Астана пытается обойти Россию

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Казахстанские чиновники посетили Баку, Тбилиси и Анкару

При всей многовекторности внешней политики Казахстана, на минувшей неделе в фокусе ее внимания было юго-западное направление. Премьер-министр и министр иностранных дел Казахстана совершили визиты в республики Закавказья и Турцию. Символично, что вопросы создания транспортных и энергетических коридоров в обход России обсуждались высокопоставленными казахстанскими чиновниками спустя всего несколько дней после переговоров с премьер-министром Михаилом Фрадковым в Астане.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов побывал в Азербайджане и Грузии, где прошли двух- и многосторонние встречи. В Баку состоялась встреча глав правительств Азербайджана, Казахстана и Грузии. Как информирует агентство Trend, стороны констатировали совпадение их позиций по многим международным проблемам. В частности, премьер-министр Казахстана отметил, что точка зрения трех стран совпадает по вопросу новых глобальных вызовов, таких, как международный терроризм, экстремизм и сепаратизм. “Мы приветствуем продуктивное сотрудничество Азербайджана, Казахстана и Грузии в рамках различных международных организаций, в том числе ООН и ОБСЕ”, – заявил Масимов.

В азербайджанской столице прошла и многосторонняя встреча официальных представителей Европейской Комиссии, Азербайджана, Грузии и Казахстана. По данным агентства APA, в ходе переговоров обсуждались вопросы создания транспортных коридоров, которые свяжут страны каспийского и черноморского бассейнов и ЕС. Астану на встрече представлял руководитель газового департамента министерства энергетики Казахстана Анарбек Туланбеков. Главной темой стало создание транскаспийского маршрута поставок газа в Европу из Туркменистана, Казахстана и, возможно, Узбекистана. Рассматривались возможности строительства газовой магистрали по дну Каспийского моря и другие варианты. Представители Брюсселя уже выразили готовность осуществить финансирование проекта.

В Тбилиси Карим Масимов обсудил новые инвестиционные планы Казахстана со своим грузинским коллегой Зурабом Ногайдели. После завершения переговоров, как сообщает портал Caucaz.com, премьер-министр Грузии заявил о том, что в 2007 году Казахстан может стать крупнейшим иностранным инвестором в эту закавказскую республику.

В прошлом году Казахстан, инвестировавший в экономику Грузии 152 миллиона долларов, занял третье место среди иностранных инвесторов. “В этом году мы ожидаем дальнейшего роста прямых инвестиций из Казахстана …, я абсолютно удовлетворен динамикой торговых отношений, а также динамикой инвестиций, поступающих из Казахстана”, – заявил премьер-министр Ногайдели на совместной пресс-конференции с Каримом Масимовым.

На пресс-конференции зашла речь и о дальнейшем развитии транспортного коридора, который через государства Южного Кавказа свяжет Центральную Азию с Европой. “Наша цель заключается в том, чтобы сделать этот транспортный коридор не только самым коротким, но и самым дешевым и наиболее эффективным маршрутом, и мы предлагаем Казахстану возможность участвовать в проекте не только в качестве поставщика грузов, но и в качестве инвестора”, – подчеркнул Ногайдели. В свою очередь Масимов заявил о заинтересованности Казахстана принять участие в этом проекте.

Премьер-министр Казахстана также посетил черноморский порт Поти, где казахская сторона планирует построить зерновой терминал. Вслед за этим он побывал в еще одном порту – Батуми, где Казахстан планирует построить нефтеперерабатывающий завод.

Турецкий информационный портал New Anatolian подводит итоги визита в Анкару министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина. И здесь в фокусе внимания находились вопросы энергетического сотрудничества, а также инвестиционные проекты. По словам Тажина, Астана рассматривает Турцию как одного из наиболее важных партнеров Казахстана на Ближнем Востоке и в Азии. Объем торговли между двумя странами в прошлом году вырос на 60 процентов.

Глава внешнеполитического ведомства Турции Абдулла Гуль заявил о том, что его страна придает большое значение двусторонним отношениям с Казахстаном, превратившимся в “восходящую звезду Азии”. Подробно Гуль остановился на развитии торгово-экономических связей наших государств: “Объем товарооборота между двумя странами недавно превысил полтора миллиарда долларов США. Турецкие бизнесмены и подрядчики осуществляют ряд важных проектов в Казахстане. В свою очередь, казахские бизнесмены начали осуществлять инвестиции в банковскую и туристическую отрасли Турции”.

Не остались в стороне и темы международного сотрудничества по различным проблемам, в том числе и в рамках крупных организаций. “Мы продолжим оказывать поддержку Казахстану на международной арене. Мы поддерживаем кандидатуру Казахстана на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ)”, — сказал турецкий министр.

Стамбульское издание Today’s Zaman пишет о том, что Казахстан намерен присоединиться к новой железнодорожной трассе, которая пересечет страны Кавказа и Турцию. В частности, Казахстан пообещал обеспечить товаропотоки объемом не менее 10 миллионов тонн груза по трассе Баку-Ахалкалаки-Карс, которая свяжет Азербайджан, Грузию и Турцию.

