Прощание со “словом”

“Клик!”

Восстановите гимн,
и страна скажет:

“Не надо зарплаты”.

Владимир Жириновский

Сакен ТАУЖАНОВ

Заметил, что в пространстве возрождается такой жанр, как “открытое письмо”. Это, надо понимать, вроде как “SOS”. И, вроде, мысль есть, и тема наличествует, но авторы “открытого письма” априори не рассчитывают пробить “железобетон” адресата. Да и стойкость или, точнее, окаменелость т.н. “общественного сознания” уже не взорвать никаким тротиловым эквивалентом. А ведь, в самом деле, не пробивается и не взрывается. СЛОВО как условная единица из арсенала политиков, творческих работников девальвировалось. Причем, степень девальвация Слова на этой территории не зависит от войны в Персидском Заливе или телодвижений казахского НБ. Попытался собрать несколько примеров, которые, возможно, являются факторами нивелирования Слова.

…Для разминки возьмем на примерку известное крылатое выражение Дариги Назарбаевой: “Даже миллиметр земли не стоит человеческой жизни”. И пусть эти слова прозвучали относительно приграничных с РУ казахских сел, как не согласиться со словами Дариги Назарбаевой? Согласимся. Тем более, что “длинное ухо” приписывает Дариге Нурсултановне приватизацию школы им.Жубановой. Как резюме — школа не ведет селекцию талантов в регионах, подтверждая тем самым предположение, что её деньки сочтены.

Эти слова, можно без всякого ущерба вложить в уста акима Города 3272. И кто знает, возможно, услышав эту реплику родственницы президента РК, в период известных событий в алматинских микрорайонах, никто не обратился с настоящим, призывным Словом. Итог известен: бутылки с бензином, отложенная до весны угроза выселения над жителями Города 3272, градоначальник Города 3272, забивающий эфир цифрами статистики, оставляя за рамки своей риторики “миллиметры” отобранной у жителей города земли.

…Работники другой алматинской музыкальной школы тихо, можно сказать, интеллигентно, выражаются неформальной лексикой в адрес акимата, который обманул их, обещая перед президентскими выборами создать преподавателям нормальные условия работы. Вечно молодого, энергичного и креативного президента, как известно, переизбрали, а обещания положили под лампаду.

…Кстати, о президенте РК. Реплика из уст высшего должностного лица о заработной плате (жалкие 345 000 доллара США) руководителей НК вызвала резонанс в казахском космосе. Это, пожалуй, была первая (и подозреваю – последняя) реакция общества на СЛОВО. Другая более скромная информация российского журналиста, прозвучавшая в июне т.г. о том, что в своё время “Счастливчик” Миттал дал казахским властям взятку в размере каких-то 100 000 000 долларов США за покупку карагандинских шахт, прошла практически незамеченной. Но зато становится понятен цинизм президента страны, который охарактеризовал это ЧП как “обычная авария”. То есть, на незримых весах совести (совесть – это такое устаревшее слово) г-н Назарбаев не стал подсчитывать соотношение цифр митталовской взятки и человеческих жизней, потерянных или искалеченных на карагандинском добывающем и сталелитейном комплексе. Президент Казахстана предпочел обсуждать чужую заработную плату.

…Про интеллигенцию. Именно она была генератором и гарантом исполнения различных устных договоров. Интеллигенция, по своей природе должна, подобно Вооруженным Силам Государства Израиль, наносить превентивные удары. То есть, творческая элита должна предвосхищать повороты общественной эволюции. Но этого не произошло и вряд ли уже произойдет впредь. Понятие “Слово” потеряло свою цену. В Казахстане нелепо, например, писать или читать аналитику о “либерализме”, “консерватизме” и прочих изысках философии. В Казахстане все примитивно. Вроде автомобильного движения на алматинской улице Комсомольской: кто первый заехал на рельс, тот и прав. И не обязательно этим “первым” может быть трамвай.

И вот в этой выжженной пустыне, кажется, единственный шедевр подарил директор Национальной библиотеки М.Ауэзов, который пригрозил взяться за оружие, если кто-то вознамериться вернуть в страну монархию. В общем-то, прозвучало здорово, но не проходит привкус, что сие действо произошло слишком поздно. Почему сложилась такая ситуация? Уверен, что последний договор, заключенный интеллигенцией и властью в период президентских выборов, как известно, оказался роковым. А иначе и быть не могло: сделка с Назарбаевым, если говорить языком любимых Астаной теологов, стала похожа на договор с властелином преисподней.

…Про народное творчество говорить не будем. Условно свободные – акыны – импровизаторы, попали под тотальный “колпак” МкиИ. И регламентированные чапаны на плечах игроков последней отдушины народного волеизъявления, стали вроде табличек на заасфальтированных паркингах. Вывод: о “народном творчестве” можно забыть.

… Про “77 испуганных зайчиков” в Парламенте также говорить не стоит. А о тех, кто сидит в сенате парламента даже вспоминать страшно. Как известно, из-под широкого крыла спикера этой палаты за прошедшие полгода вышли два человека с уголовным налетом: господа Утембаев и Кох. Как говорится, то ли еще будет….

Так что Парламент – это, по определению спикера мажилиса, “орган”. “Орган”, который дарит нам афоризмы, принимает законы под диктовку человека с пальцами, раздвинутыми как “V”. Вот, пожалуй, и все достоинства государственных мужей территории “KZ”.

***

Общество на территории “KZ” прошло испытание сексом, деньгами, кровью. И политикам, творческим людям уже практически невозможно расшевелить читателя посредством Слова.

А это означает, что спираль эволюции завершила оборот, очередной цикл. Это означает, что вновь вернулись времена поэта (с фатальным именем – Владимир), который призывал приравнять СЛОВО к штыку. Так оно, наверное, и будет.