Великий бензиновый поход

Россия скупает заправки Центральной Азии

Цены на ГСМ поднялись два месяца назад и уже никогда не опустятся. Теперь казахстанцы платят почти 100 тенге за литр 98-го бензина и 55 тенге за литр дизтоплива. “Это не предел” – предупредили в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов. Предупредили заранее, еще 21 июля. С тех пор участники рынка ГСМ заметно приуныли. Первая волна повышения стоимости топлива заставила многих владельцев автозаправок отказаться от своего бизнеса. Наиболее стойкие перешли на российское топливо. Плакаты “Только здесь вы можете купить качественный российский бензин” украшают весь Казахстан. Но радоваться этому не надо, ведь это вынужденная переориентация. Мелкие “автозаправщики” потеряли возможность торговать отечественным бензином. Подробнее об этом может рассказать директор сети заправок “Нар-Ойл” Султан Ушбаев, с которым Шымкентский нефтеперерабатывающий завод неожиданно разорвал сотрудничество — в одностороннем порядке.

Еще одна волна подорожания топлива может стать для мелких участников рынка ГСМ девятым валом. Из-за действий правительства они попросту обанкротятся.

Возникает справедливый вопрос: кому это надо? События показывают, что за подорожанием топлива в Казахстане и решениями Министерства энергетики и минеральных ресурсов стоит Москва. Опустевшие автозаправки скупит “Газпром”. И такое будущее ждет не только Казахстан. Российский концерн семимильными шагами идет к завоеванию Центральной Азии.

Первый шаг: От концерна к мегаконцерну

Дата: Октябрь 2005 года

Концерн “Газпром” приобрел “Сибнефть” почти за 13 миллиардов долларов, выкупив у Millhouse capital 72 процента акций этой нефтяной компании. Если учесть, что ранее “Газпром” купил больше 3 процентов акций “Сибнефти” у “Газпромбанка”, получается, что газовый концерн получил во владение свыше 75 процентов акций “Сибнефти”.

Покупка далась газовому гиганту нелегко. 12 миллиардов долларов пришлось брать в кредит у ряда компаний: ABN Amro, Dresdner Bank, Citigroup, Credit Suisse First Boston, Goldman Sachs и Morgan Stanley. Это был самый крупный кредит в истории России.

Второй шаг: “Сибнефть” умерла. Да здравствует “Сибнефть”!

Дата: 13 мая 2006 года

“Газпром” созвал внеочередное экстренное собрание акционеров, где было принято решение переименовать “Сибнефть” в “Газпром нефть”. Во главе совета директоров новой компании встал Александр Рязанов, ранее бывший президентом “Сибнефти”. На этом реформы не закончились. Центральный офис “Газпром нефти” переехал в Санкт-Петербург, а руководство “Газпром нефти” заявило, что до конца 2006 года увеличит количество своих АЗС в Петербурге до 14. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко оказалась очень довольна этим решением. Мол, наконец-то в Питере появится первый крупный налогоплательщик.

Третий шаг: Азиатская дочь

Дата: 21 июня 2006 года

“Газпром нефть” оказалась плодоносящей и с ведома “Газпрома” открыла дочернюю компанию — “Газпром нефть Азия”. Название полностью отразило суть: новорожденной компании предстояло заниматься всеми проектами “Газпром нефти” в Центральной Азии. Проектами, которые связаны с добычей и переработкой нефти, а также продажей топлива местным клиентам, а также экспортом ГСМ в Афганистан и Китай.

“Газпром” решил войти в регион через Киргизию. Тем более что гостям “светил” лакомый кусочек – концерн планировал скупить 85 процентов акций “Киргизнефтегаза”. Но скоро наживка сорвалась. Оказалось, что для покупки обедневшей госкомпании надо было вносить поправки в местное законодательство. На это Курманбек Бакиев бы не пошел никогда. Эксперты “Газпрома” начали искать альтернативу, а пока было решено создать совместное предприятие, через которое Москва могла за свой счет вести разведку новых месторождений и постепенно поглощать и обновлять киргизскую госкомпанию.

Четвертый шаг: “За слова отвечаю!”

Дата: 30 июня 2006 года

В этот день акционеры ОАО “Газпром” провели годовое собрание. Гвоздем программы стало выступление председателя правления “Газпрома” Алексея Миллера. Он дал анализ современному положению компании и вкратце рассказал о планах на ближайшее будущее. Вот несколько тезисов из его выступления:

— На мировых рынках 2005 год стал очередным годом роста цен на углеводородное сырье. Можно с уверенностью сказать, что эпоха дешевых энергоносителей закончилась. Наша компания строит свою работу с учетом этих тенденций. Ключевые принципы стратегии “Газпрома” – это широкая диверсификация профильных видов деятельности – газ, нефть, электроэнергетика – и усиление вертикальной интеграции.

— В 2005 году завершено формирование такой структуры акционерного капитала, которая наиболее точно соответствует стратегии развития “Газпрома”. Российское государство стало обладателем контрольного пакета акций компании. Объединение государственных и коммерческих подходов позволяет обеспечить долгосрочное планирование на основе перспективного баланса газа в масштабах всей страны и за её пределами.

— С приобретением “Сибнефти”, которая теперь переименована в “Газпром нефть”, мы удвоили свои запасы нефти и утроили возможности по добыче жидких углеводородов. Это хороший фундамент для дальнейшего развития нефтяного бизнеса “Газпрома.

Это шаги по выполнению стратегического курса на диверсификацию видов деятельности ОАО “Газпром”, и превращение ее в многопрофильную энергетическую компанию.