Возможно, что на эту железную дорогу можно будет привлечь значительно больший объем грузов, так как мы активно работаем с Китаем… чтобы открыть вторые ворота на Восток”, – заявил в Тбилиси министр транспорта и коммуникаций Казахстана Серик Ахметов.

Строительство новой магистрали, которое обойдется примерно в 600 миллионов долларов, предполагается начать в июне. Эта рельсовая линия считается одним из нескольких транспортных коридоров, который призван связать богатую углеводородами Центральную Азию и Азербайджан с Турцией и европейскими рынками в обход России.

Американский еженедельник Business Week информирует о планах Казахстана подключиться к еще одному многообещающему проекту. Министр энергетики Казахстана Бактыкожа Измухамбетов заявил о планах государства приобрести пакет акций нефтепровода Бургас-Александрополис, по которому каспийская нефть может поступать в Европу в обход турецкого пролива Босфор.

Как заявил находившийся в Баку министр, в следующем месяце Астана может начать переговоры с Грецией и Болгарией по вопросу подключения к проекту. На сегодняшний день основная доля в проекте (51 процент) принадлежит России, с которой также ведутся консультации. Греции и Болгарии принадлежат по 24,5 процента акций в проекте. “Достигнуты предварительные договоренности о том, что мы получим часть из 49 процентов акций в этом проекте, которыми владеют Греция и Болгария”, – сообщил Измухамбетов.

Присоединение к трубопроводу позволит Казахстану увеличить объемы экспорта сырья, которое поступает на мировые рынки через российский порт Новороссийск. Соответственно, Астана продолжает переговоры с правительством России по расширению мощности трубопровода КТК, который связывает месторождение Тенгиз с Новороссийском.

Казахстанская компания построит небоскреб в Торонто

Еще несколько новостей, касающихся международного экономического сотрудничества.

Газета Times of India информирует о планах Китая построить 12 новых шоссе в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Проектируемые трассы призваны связать западные регионы Поднебесной с государствами Центральной Азии, Россией и Пакистаном, что в свою очередь должно повлиять на дальнейший рост торгово-экономического сотрудничества в регионе. Самая длинная из новых автодорог протянется на 1680 километров от Урумчи до Ташкента, а затем будет продолжена в направлении иранского Мешхеда, турецкого Стамбула и далее в Европу. Завершить строительство этого шоссе предполагается до 2010 года.

Компания Malaysia Airports Holdings Bhd (MAHB) получила в управление международный аэропорт Астаны. Как сообщает Edge Daily, инвесторам из Малайзии на 10 лет передан государственный пакет акций воздушной гавани столицы. Сделку с бизнесменами из Юго-Восточной Азии заключил департамент финансов акимата Астаны.

Казахстанская компания Bazis International (дочка известной фирмы “Базис-А”) презентовала в Канаде свой смелый проект. Как сообщает сайт вещательной корпорации CBC, в центре Торонто Bazis намеревается возвести 80-этажный небоскреб, в котором будут размещены элитные жилые апартаменты, гостиница и торговый центр. Стоимость проекта составляет 450 миллионов американских долларов. Новостройка, которая будет сдана в строй в 2011 году, может стать самым высоким зданием в Торонто.

Представители Bazis International не особенно стеснялись своего казахстанского происхождения, связывающего их с небезызвестным Боратом. Так, Майкл Голд, директор компании по приобретениям и финансам, даже пошутил на эту тему. “Я звонил Борату, но он сегодня занят, и не смог прийти сюда”, – сказал Голд.

Между тем издающаяся там же в Канаде газета Calgary Sun сообщила о том, что представителям женской сборной Казахстана по хоккею запретили отвечать на вопросы о Борате. Отбивавшийся от вопросов местных репортеров тренер сборной Сергей Соловьев ограничился лишь общими замечаниями в том духе, что в фильме Саши Барона Коэна дано “неверное изображение Казахстана”.

“Кочевнику” лавры “Бората” не грозят

“Кочевник” так и не сумел проторить дорожку ни к сердцам американских зрителей, ни к разуму местных критиков. Несмотря на то, что связанная с кинематографом тематика всегда обильно представлена на страницах практически всех заокеанских изданий, однако отыскать хоть какие-то отзывы непросто. Нельзя сказать, что пресса безжалостна к казахстанскому блокбастеру, нет здесь ни злорадства по поводу провального проката, ни далеко идущих выводов с политическим контекстом. Критики в большинстве своем просто не заметили картину, не помогло даже напоминание о “соотечественнике” Номада – Борате, который по-прежнему остается одним из наиболее упоминаемых киногероев нашего времени. А немногочисленные и к тому же немногословные отклики в Интернете не отличаются большим разнообразием. По большому счету, последние публикации мало что добавляют к тому, о чем писали газеты двумя неделями ранее (см.: обзор от 26 марта 2007 г.).

