Алматы: “корейцы держат город…”

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Деловые успехи казахстанских корейцев заметили на их исторической родине

Корейский деловой бум в Казахстане”. Материал под таким названием портал DongA посвятил успехам бизнесменов из числа представителей корейской диаспоры Казахстана.

Начинается репортаж со сцен, призванных проиллюстрировать последствия нефтедолларовых вливаний, которые потекли в страну в последние годы благодаря освоению недр каспийского региона: “Центр Алматы ничем не напоминает картины трехлетней давности. Автомобили Mercedes Benz и BMW сменили старые советские машины. Благодаря многочисленным вырастающим повсюду новым зданиям весь город превратился в одну большую строительную площадку. Живописные дома заполняют ориентированные на представителей среднего класса фешенебельные предместья города, окаймленные горами Тянь-Шаня”.

Вся эта картина служит фоном, на котором более рельефно выглядят достижения бизнесменов из числа этнических корейцев. Первой названа крупнейшая строительная компания Казахстана “Куат” (председатель правления Олег Нам), логотипы которой можно встретить по всему городу. Компанию 14 лет назад основал ее владелец Юрий Цхай, президент Ассоциации корейцев Казахстана. Большой импульс роста “Куат” получил благодаря строительному буму, начавшему после перемещения столицы из Алматы в Астану. За последние годы обороты компании выросли в 50 раз. Еще упомянуты компании “Вертекс” (председатель правления Эдуард Огай) и “Алматыинжстрой” (председатель правления Бронислав Шин).

Можно сказать, и это не будет преувеличением, что корейцы держат город”, — уверяет автор публикации.

Сеть магазинов электроники “Сулпак” названа “покупательской Меккой в центре Алматы”. Название “Сулпак” составлено из имен двух совладельцев сети – казаха Султана и корейца Андрея Пака. По объемам продаж компания занимает второе место в данной сфере. Вячеславу Киму, еще одному этническому корейцу, принадлежит “Планета электроники”, крупнейшая дистрибьюторская сеть электронных товаров в стране. Третью позицию в отрасли занимает компания “Технодом плюс”, руководит которой Эдуард Ким.

Основная доля бизнеса этнических корейцев приходится на строительные и дистрибьюторские компании. В этих отраслях доминируют корейские компании. LG и Samsung Electronics лидируют на рынке электронной продукции Центральной Азии, также в регионе ведут бизнес 18 строительных компаний. Фирмы, принадлежащие этническим корейцам, первоначально становятся партнерами компаний из Кореи, приобретая ценный деловой опыт, помогая им в свою очередь закрепиться на казахстанском рынке.

Хотя по-прежнему есть немало этнических корейцев, живущих в бедности, их число сокращается. Даже корейцы, живущие в аграрных регионах, говорят, что они относительно зажиточны. Своеобразным символом благополучия диаспоры можно считать “Корейский дом”, расположенный в престижном здании, построенном корпорацией “Куат”. Вход и окна здания, принадлежащего Ассоциации корейцев Казахстана, украшены в традиционном корейском стиле. Здесь расположены корейские объединения, включая редакцию газеты Koryo Daily и Ассоциацию корейской молодежи. “Корейский дом” был построен без какой-либо финансовой помощи со стороны правительств как Кореи, так и Казахстана. Директор Ассоциации корейцев Казахстана Валентина Ин говорит: “У нас есть ресурсы, и мы не видим причин просить помощи у правительства Кореи”.

И хотя в публикации отмечается, что в ширящихся рядах казахстанских миллионеров немало тридцати- и сорокалетних корейцев, отсутствие, по крайней мере, одного имени вызывает недоумение. Перечислив миллионеров, автор почему-то забыл упомянуть о миллиардере. Имеется в виду, понятное дело, самый богатый (из тех, кто не скрывает своих доходов) казахстанец – руководитель корпорации “Казахмыс” Владимир Ким, состояние которого журнал Forbes в марте прошлого года оценил в 2,8 миллиарда долларов. Если верить последним сводкам с Лондонской фондовой биржи, акции казахстанского медного монополиста уверенно растут, вслед за ценами на металлы. Можно предположить, что за год Ким серьезно увеличил свои капиталы. Судя по всему, авторы статьи ограничили свои интересы лишь южной столицей, а ведь в том же “Казахмысе” найдется еще немало представителей диаспоры, достойных упоминания в числе лидеров бизнеса.

Месторождение Каражанбас досталось Китаю

Многолетние усилия нашего восточного соседа увенчались успехом. Пекин заполучил еще одно крупное нефтяное месторождение в Казахстане. Все мировые агентства и деловые издания в новогодние дни сообщили о том, что китайская государственная компания CITIC Group добилась от Астаны одобрения сделки по приобретению зарегистрированной в Канаде фирмы Nations Energy\’s. Главным активом последней является месторождение Каражанбас, расположенное неподалеку от каспийского порта Актау. Стоимость сделки – 1,91 миллиарда долларов. Свою долю получит и Казахстан.

