Деревянный обелиск

“Клик!”

Сакен ТАУЖАНОВ

18 ноября 2006 года. В Шымкенте прошел праздник “Золотая осень — 2006”. Как передали агенты “Хабара”, эти “торжества, посвященные успешному окончанию сельскохозяйственного года, стали традиционными”. Невольно вспомнились рекомендованные Министерством информации и общественного согласия агитки советского “разлива”, вроде: “День год кормит!”. И на сельскохозяйственном празднике не хватало бодрых девизов. Например, таких: “Грибами сыт не будешь!”, “Цвети, Шымкент — город великих свершений!” Ну и т.п. и т.д. А с другой стороны, увидев эту самую “Золотую осень”, отчетливо понимаешь, что эти сельские труженики, по-настоящему, счастливые люди. Ибо они, чудом избежавшие контактов с медицинскими работниками, сохранили своё здоровье. И, возможно, саму жизнь. Они выжили и привезли с полей и ферм молоко, мясо, овощи и фрукты прямо, как принято говорить, на стол горожан… Они привезли молоко и мясо точно так, как, наверное, в осажденный Ленинград во время Второй мировой войны доставляли хлеб. Ведь “Золотая осень – 86” — это особый случай. Это уже не просто рвотный рефлекс от совка. Шымкентская “Золотая осень – 86” — это казахская победа над стереотипами. Хотя бы с той целью, чтобы доказать: мол, на юге территории “KZ”, кроме грибов, есть и другая еда. Дай Бог, чтобы эти сельчане выжили в неравной схватке с этим государством, которое своим здравоохранением убивает людей. Ведь сегодня Шымкент из рядового областного центра с индексом “X” стал вроде нерукотворного памятника независимого Казахстана. Впрочем, теплится надежда, что компьютерщики агентства “Хабара”, в конце концов, сумели достичь определенной квалификации. Ибо велика вероятность того, что “люди-Х” будут и впредь продолжать свои эксперименты в области выживания человеческого организма и превратят свой край в один большой погост. Вот тогда и пригодится компьютерная графика. В конце концов, рисовать в каждом кадре солнышко нас учили с детства. А пока приоритеты прежние: обыватель должен питаться иллюзией, что он в этой стране кому-то “полезен”. И порой даже “нужен”…

18 ноября 2006 года. “Золотая осень” — лирическое обозначение затянувшегося теплого межсезонья. Раньше это называли “Бабье лето”. Но после празднования 5-тилетия клуба под названием “Д.В.К.” данное аномальное состояние погоды можно окрестить как “Мужская осень”. Ведь члены клуба “Д.В.К.” ещё раз доказали, что Нурсултан Абишевич Назарбаев в корне не прав, опасаясь проводить жесткую кадровую политику. Ну и что с того, что чиновники высокого ранга, возможно, перебегут в лагерь “оппозиции”? Любой юнец в Казахстане, у которого с губ еще не слетели остатки йогурта, знает банальную вещь: тот, кто поработал какое-то время на государственной службе с Н.Назарбаевым, априори не способен на что-либо действенное: на открытый протест, например. А про работу в условиях подполья и говорить смешно. Люди из “оппозиции” довольно ловко трансформировались в сплошной “глянец”: сильногазированные напитки, костюмы у мужчин, вечерние туалеты у дам, фотосессия, пафос в речах. Сегодня они празднуют 5-ти летие клуба “Д.В.К.”. Завтра наверняка будут отмечать 6-ти летие клуба “Д.В.К.”. И так далее и так далее. Стоит ли при наличии таких политических “импотентов” удивляться стойкому мазохизму жителей “Шымкента-0”?

18 ноября 2006 года. Третий день бродят по стране новые “деревянные” “фантики” – тенге. Как-то сгоряча вылетело, что всеказахстанский старец “KZ” не может довести ни одно дело до своего логического завершения. С первого взгляда, так оно и есть. Ведь всё как в детском уголке. “Дети” берутся за новую игрушку и, оторвав кусочек от нее, бросают, увлекшись новой затеей.

Так было на первый, самый критический взгляд. Но, подержав в руках тенге образца 2006 года, до сознания дошло многое. Тенге образца 2006 – это апофеоз карьеры правителя. Это, так сказать “деревянный” аналог нашего бытия, его обелиск. Вглядитесь в этот кусочек бумаги и всё поймете. Сколько страсти и отчаянья лежит на небольшой площади специальной бумаги. Нотная партитура: стыдливо нанесенные аккорды “Гимна целинников” с модернизированным текстом. Брутальная “кисть”, покрытая образцами подписи президента РК, контуры Казахстана: запад и восток Казахстана, которые трудом своих жителей и природными богатствами, в той или иной мере стали материальной основой его существования. Контуры РК, кстати, не отображают южные районы страны. То есть, Алматы и “Шымкент-0” — это, видать, уже “потерянные территории”. Или, например, фауна, представленная изображением маралов, дающих президенту РК свою кровь для омолаживающих ванн.

Другими словами, наконец-то, хоть что-то парням из “Ак-Орды” удалось. Ведь Главный Архитектор сумел собрать на небольшой площади специальной бумаги самые любимые “игрушки”. И новый казахский “фантик” — тенге образца 2006 года – стал “зеркалом” этого единственного подвига Нурсултана Назарбаева. Всё соединилось здесь: одиночество этого человека, его бессилие исправить созданную собственными руками систему и, одновременно, сочащееся изо всех щелей и пор желание любой ценой оставить в истории свои инициалы. Мы оценили этот поступок. Повторюсь: пока это самая лучшая попытка на сегодняшний день.

Пройдут годы. И, конечно, нам пока не ведомо, какой памятник поставят потомки в честь первого президента этой территории.

Возможно, это будет символическое изображение трех пистолетных пуль. Как память о выстрелах на улице Луганского. А также возле города Талгара.

Или же на постаменте будет изображение одноразового шприца. Как символ транзитной страны, населенной людьми с транзитной психологией. Но в любом случае, это будет обелиск человеческому страданию, выражением бренности существования всего живого на этой земле. И, конечно, это станет памятником, не имеющим границ, человеческим страстям.