К этим бы финансам, да романсы

Предпоследняя неделя ноября в отчетах и перечетах

На минувшей неделе Банк “ТуранАлем” (БТА) продолжил свою экспансию в банковский сектор Кыргызстана. В конце недели им было объявлено о завершении сделки по приобретению контрольного пакета акций (71%) ЗАО \»Инвестиционный экспортно-импортный банк\» (\»Инэксимбанк\») за $20,3 млн. Правда, приобрел он их у своей дочерней структуры — \»Темiрбанка\», — как головной субъект в банковском конгломерате.

Председатель совета директоров банка Мухтар Аблязов подчеркнул, что БТА планирует и дальше укреплять свои позиции у наших соседей. На его решительность не влияет ни “тюльпановая” революция, ни падение сома, ни перетряски в правительстве и очередная смена Конституции.

А за “финоблом” ответишь!

А в середине недели “Темiрбанк” решением Казахстанской фондовой биржи был освобожден от своего маркет-мейкера, компании “Первый брокерский дом”, по десяти видам облигаций, торгующихся на бирже в категории “А”. Подробности отказа не уточняются. Вслед за этим от статуса маркет-мейкера по одному виду акций Банка “ЦентрКредит” отказалось АО “Halyk Finance”.

С чем это все связано, сказать трудно. Но Агентство по финнадзору (АФН) может быть вполне довольно, ведь понятие “банковский конгломерат” введено им в силу небывалого роста нашей финансовой системы. В то же время, листингуемые компании (т.е., те, кто отвечает требованиям и “крутит” свои ценные бумаги на бирже) продолжают нарушать финансовое спокойствие.

На 19 ноября не сданы требуемые отчеты десятью компаниями. Причем нарушений зафиксировано семнадцать. Из них пять приходится на “Казхром” и четыре на “Алюминий Казахстана”. Ситуация, кстати, повторяется в том или ином варианте из года в год. Не напрямую подчиненные Александра Машкевича, например, не предоставили отчет за 6 месяцев текущего года. Мало того, и за три месяца не удосужились. Более того, не предоставлена предварительная консолидированная (неаудированная) отчетность за 2006 (!) год. Что уж там говорить об аудированной отчетности.

А вот банки и иные финансовые организации на прошлой неделе примерно сдавали отчетность по итогам III квартала. До такой степени, что Fitch, одно из трех ведущих рейтинговых агентств, подтвердило рейтинги “Казкома” и “ТуранАлема” на уровне “ВВ+/С/D”. Fitch также подтвердило рейтинги Темiрбанка и присвоило рейтинги БТА-Казань. Какие именно, в сообщениях не указывается, но, скорее всего, не ниже адекватного минимума. Так что, жизнь налаживается.

Индивидуальные рейтинги ККБ и БТА учитывают усиление кредитных рисков, с которыми на настоящий момент сталкиваются оба банка, их высокую зависимость от средств, привлекаемых за рубежом, а также очень сложную на сегодняшний день ситуацию с фондированием.

Спасение утопающих – дело рук

В то же время индивидуальные рейтинги отражают невысокие на сегодня уровни обесценения кредитов БТА и ККБ согласно отчетности, адекватную ликвидность, умеренный риск рефинансирования и хорошие финансовые показатели деятельности. Уровень капитализации сейчас является адекватным у ККБ и хорошим у БТА.

Что не скажешь о находящемся ныне в стадии принудительной ликвидации “Наурызбанке”. Мы вспомнили о нем в связи с интересом, проявленным в свое время российским “Внешторгбанком”. ВТБ пару лет назад пытался скупить акции “тонущего” банка не без помощи его бывшего главы. Но банк “потонул”. АФН встало стеной на защиту интересов как потребителей финансовых услуг, так и их продавцов.

Возможно, АФН поставило на правильную “масть”. В настоящий момент миноритарные акционеры “Внешторга” несут гигантские убытки. Тридцать из них потеряли $247 млн. Некоторые из них решили продавать акции. Однако крупнейший акционер — Capital Research & Management Co. – выкупил депозитарные расписки ВТБ на сумму $400 млн. Именно столько стоил пакет Capital Research & Management, входящий в американскую Capital Group, на 31 августа.

В заключение нашего краткого обзора нельзя не добавить о “чистоте” наших ценных бумаг. Возьмем те же облигации – наиболее доступный и доходный инструмент инвестирования на фондовом рынке. Т.н. “чистая” доходность по ним без дисконта в целом (рыночная цена в процентах к номинальной стоимости) несколько снизилась. Без дисконта “грязная” остается несколько повышенной по сравнению с “чистой”.

Ну а рынка акций как не было, так и нет. Сверхликвидность сделала свое дело. Из 48 позиций на фондовом рынке представлены лишь акции четырех компаний, из которых две – одни из ведущих банков страны. Получается, что в недвижимость уже не вложишься, рынок паевых инвестфондов для рядового потребителя пока не открыт, а облигации требуют больших денег и терпения. Не стать бы трестом, который лопнул…