Гонконгская газета Standard подробно рассказывает об условиях сделки. В статье подчеркивается, что CITIC предоставила “КазМунайГазу” право на выкуп 50-процентов доли Nations Energy\’s. Это право может быть осуществлено в течение года по цене, основанной на первоначальной цене приобретения CITIC. Доказанные запасы месторождения Каражанбас превышают 340 миллионов баррелей нефти, а ежесуточная добыча на нем составляет 50 тысяч баррелей.

“Китай утоляет нефтяную жажду”. Так комментирует на страницах San Francisco Chronicle сделку журналист Кристофер Пала. В публикации речь идет о том, что в последние годы Китай последовательно ведет политику скупки нефтяных месторождений по всему миру, дабы обеспечить надежные источники поставок энергоносителей.

Приобретение Nations Energy\’s последовало за вереницей неудачных попыток Китая заполучить контроль над месторождениями углеводородов. В 2003 году партнеры, осваивающие казахстанское месторождение Кашаган, отказались продать Пекину пакет акций крупнейшего в мире осваиваемого нефтяного проекта за 1,2 миллиарда долларов. Два года спустя американский конгресс наложил вето на предложение Китая по приобретению компании Unocal за 18,5 миллиарда долларов. Между тем и Россия отвергла планы китайцев по строительству трубопровода, который связал бы Поднебесную с богатыми сибирскими источниками нефти, а также не позволила им стать совладельцами нефтяных месторождений.

В лице Казахстана, которому принадлежит 3,3 процента мировых запасов нефти, Китай нашел желанного партнера. Но здесь необходимы оговорки. Китаю приходится платить гораздо больше рыночной цены, и ему придется финансировать строительство трубопроводов, по которым нефть потечет из центрального и западного Казахстана в Китай”, — подчеркивается в публикации.

Для не имеющего выхода к морю Казахстана Китай, второй в мире импортер нефти, дает возможность диверсифицировать экспортные маршруты. В настоящее время большая часть казахстанской нефти поставляется через территорию России”. И сейчас Москва не торопится расставаться с монополией на поставки углеводородов из региона. “Несколько лет Кремль не давал согласия на расширение трубопровода КТК (Каспийского трубопроводного консорциума), строительство которого финансировалось в основном западными нефтяными компаниями”, — напоминает автор.

Видимо, памятуя об экспортных трудностях, президент Нурсултан Назарбаев благословил летом 2005 года продажу компании PetroKazakhstan китайской государственной корпорации CNPC за 4,18 миллиарда долларов. Но при этом китайская сторона согласилась уступить треть акций PetroKazakhstan национальной компании “КазМунайГаз”, которая оплатит свою долю из будущих доходов от продажи нефти.

Объявление о завершении сделки вокруг Nations Energy\’s последовало вскоре после пятидневного визита Назарбаева в Китай, в ходе которого были заключены два крупных трубопроводных соглашения. Согласно первому, Казахстан удвоит до 400 тысяч баррелей в день мощность магистрали Атасу-Алашанькоу. Второе соглашение предусматривает строительство новой ветки трубопровода, которая соединит месторождения на Западе Казахстана с Атасу, что позволит напрямую связать Каспий с Китаем.

Успех сделки по продаже Nations Energy\’s вызывал сомнения. В октябре депутат Валерий Котович, член президентской партии “Отан”, в парламенте заявил, что агрессивная политика Китая по скупке нефтяных активов ставит под угрозу независимость Казахстана. “После приобретения Nations Energy\’s они будут контролировать 28 процентов нашей добычи, а если купят “МангистауМунайГаз”, то это составит уже 40 процентов”, — сказал он. Две недели спустя министр энергетики Казахстана Бактыкожа Измухамбетов заявил, что он готов использовать “чрезвычайные меры”, чтобы заблокировать продажу Китаю Nations Energy\’s.

В публикации отмечается, что, возможно, правительство Казахстана потворствовало антикитайским настроениям. Неназванные представители нефтяной компании предполагают, что последний всплеск антикитайской риторики, особенно в стенах полностью подотчетного Назарбаеву парламента, был рассчитан на то, чтобы припугнуть CITIC Group. Как бы то ни было, Казахстану удалось осуществить свои планы в отношении месторождения Каражанбас и обеспечить право за выкуп половины акций.

