Среди фамилий, которые всплывают в различных разговорах о \»дворе\» и его окружении, с завидным постоянством всплывает еще недавно мало кому известная. Речь идет об Алексее Кикшаеве. Дело набирает такой оборот, что уже поговаривают о некоем \»Кикшаевгейте\».
Громогласные обвинения подсудимого Ибрагимова на суде в Талдыкоргане вызвали грандиозный всплеск вокруг имен Абыкаева, Утембаева и Дутбаева. Это хорошо известные в Казахстане люди. Но вот личность Кикшаева у непосвященных вызывает все больше вопросов. Даже интернет-собратия задается вопросом: \»А кто такой Кикшаев?\». Куда же надо ехать, чтобы спросить, а кем был этот Кикшаев до Талдыкорганского суда? Тем более что если верить Ибрагимову, казахстанский чиновник калмыцкого происхождения и российского гражданства, является тайным эмиссаром Ватикана.
Попытаемся восстановить портрет нашего героя, что называется, в интерьере.
Итак, известно, что Алексей Кикшаев родился и вырос в Калмыкии. Еще в начале 90-х годов, в результате серьезных духовных метаний пришел в лоно католической церкви. Из разных источников известно, что дорога к богу шла через религиозные школы Западной Украины и Польши. Затем Кикшаев возвращается в родную Калмыкию и начинает миссионерскую деятельность. Известно также, что за особое старание в постижении истины Алексей Кикшаев был принят и рукоположен самим папой Римским Иоанном Павлом Вторым. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, легко поддерживающий самые причудливые идеи — от создания корпорации \»Калмыкия\», принятия Степного уложения (Конституции), руководства ФИДЕ — также легко пошел на лестный для себя контакт со Святым престолом, а после встречи с папой снял ограничения с распространения католицизма в республике. И хотя католическая община Элисты совсем небольшая, меньше ста человек, сам факт ее возникновения и свободной деятельности не мог не восхитить Ватикан.
Успешное решение вопроса в Калмыкии повлекло за собой новое задание для Алексея Кикшаева — продвинуть интересы Ватикана в Казахстане. Тем более что в многонациональном Казахстане католики, в основном польского, немецкого происхождения все-таки уже были.
По некоторым сведениям, в 1998 году Кикшаев появляется в Казахстане. Некоторое время ему было необходимо для поисков выхода в верхние эшелоны власти. В середине 2000 года он уже появился в коридорах Администрации Президента и Правительства.
По сути он не стал придумывать ничего нового. Основная наживка, на которую легко попадались чиновники — организация визита папы Иоанна Павла Второго в Астану. К тому времени папа уже объездил почти сто стран мира. И в головах возникло сияние — по Астане медленно движется папамобиль, а понтифик благословляет новую столицу Казахстана. И мы в кадре, думали чиновники, затаив дыхание, потому что с папой прибудут десятки, нет сотни представителей всех мировых средств массовой информации. Нью-Васюки меркли перед этой заманчивой перспективой. А если еще, прочувствовавшись, папа выдвинет елбасы на Нобелевскую премию, то!..
Даже не надо гадать, что первым на эту идею клюнул великий организатор культурно-исторических мероприятий вице-премьер Имангали Тасмагамбетов. Алексей Кикшаев напускал таинственность, государственная машина набирала обороты. Начались визиты в Ватикан Н.Абыкаева, Ержана Утембаева, И.Тасмагамбетова. Все это сопровождалось камланием и иными таинствами, сквозь дым которых вставала картина могущественнейшего Ватикана, который может решить практически любой вопрос — от финансов до политики.
И вот свершилось. Все лето 2001 года в Астане шла подготовка визита. Город, не говоря уже о чиновниках, лихорадило. Визит состоялся ранней осенью 2001 года. Уже тогда поговаривали, что окружение понтифика включило Астану в график визитов совсем не бескорыстно. И при этом не без рыльца в пушку был и наш герой. Католикам удалось добиться согласия Астаны на расширение католической епархии и повышение ее статуса в Казахстане.
