Казахское кино: “вне зоны доступа”

“Бодризмы”. 27 августа – День Кино

Сакен ТАУЖАНОВ

Что такое “Казахское кино”? Честно скажу: не знаю. Причем, этого, вероятно, не знает никто. И сама дата “27 августа” — наследие ушедшего в небытие СССР, которое труженики кино воспринимают как допинг для творческой души, которая в одночасье оказалась одинокой и закабаленной одновременно.

Признаюсь, впервые ощутил, как вовнутрь заполз озноб. В этом плане сгенерировать какое-то количество знаков про “имеющий большой потенциал и амбиции” казахский футбол, задача не из числа сложных. Хотя здесь интерес другой: в чем же состоит допинг, когда творческая душа оказалась закабаленной?

Самый простой ответ на этот глобальный вопрос недавно дал г-н Жовтис, разобрав на “атомы” сущность синдрома “вечных аутсайдеров” у казахских футболистов. В самом деле, в несвободной стране, где сами граждане не имеют внутренней свободы, не желают сделать усилие над собой или внутри общества, надеяться на что-то продуктивное – зряшное занятие.

Аналогичная история происходит и в киноиндустрии. Возьмите, к примеру, “Дозор” (бюджет $4 млн) и “Кочевник” (бюджет около $30 млн). “Дозор” в одном из своих эпизодов использовал декорации, ранее построенные для “Кочевника”. Но какая разница в художественном конструировании и восприятии! Разница такова, как если сравнить пращу и снайперскую винтовку, где отечественному продукту отводится роль, увы, лишь аппарата для метания камней. Закономерный итог: “Дозор” собрал богатую жатву коммерческих сборов, а об успехе “Кочевника” даже “паркетные” издания что-то не молчат…

Всегда удивляло, как киношники (специалисты по декорациям, костюмам, операторы и другие) могут дать оценку качества фильма еще на стадии съемок. Вот и в эти дни, они, слегка морщась, отзываются о съемках ленты “Махамбет”: дескать, режиссер – “нулевый парень”, а весь процесс съемок ведёт оператор. Это откровение, признаюсь, заинтриговало: “А почему продюсер, не заменит режиссера?”. Эта реплика не развеселила киношников: “А продюсер – тоже нулевый. Да и не нужно это никому”. Этот короткий обмен репликами многое дал.

С одной стороны, кино – дело, как говорится, добровольное. И кто его делает, в основном, энтузиасты своего дела. Потому что, Казахстан – это не та территория, где платят нормальные деньги на производство этой продукции. Потому что, Казахстан – это не та территория, где есть возможность запустить одновременно много проектов. Зато Казахстан – это территория, где очень много шума из ничего. Одним словом, это “страна казахов”, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ну, с другой стороны, кино, как известно, это идеология. Это сформулированная философия государства, общества. Если оно, это государство, конечно, вообще состоялось.

Возьмем американское кино. Воспроизвели всю историю человечества, добежав к “звездным войнам”. Цикл, скажем так, был закончен. Далее пошли фэнтэзи вроде “Хроник Нарнии”, гомосексуальные и феминистские вещи. С европейским кино (ввиду того, что в Казахстане оно представлено незначительно), признаюсь, знаком слабо. Но подозреваю, что в их, буржуйском “обществе потребления” одни и те же проблемы.

В этой связи возникает издевательский вопрос: какой вывод может сделать киновед, исследуя штучные примеры из числа кинопродукции Казахстана? А в это время соседи (Узбекистан) обходят Казахстан (не побоюсь) на два — три корпуса, производя фильмы и клипы, закупая иностранные ленты для дубляжа и проката. Сказать бы сейчас гордо: “Зато мы делаем ракеты!”… Но нет, ракет мы не делаем. Максимум – семечки и лимонад.

Как у нас обстоят дела с “идеологией” или, скажем, с “философией общества”…

Здесь впору сказать: “Дык”…

Глядя на т.н. “голубой экран”, не покидает мысль, что все беды отечественного кино из-за того, что склеенная из кусочков в советское время “История казахов”, ныне – черепки, хрустящие под новенькими джипами новоявленных менеджеров казахского кино. Ну и конечно, “формула Жовтиса”: в несвободной стране, художник не может свободно мыслить. Вот и бродят неприкаянно казахи — пасынки Истории, образно говоря, перелетные птицы, лишенные всего: родины, культуры. Оттого никто из сценаристов, режиссеров, продюсеров не может создать в родных прериях что-либо цельное: будь то исторический боевик или мелодрама.

Другое следствие – тотальная монополия: один всеказахстанский президент – Н.А.Н.; один всеказахстанский киновед – господин Б.; один кинотеатр в городе Абсурда – Астане… Ну и так далее.

По поводу вспомнился недавний судебный процесс, где один патриот пытался поймать президента Казахстана на факте искажения истории казахов в части наличия границ казахского государства в стародавние времена. И наблюдая за этой битвой “Дон-Кихота” с двумя мельницами, подумалось: а подошли бы финальные кадры “Кочевника” в качестве вещественного доказательства? Помните: гонцы казахского хана догнали обоз джунгарского контайчи и вручили ему глобус, повторив почти дословно монолог Александра Невского: кто к нам, мол, (границы: от сих до сих) придет, тому, ясное дело, капут!

То есть, хан Аблай (пусть и с американским лицом) уже тогда знавал, что такое “глобус”. И, следовательно, зряче представлял границы своего ханства.

Между тем, не даёт покоя субъект по фамилии “Кикшаев”, чья загадочная тень всплыла на “суде” в Талдыкоргане. Человек по фамилии “Кикшаев” — явно потомок тех джунгар, которые уволокли тогда наш единственный глобус. А президент Казахстана, имевший с “К.” деловые отношения, явно был спокоен за исход того судебного процесса. И еще вспомнились слова поклонника ленты “Весна на Заречной улице”: “До сегодняшнего дня не было такого государства с четко очерченными границами. Это исключительно моя заслуга.

То есть, у патриота шансы были 10 к 1000, чтобы выиграть процесс. И то, при том условии, если бы суд разрешил использовать финальные кадры “Кочевника” в качестве вещественного доказательства…

Заметил недавно на “развалах” среди ностальгической киношной серии банка “БТА” видео из нового сериала, которая называется “Новая история Казахстана”. Диск был без нумерации (хотя название как “сериал”), зато с веселой аннотацией: мол, история независимого Казахстана ещё ждет своего исследователя. А пока насладитесь, мол, видеофильмом о стройках Казахстана периода СССР….

***

Пришла пора делать выводы.

— капитализма, рыночных отношений в Казахстане нет. Даже в зачаточном состоянии;

— казахи по сей день оправдывают этимологию своего самоназвания: “ГУСИ”. Не наёмники, конечно, вроде тех людей из “Арыстана”.

“Казахи” – это, образно говоря, перелетные птицы, лишенные родины, истории и т.д.

В придачу, ограниченные “флажками” внутренних психологических фобий, имеющих в основе духовную Пустоту.

Хочется поздравить всех работников кино с Праздником! Что пожелать? Здоровья.

Всё прочее у вас, в принципе, есть. В избытке…