Ветер перемен вновь веет над Центральной Азией

Призрак либерализации бродит по Туркменистану. По крайней мере, так оценивает предвыборные обещания главного претендента на пост президента Курбанкулы Бердымухаммедова зарубежная пресса. Reuters сообщает о том, что исполняющий обязанности главы государства заявил “о перспективах свободного доступа в Интернет, возвращения пенсий, реформы образования и другой ревизии решений покойного диктатора”. Все это заставляет обозревателей строить предположения насчет вероятного отказа Ашхабада от политики изоляционизма и подавления свобод.

Возможно, грядут и реформы в сфере образования, низведенного при Сапармураде Ниязове до крайне низкого уровня. Вместо изучения классических предметов школьники и студенты зубрили творение Туркменбаши “Рухнама”. Бердымухаммедов пообещал по-новому взглянуть на образование: “Теперь нужно пересмотреть программу (средней) школы, и если нужно, мы можем перейти на десятилетнее обучение. Нужно сделать так, чтобы была открыта дорога в вузы развитых государств”.

А у сотен тысяч пожилых жителей страны появилась надежда на возвращение пенсий, которых их полностью или частично лишил Ниязов. “В будущем… пенсии, социальные выплаты будут заново пересмотрены”, — сказал и.о. президента. Вместе с тем он пообещал сохранить бесплатное обеспечение населения газом, электроэнергией и водой.

В интервью New York Times инициативы исполняющего обязанности Туркменбаши комментирует Марта Брилл Олкотт, эксперт по Центральной Азии вашингтонского Фонда Карнеги. По ее мнению, “в Туркменистане идет намного более жесткая закулисная борьба за власть, чем предполагалось ранее”.

В качестве исполняющего обязанности президента Бердымухаммедов, бывший заместитель премьер-министра, в соответствии с Конституцией не имел права претендовать на пост президента. Однако национальный законодательный орган легко изменил правила, чтобы позволить ему баллотироваться, а затем одобрил список кандидатов, включающих невзрачных бюрократов и политиков среднего уровня в качестве псевдооппозиции.

По мнению Олкотт, Бердымухаммедов может опасаться, что эта тактика повлечет неприятные последствия, усилив находящуюся в изгнании оппозицию и увеличив шансы на то, что его противники получат поддержку от правительств западных государств. “Бердымухаммедов стремится успокоить международное сообщество, чтобы получить поддержку изменений очень недемократической конституции, осуществленных очень недемократическим способом, и легитимизировать выборы, в которых избирательный процесс сопровождался нарушениями с самого начала”, — считает Олкотт.

Ситуация в Туркменистане заставила зарубежных обозревателей обратить внимание и на другие государства Центральной Азии. Французская газета Humanite (перевод сайта InoPressa.ru) анализирует расклад политических сил в богатом нефтью и газом регионе. Вот, в частности, выдержки из публикации, касающиеся положения в Казахстане:

Похоже, только Казахстану выгодна собственная независимость, причиной чему огромные запасы нефти, позволяющие поддерживать в стране самый высокий уровень жизни среди пяти бывших советских республик. Но население возмущено полусемейной монополией президента Нурсултана Назарбаева на богатства страны. Его старшая дочь Дарига Назарбаева, по-видимому, считает себя преемницей отца…

Всеми республиками Центральной Азии, кроме Киргизии, руководят диктаторы, конец правления которых близок. В Таджикистане и Казахстане возможность революции представляется вполне вероятной. В самом деле, в Астане действующий президент, старающийся удержать власть, сталкивается с разномастной оппозицией, в составе которой есть и исламисты, и прозападники”.

Похоже, выводы автора о грядущей революции взяты из архивов полуторагодовалой давности, как и утверждения о том, что конец правления действующих президентов-диктаторов близок, а оппозиция может претендовать на власть. Да и где она – исламистская оппозиция в Казахстане?

“Немецкая волна” сообщает о том, что проблема выборов может встать еще в одной стране региона: “9 января 2007 года истекает семилетний срок президентского правления Ислама Каримова. Однако нового президента после наступления этого дня в Узбекистане не будет, и когда он появится, до сих пор неясно”.

Представители администрации президента Узбекистана всячески избегают ответа на вопрос о будущих выборах. Самое любопытное заключается в том, что в отличие от своих соседей по региону – Нурсултана Назарбаева и Эмомали Рахмонова, – Ислам Каримов не гарантировал себе в законодательном порядке право баллотироваться на третий срок. Согласно конституции, глава государства может избираться лишь на два срока, что вносит дополнительную пикантность в ситуацию. Нет ясности и с датой возможных выборов. Согласно постановлению парламента, “выборы в представительские органы власти должны происходить в третье воскресенье декабря”. Однако это дает Каримову сомнительные, с позиции конституции, 11 месяцев правления [напомним, в аналогичной ситуации Конституционный суд Казахстана принял решение о проведении выборов еще до того, как президент станет не легитимным].