Наша цель – доведение годовой добычи нефти до 80 млн. тонн к 2020 году.

— В 2005 году начался второй этап реформы Группы “Газпром”. Он завершится в 2008 году. К этому времени каждое дочернее общество сконцентрируется на одном основном виде деятельности, например, газодобыче, нефтедобыче или транспортировке газа.

Следуя стратегической цели создания энергетической компании – мирового лидера, “Газпром” расширяет своё присутствие на зарубежных рынках. Компания проводит поиск и разведку месторождений углеводородов во Вьетнаме, Индии, Венесуэле и Узбекистане. Также проводится оценка перспективных проектов в Таджикистане, Киргизии, Ливии, Алжире, Иране и других странах. Сотрудничество со странами Средней и Центральной Азии имеет большое значение для “Газпрома.

Пятый шаг: Зачистка рынка (Кыргызстан)

Дата: июль 2006 года

После амбициозного выступления Алексея Миллера, “Газпром” начал бороться за место под киргизским солнцем. Конкурентов хватало. Монополистом на рынке ГСМ была Ассоциация нефтетрейдеров, состоящая из двух компаний. Выкупить их можно было без особого труда – обе компании принадлежали российской фирме “Альянс”.

Разобраться с другими солидными игроками на топливном рынке оказалось труднее. Это были казахстанские компании, которые медленно, но верно завоевывали Киргизию, предлагая покупателям бензин за меньшие деньги, чем Ассоциация нефтетрейдеров. Российские бизнесмены ничем не могли ответить на демпинг цен и постепенно проигрывали схватку за страну.

Решение “Газпрома” было простое. Казахстанцев надо “удалить” из бизнеса. Ассоциацию нефтетрейдеров – выкупить.

Видимо, концерн начал бороться с мешающими компаниями чужими руками, – чтобы свои не болели. Результаты подпольной работы были получены. 13 июля 2006 года полицейские ворвались в бишкекский офис перспективной казахстанской компании “Дениз-Ойл”, занимающейся продажей ГСМ местному населению на 55 АЗС. Предъявив санкцию на обыск, заверенную заместителем генерального прокурора республики и министром внутренних дел Кыргызстана Маратом Суталиновым полицейские остановили работу фирмы. Тогда глава компании Ермек Онгарбаев так и не получил вразумительного объяснения, из-за чего компании не дают работать в Киргизии.

Устранив самого крупного казахстанского конкурента, “Газпром” повторил трюк с выкупом компаний. На этот раз в роли “Сибнефти” выступила Ассоциация нефтетрейдеров. Российский концерн выкупил одну из двух компаний Ассоциации – ЗАО “Мунай Мырза”, и передал ее имущество дочерней “Газпром нефть Азия”. Сделка прошла в Москве за закрытыми дверями, причем так быстро, что президент фирмы “Альянс” Улан Базаркулов не успел сообщить о продаже компании ни одному партнеру и ни одному СМИ, а руководители киргизского филиала “Альянса” не верили в факт перепродажи компании до самого последнего момента.

Московская “дочка” стала владеть 77 автозаправочными станциями и 13 нефтебазами в Киргизии, в одночасье получив контроль над 30 процентами рынка ГСМ по республике и 70 процентами рынка ГСМ в Бишкеке.

Шестой шаг: Высокие обещания

Дата: 9 августа 2006 года

Появление нового монополиста не могло оказаться незамеченным. Через неделю после покупки “Мунай Мырза” президент Киргизии Курманбек Бакиев встретился с гендиректором “Газпром нефть Азия” Болотом Абилдаевым. Абилдаев, бывший сотрудник киргизского правительства, а ныне соратник Алексея Миллера, специально приехал в Бишкек, чтобы обсудить планы на будущее. А будущее своей компании Болот Абилдаев знал хорошо. Поговорив с Курманбеком Бакиевым, он рассказал, что скоро “Газпром нефть Азия” проникнет в Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, а после – в Китай и Афганистан. О Кыргызстане Болот Абилдаев не говорил. Эта страна уже принадлежала “Газпрому”.

Девятый шаг. Зачистка рынка (Казахстан)

Указать точную дату прохождения акции по завоеванию казахстанского рынка ГСМ нельзя. Она идет до сих пор. Страна испытывает острый дефицит ГСМ. Бензин марок АИ-96 и АИ-98 отсутствует на большинстве заправок больше месяца. Частные автозаправки сидят на “голодном пайке”, не получая топлива от трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов.

Кайпбек Камбаров, президент ассоциации АЗС Южно-Казахстанской области, не раз жаловался общественности, что Шымкентский НПЗ с июля снизил объемы продаж в два раза, а другие заводы продают бензин только аффилированным структурам. При этом в Шымкенте испытывают затруднения около половины всех автозаправок.

В условиях тотального дефицита топлива и постоянного роста цен на него, “Газпром нефть Азия” имеет все условия для проникновения на казахстанский рынок. Скупить заправки у частных торговцев ГСМ, терпящих большие убытки из-за отсутствия бензина, очень легко. Многие из них уже находятся на грани разорения и сами хотят продать свой бизнес.

Понятно, что сложившаяся ситуация выгоднее всего для компании “Газпром нефть Азия”. Почему руководители нефтеперерабатывающей отрасли играют на руку Москве, — отдельный вопрос. Сейчас машина по завоеванию бензинового рынка Казахстана запущена. В конце сентября совет директоров “Газпрома” сделал свою “дочку” самостоятельным ОАО, но компания не слишком активно участвует в тендерах на разработку месторождений, предпочитая ориентироваться не на добычу нефти, а на продажи ГСМ в Центральной Азии.