Все фотографировались с папой римским, посмотрели себя в мировых новостях. И остались довольны. Это был реальный успех миссии Кикшаева, который уже возглавлял отдел религий в Администрации Президента Казахстана. При его назначении даже закрыли глаза на зарубежное гражданство. Естественно, что прокуратура и агентство по делам госслужбы не думали протестовать против грубого нарушения казахстанского законодательства.
Но он не собирался останавливаться и предложил провести в Астане съезд мировых религий. Разумеется, под эгидой Ватикана.
Административному восторгу казахстанских чиновников не было предела. Астана становилась не только центром Евразии, но и центром всех религий, т.е. всего мира! При этом никто не заметил, что Казахстан должен обеспечить прибытие патриарха Алексия. И здесь должна состояться историческая встреча двух высших руководителей основных течений христианства — католиков и православных. Естественно под эгидой Иоанна Павла Второго.
Не имеющие ни малейшего представления об истории мировых религий и цивилизаций казахские чиновники тут же бросились исполнять очередное задание католического эмиссара. Но получили холодный душ в Москве, где в перерывах между гольфом и возлиянием традиционных русских напитков им объяснили суть разногласий между двумя основными ветвями христианства.
Визит папы в Астану был нервно воспринят православной церковью, поскольку Казахстан рассматривался ей как территория собственных интересов. Тем более, что в новую столицу до сих пор не было визита святейшего патриарха. Дружеские отношения с руководством Казахстана позволяли руководству православной церкви надеяться на особый статус в стране. Но визит папы был расценен как крайне недружественный акт. А позиции церковных иерархов не могла не наложить отпечаток на позицию светских властей России. А потому, гостям из Казахстана был дан твердый отказ на участие патриарха Московского и всея Руси в Съезде мировых религий.
Тем не менее, съезд мировых религий, хотя и без участия первых лиц состоялся и по его итогам был создан секретариат для подготовки очередных съездов. Секретариат возглавил Н.Абыкаев, ставший к этому времени спикером сената.
Телекамеры запечатлели Кикшаева, Утембаева и Абыкаева сидящими неподалеку от президента. Было видно, что эту тройку переполняло чувство триумфа, они перекатывали во рту жевательные резинки и победоносно рассматривали участников сборища.
Слухи о могуществе Ватикана приняли самый причудливый характер. Перешептывались, что Утембаев под влиянием Кикшаева принял католичество и даже Абыкаев был тайно посвящен самим папой.
Все организаторы съезда мировых религий были удостоены государственных наград. Кикшаев получил высокий орден по представлению спикера сената.
Похоже на то, он готовился к очередной акции Ватикана, но ей помешали два обстоятельства: смерть его покровителя папы Иоанна Павла Второго и убийство оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева. Скандал, в который был косвенно замешан Алексей Кикшаев, плохо сказался на отношениях Казахстана со Святым Престолом. В сообщениях о недавнем визите в Ватикан спикера Н.Абыкаева, отсутствует упоминание о его встрече с новым папой Бенедиктом.
Это разительный контраст с тем, что было в Ватикане еще два года назад; тогда казахских чиновников принимали как желанных гостей. Явно видно стремление Ватикана дистанцироваться от оскандалившихся партнеров. Как и Астана теперь дистанцируется от Кикшаева и делает вид, что его не существовало. На днях советник спикера заявил, что Кикшаев никогда не появлялся в кабинетах аппарата сената. Напомним: аппаратом до недавнего времени руководил ныне подсудимый Утембаев.
Крайне узок этот круг казахских чиновников. И все они хотят угодить президенту. Конечно, не просто за похвалу, а за власть и деньги. Вчерашние партийные и комсомольские функционеры, деятели культуры и спорта сегодня занимаются примирением религий, лоббированием нобелевских премий, продажей самолетов и прочих вооружений.
И бог знает, чем еще. Результат известен: в лучшем случае — пшик, в худшем случае — всемирный конфуз.
Между тем государственный обвинитель потребовал смертной казни для главных фигурантов уголовного дела по убийству Сарсенбаева — Утембаева и Ибрагимова. Предупреждение более чем понятное — не болтай лишнего, особенно о Кикшаеве!