Российский эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов так комментирует ситуацию:

— Пока же никаких оснований считать, что в этом году в Узбекистане будут проведены президентские выборы. Если познакомиться с новогодним предварительным посланием Ислама Каримова узбекскому народу, там нет и намека на такого рода перспективу. Скорее всего, в этом году будет инициирован очередной референдум, и президентские полномочия Каримова будут просто продлены в результате этого волеизъявления.

А вот как видятся перспективы развития события немецкому эксперту Михаэлю Лаубшу:

— Каримов может назначить выборы на конец декабря, правда при этом нужно сказать, что выборы в Узбекистане при нынешнем руководстве – это в принципе фарс. Ну и на этих выборах Каримов получит 80% голосов. Потому что сейчас в стране нет действующей оппозиции, она систематически подавляется режимом президента. Вторая возможность для Каримова – это на скорую руку, как когда-то однажды в Туркмении, объявить референдум, объяснив его необходимость сложной обстановкой внутри страны, угрозой исламистского терроризма и так далее. Формулировка может быть такой: для стабилизации политического процесса необходимо, чтобы президент Каримов остался пожизненным президентом. Но оба варианта сохраняют нерешенной, условно говоря, туркменскую дилемму: что будет, когда умрет Каримов?

Благодаря Коэну слово “Казахстан” стало нарицательным

Пресса не устает подводить итоги минувшего года. В киночартах по-прежнему заметное место занимает скандальная комедия британского комика Саши Барона Коэна “Борат: культурные изучения Америки во благо славного государства Казахстан”. Фильму прочат уже несколько престижных кинематографических премий.

Кинокритик Тим Ламмерс отвел кинооткровениям Бората 3 место в списке лучших картин по итогам 2006 года. С содержанием всего топ-листа можно ознакомиться на сайте Click 2 Houston. Фильм Коэна назван здесь самой смешной картиной года. Автора рейтинга захватила шокирующая неполиткорректность, буквально прущая из каждого эпизода. Дуновением свежего воздуха назвал он то, что главный персонаж картины, псевдоказахский журналист Борат, несмотря на все его “неизлечимые женоненавистичество, расизм и гомофобию”, излучает “притягательную наивность”.

Благодаря Коэну слово “Казахстан” стало уже нарицательным. “Казахстан повсюду”. Под таким заголовком немецкая газета Tagesspiegel публикует сводный список самых комичных сообщений минувшего года. Как пишет автор, после комедии Саши Коэна, “страна, о которой у нас было очень мало известно, обрела неожиданную славу”. Британский комик оказался в центре внимания масс-медиа, а его творение породило целую информационную волну: сначала газеты писали о протестах руководства Казахстана, затем в поле зрения оказались многочисленные иски американцев, ставших полудобровольными героями картины и представших в неприглядном свете.

Реальный Казахстан внес посильную лепту в список самых нелепых событий года: нацбанк страны допустил ошибку в написании слова “банк” на новых купюрах.

О том, что “Казахстан” повсюду, свидетельствуют и другие примеры из этой публикации. Так, американская компания “МакДональдс” после протестов защитников животных приняла решение использовать новые пластиковые стаканы для одного из своих десертов. Оказывается, морды ежей застревали в прежней упаковке, что могло привести к гибели животных. Большой резонанс вызвало и сообщение о том, что героем прямого эфира корпорации “Би-Би-Си” случайно стал водитель такси, которого сотрудники приняли за эксперта в компьютерной сфере.

Еще одна “новогодняя” тема. Корреспондент BBC Наталия Антелава сообщает о том, что с 1 января власти Казахстана ужесточили нормы деятельности игорных залов и казино, которые отныне смогут легально действовать только в двух городах. Но говорить о появлении центральноазиатских Лас-Вегасов пока рановато, строительство там еще и не началось. “Несмотря на наличие среди игроков в стране большого недовольства, никто не высказывает его открыто, – замечает репортер. – Идея принадлежит президенту Нурсултану Назарбаеву, а в Казахстане с ним никто не спорит”.

Автор репортажа связывает расцвет игорного бизнеса в Казахстане с хлынувшим в последние годы нефтяным богатством. По всей стране действует более двух тысяч игорных заведений: от плохо освещенных игровых залов до шикарных казино. Это почти столько же, сколько во всех Соединенных Штатах, хотя население Казахстана меньше американского примерно в 20 раз.

Впрочем, вряд ли только потоком нефтедолларов можно объяснить пристрастие казахстанцев к казино. Ведь статистика свидетельствует о том, что доходы в стране далеки от уровня развитых государств. “Немецкая волна” приводит данные о среднемесячной заработной плате в странах СНГ: “в августе средняя зарплата в России составляла около 400 долларов, в Казахстане – 340, в Беларуси – 290. В Украине, которая находилась на четвертом месте, заработали в этом месяце в среднем около 210 долларов”. И откуда берутся деньги на казино?