Кинообозреватель Knox News Бетси Пикле не заметила в “Кочевнике” ничего такого, что выделило бы фильм из ряда снятых давным-давно исторических эпопей. Казахстанская картина, по ее мнению, не отклоняется от устаревших схем, за что следует поблагодарить сценариста и режиссеров. Однако, в отличие от некоторых других критиков, она отдает должное красоте казахских степей и гор. Положительных оценок удостаиваются также сцены с всадниками, конные баталии, а также костюмы и декорации.

Еще один отзыв на картину “Кочевник” опубликовала газета Los Angeles Times (этот материал перепечатывает Chicago Tribune). Автор материала Кевин Томас утверждает, что фильм “является возвращением к тем основательно проработанным, но утратившим свою актуальность международным проектам, которые снимались несколько десятилетий назад”. И в этой рецензии нелестных слов удостоены автор сценария Рустам Ибрагимбеков и другие создатели эпопеи, благодаря которым “Кочевник” насыщен высокопарными бессодержательными диалогами, характеры героев кажутся одномерными, а сюжет выглядит “деревянным”.

Что мешает дружбе народов?

Роковое столкновение между этническими казахами и чеченцами в селе на юго-востоке Казахстана поставило вопрос о том, что столь восхваляемая национальная гармония в стране находится под угрозой, а стабильности этого быстро развивающегося государства угрожает социально-экономическая напряженность”, – пишет на страницах портала EurasiaNet независимая журналистка Джоанна Лиллис.

Она обращает внимание на социально-экономические факторы, которые могли сыграть роль детонатора в возникновении конфликта. В материале речь идет о разнице в уровне доходов между жителями района. “По мере того, как экономика этого богатого нефтью государства, набирает силу – ее рост составляет в среднем двухзначную цифру в последние шесть лет – пропасть между богатыми и бедными, между сельскими жителями и городскими, увеличилась и привела к росту недовольства в обществе”, — подчеркивается в материале. Автор приводит данные Программы развития ООН, согласно которым шестнадцать процентов населения Казахстана существует меньше, чем на 2 доллара в день.

Идет речь и о росте недовольства малообеспеченных слоев общества, особенно сельского населения, и обострении земельного вопроса на фоне дальнейшего расслоения общества. Все это приводит к дальнейшему росту напряженности, которая уже не в первый раз приобретает характер межэтнических столкновений: “В октябре 2006 года, недовольство рабочих условиями труда на западных нефтяных месторождениях привело к массовому столкновению между турецкими и казахскими рабочими на Тенгизском месторождении, в котором пострадало свыше 200 человек. В ноябре произошла драка между 300 этническими казахами и уйгурами в селе Шелек, что в 20 км от села Маловодное. Участившиеся столкновения подобного рода ставят перед правительством задачу установить первопричину их возникновения если власти хотят сохранить в Казахстане национальную гармонию, которой они так гордятся”.

Этнические проблемы озвучила и радиостанция “Азаттык”. Одной из тем программы “Паровоз” стали проблемы, связанные с активизировавшейся в последнее время кампанией по переводу делопроизводства на казахский язык. Некоторые считают, что это может вытолкнуть из страны часть русскоязычного населения. Росту миграционных настроений (по крайней мере, интересу к этой теме прессы) способствовал и указ президента России “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом”.

Озабоченность вызывает у заместителя председателя “Русской общины Казахстана” Юрия Бунакова языковая тема. Немногим более года назад он активно агитировал за кандидатуру Нурсултана Назарбаева на пост президента Казахстана. Однако теперь в словах Бунакова сквозит разочарование:

– Когда мы передавали Нурсултану Абишевичу просьбу по этой теме, мы собрали более миллиона подписей в его поддержку еще до предвыборной кампании и говорили о том, что главное на сегодняшний день, что просит русскоязычное население – это чтобы статус русского языка сохранился. И настрой был очень хороший, поскольку президент подчеркивал о том, что снижения статуса русского языка не будет. Но, к глубокому сожалению, в этом году чиновники на местах под влиянием определенной части, будем говорить, интеллигенции казахской, некоторых видных деятелей, начали поддаваться и начинают проводить форсированный перевод делопроизводства на казахский язык. Это далеко не способствует консолидации нашего общества, это я мягко говорю. И после того как началась эта компания, в русской среде появилась, я прямо связываю, живой интерес к приглашению России, к российской программе по добровольному переселению.

Помимо языковой проблемы, руководителя “Русской общины” также тревожит кадровая политика: “ведь невооруженным глазом видим, что в органах и в законодательной, и в исполнительной власти подавляющее большинство – казахи”. Бунаков ставит под сомнение как официальную статистику численности своего этноса в Казахстане, так и этническую идентичность русских – членов правительства, фактически обвиняя последних в манкуртизме:

– Нужно чтобы были созданы условия, чтобы в органах власти было представительство и даже желательно пропорциональное. Говорят, русских 30 процентов – неправда. Русских – 40 процентов в Казахстане. Вот близко к этому чтобы и было. Когда называют, что “там-то в правительстве, там-то, туда-сюда сидят, тоже есть русские”, это не русские люди. Они давным-давно потеряли свое национальное самосознание.