без специальных законов женщине сложно справиться в одиночку с рядом вопросов, которые ложатся на ее плечи. Сексуальное угнетение всегда шло параллельно с сексуальной эксплуатацией. Эти понятия ни что иное, как братья-близнецы. Кроме того, акт сексуального насилия есть акт по подавлению морального сопротивления, установление контроля над психикой жертвы.
3) Из-за того, что в Казахстане процветает нелегальная проституция в оборот сексуального труда введены и несовершеннолетние дети. Часто они становятся жертвами секс-индустрии и порно-бизнеса, т.е. оказываются вовлеченными в эту преступную паутину не по собственному желанию.
4) Закрытость этой индустрии, приносящей огромную выгоду теневым дельцам, способствует тому, что девушек вывозят за границу (траффикинг), где их лишают полностью всяческих прав, превращая человека попросту в животное.
Ситуация, сложившаяся в этой сфере для улучшения условий для женщин, предоставляющих услуги платного секса, требует того, чтобы правительство как можно скорее вмешалось в процесс регулирования механизмов этого нелегального бизнеса. Необходимо помочь тем женщинам, которые нуждаются в помощи со стороны самого государства, так как условия их жизни не просто тяжелы, а порой даже чудовищны и невыносимы. Мы должны осознавать тот факт, что это живет в современном обществе, а значит, и наше отношение к представительницам древнейшей профессии должно быть либеральным и лояльным. Хотим мы этого, или нет, но проституция будет существовать всегда, пусть не в таком виде, в каком она есть сейчас, но в другом, в более завуалированном или трансформированном.
Гражданский долг человека выступить в защиту тех женщин, которые не могут занять себя в других сферах жизнедеятельности. Женщина не является товаром или игрушкой, как и мужчина. Казахстанское общество готово к легализации проституции, это сыграет положительную роль в строительстве правового государства.