Не всегда молчание – золото

А стоило ли скрывать правду?

Мой самолет в Алматы задерживался. Выйдя из здания московского аэровокзала, я встретил друга. Его вопрос удивил меня: “Что там творится у вас в Казахстане? Рылся в Интернете и случайно узнал, что народ кое-где бунтует”…

Я поспешил его успокоить: “Почитай-ка наши центральные газеты…”. И в качестве доказательства протянул несколько номеров “Казахстанской правды”. Они были полны радостных сообщений об успехах страны на поприще внутренней и внешней политики, о приятных экономических сюрпризах. На первых полосах сообщалось о планах президента Назарбаева о развитии многопартийной системы, расширении гласности, намерении разрешить свободную прессу. Рост благосостояния народа подкреплялся ростом демократии и гражданских свобод… Все было. Не нашел только мой друг сообщений о волнениях восставшего народа в Мангышлаке, убийствах политических деятелей, статей о практически не скрываемом слиянии криминальных и официальных структур… Зачем ему это знать? Сор из избы, как говорят русские, не стоит выносить.

Друг полистал газеты, искоса посмотрел на меня и иронично добавил: “Ну, ладно, бывай, братец кролик…”. И зашагал прочь.

А мне стало не то, чтобы неуютно в чужом городе, чужим я скорее чувствую себя дома, в родной стране, неприятно, что, вроде бы, обидел ни за что человека и даже оскорбил недоверием своим старого приятеля. А стоило ли скрывать правду? Шила ведь в мешке не утаишь? Да и всегда ли молчание – золото?

Слухи, словно змеи, давно будоражат мой многострадальный Казахстан. Но дыма, как известно, без огня не бывает. Только и слышишь возле общественных мест приглушенный шепот: …убили за правду… само руководство способствовало… да, менты сами виноваты… ой-бай, что с нами будет… И с опаской оглядки назад, не дай Аллах, чьи-то длинные уши рядом. И хотя на дворе не 37-й год, чем черт не шутит.

Людей понять можно. А вот тех, кто довел страну до такого состояния простить нельзя. Вполне возможно, как считает глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, что все происходящие события – издержки переходного периода и достаточно административных мер вроде рекламной кампании по борьбе с коррупцией или правильного делегирования полномочий регионам, чтобы Казахстан вошел в число 50 сильных конкурентоспособных держав мира. Но в реальности это мнение не выдерживает критики.

Как-то даже неудобно считать страну преуспевающей по объему ВВП и поступающим в экономику нефтедолларам, ежели здесь отмечен разгул криминальных структур, недовольство народа нынешним положением, назначение на руководящие посты запятнавших себя людей. А примеров тому вполне достаточно. Уже не секрет, что сотрудники УВД по Мангистауской области в течение недели несут службу в усиленном режиме. В г.Актау произошло столкновение между полицейскими и митингующей молодежью. Мотивы трактуются по-разному: и криминальные разборки, и межнациональные конфликты, и несвоевременная выплата заработной платы за выполненную работу на государственных объектах.

Слухи самые противоречивые. И все потому, что казахские власти, в целях пресечения информации о возникшем очаге напряженности в Магистауской области, блокировали все масс-медиа. Вполне понятно, что это вызвано боязнью того, что лидеры казахской оппозиции могут предпринять попытки призвать к поддержке восставших население Южно-Казахстанской и Алматинской областей. А это чревато далеко идущими последствиями.

“Обжегшийся на молоке, дует на воду”, — гласит народная мудрость. Но, видимо, не каждый понимает ее сути. Иначе не учиняли бы произвола над гражданами по указанию ставленников президента Назарбаева, как это случилось в Ауэзовском районе. Так, по приказу акима района в присутствии работников правоохранительных органов был избит директор рынка “Боян Аул” Абай Корганбеков.

Незаконные действия предприняли власти и при требовании снести ряд самовольно построенных домов в микрорайоне Шанырак г.Алматы. Цена противостояния между властными структурами и населением – человеческая жизнь.

До сих пор народу непонятно, кому и зачем понадобилось убивать политического деятеля Алтынбека Сарсенбаева и почему именно его. Но все чаще и чаще муссируются среди людей слухи, что бойцы спецподразделения КНБ часто выполняли “коммерческие” поручения командования, в том числе похищения и убийства “заказанных лиц”. Разве непонятно, о чем это свидетельствует?

Слухи, словно круги по воде от брошенного камня расходятся все дальше и дальше. Чем меньше информации, тем шире круги. Народ сам научился домысливать происходящее. Сказал же председатель общественного комитета “Шанырак-тiрек” господин Дос Кошим, что специальный мониторинг СМИ на предмет освещения ими трагических событий в микрорайоне Алматы привел к неутешительному выводу. Впервые власть и народ схлестнулись не на жизнь, а на смерть. Но ни одной строчки ни в “Казахстанской правде”, ни в “Экспрессе К” никто не нашел. Для демократического государства, как заявил Дос Кошим, нонсенс, когда ведущие печатные СМИ замалчивают потрясшие всю страну происшествия. В то же время такие издания, как “Караван” и “Литер” допустили одностороннее и необъективное, по его мнению, освещение Шаныракской трагедии.

А ведь поправки в законодательство о СМИ и PR-война в Интернет-пространстве тоже являются результатом и формой внутренних столкновений и могут стать самостоятельным фактором, подогревающим внутриполитическую температуру страны. Думаю, что достаточно напомнить о тиражированном в Интернете заявлении бывшего майора РУБОПа Рустама Ибрагимова о подтверждении существования в стране полицейских “эскадронов смерти”, которые тайно расправлялись с лидерами организованных преступных группировок и по совместительству занимались “дойкой” предпринимателей и назвавшем даже одного из их руководителей из числа полицейских генералов. Благодаря этому заявлению пролился свет на историю с убийством Алтынбека Сарсенбаева.

…Мой друг многое хотел узнать от меня о стране, в которой я живу. Но я ничего ему не сказал. Видимо, все-таки обидел его. А жаль…