“Токаева сменит Тасмагамбетов?”. “Ни “Ак жол”, ни ОСДП, ни КПК, ни “Азат” не могут играть роль конструктивной и пользующейся поддержкой широких слоев населения оппозиции”. “Проблемы упираются в несовершенство политической системы”

Сетевой Казахстан. 6 ноября 2008г.

RESPUBLIKA-KZ.INFO. Дулат Мусатаев в статье “Токаева сменит Тасмагамбетов?” сообщает: “В Астане давно ходили слухи, что группировки, разгромившие в последней междуусобной \»войне\» Рахата Алиева и добившиеся его изгнания из страны, жаждут завершить чистку от сторонников бывшего зятя президента. Среди первых кандидатов на \»отстрел\» назывались спикер Сената Парламента Косым-Жомарт Токаев и председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарбай Калмурзаев.

И вот сегодня в кулуарах парламента заговорили о том, что якобы в ближайшие дни господин Токаев будет отправлен в отставку, а вместо него придет нынешний аким Астаны Имангали Тасмагамбетов”.

Сайт публикует данные опроса АСиП ““Азат” растерял сторонников?”.

Лидером электорального рейтинга партий является “Нур Отан”. За него прямо готовы отдать свои голоса более трети казахстанцев, а из тех, кто собирается пойти на выборы — почти половина.

Ни “Ак жол”, ни ОСДП, ни КПК, ни “Алга”, ни “Азат” в настоящее время не могут играть роль конструктивной и пользующейся поддержкой широких слоев населения оппозиции. Ни одна их этих партий не набирает “проходных” 7% поддержки электората. Так, ОСДП симпатизируют 1,8% опрошенных, КПК — 1,7%, КНПК — 1,6%. Партия патриотов Казахстана и “Ауыл” могут рассчитывать на 1,5% голосов. Сторонников “Алги” среди респондентов оказалось 0,9%. За “Азат” готовы отдать свои голоса 0,8% респондентов.

В то же время отсутствие влиятельной и конструктивной оппозиции вряд ли может обернуться во благо для национал-патриотов, у которых на сегодняшний день лишь 0,3% голосов поддержки (в городской местности — 0,4%, в сельской — 0,1%).

Судя по результатам опроса, на роль второй партии — основного конкурента “Нур Отана” — может претендовать ДПК “Ак жол”. Правда, не исключено, что для этого власти придется задействовать административный ресурс”.

POSIT.SU. Алмас Кушербаев в статье “Казахстан. Экономика будущего” отмечает: “В нашем же случае правительство и власть уверяют, что правильное перераспределение нефтяных доходов будет способствовать технологическому прорыву и товарной независимости. Но что показывает результат? Результат показывает только лишь обратное. Эффективность данных тезисов равна нулю. И не надо быть экономическим гением, чтобы понять, что человек, которому не надо спешить и вставать рано на работу, будет это делать из каких-то иных соображений, если к тому же на улице зима, темно и минус 40, а это и есть реальная экономическая составляющая в условиях отсутствия природных ресурсов. Поэтому все эти выступления и разговоры о прорывных проектах и диверсификации рассчитаны на глубоко несведущих людей, остальные же прекрасно понимают, что ни один крупный инвестор не будет вкладывать в страну, в которой не выгодно производить, а только выгодно ввозить.

До сегодняшнего дня с момента приобретения независимости кроме успехов в области нефтедобычи, мы ничего не получаем. Имеем только проблемы экологии и загрязнения окружающей среды, а также мнимое благополучие”.

GEOKZ.TV. Виталий Мантров в материале “Коровы против молока в стране коррупции по доброй воле” пишет: “Борцы с коррупцией из алматинского филиала партии “Нур отан” узнали от Агентства по делам государственной службы об объеме коррупционных услуг в Казахстане. Сумма на первый взгляд внушительная – 156 миллиардов тенге. Но это только с виду кажется много: количества нулей разум мутит. Зная, что некоторые крупные отечественные чиновники каким-то способом умудряются, не покидая своего поста, попасть в список мировых миллиардеров по версии журнала “Forbes”, хоть и не в первую десятку, но с состоянием в миллиард долларов, уже ни чему не удивляешься, — даже наоборот, сомневаешься: что-то маловаты обороты коррупции по версии Агентства. Всего ничего: какой-то миллиард с лишним долларов, — кажутся мизером, даже на фоне покупок различных зятьев чиновников имущества за рубежом”.

Сайт перепечатывает статью Алексея ШУЛЬЦА “Казахские Виргинские Острова – налоговые гавани олигархов” из газеты “Тасжарган”.

Высокие мировые цены на сырье увеличили инвестиционные возможности Казахстана, но только некоторые инвестиции в страны дальнего зарубежья – такие, как Виргинские острова, вызывают большие подозрения, потому что данные острова являются офшорной зоной. В этих зонах, по данным специалистов развитых стран, нередко “отмываются” огромные деньги, происхождение которых остается тайной, но тайное когда-нибудь становится явным.

По данным вице-министра индустрии и торговли Жанар Айтжановой, за период с 2004 по 2008 год валовой объем прямых инвестиций из Казахстана за рубеж составил $6,2 млрд. При этом в 2007 году объем казахстанских инвестиций за рубеж составил $2,7 млрд., что на 111% выше, чем за 2006 год.

Только за первое полугодие 2008 года объем инвестиций составил уже $1,5 млрд. Основными странами вложения являются Россия – $1,1 млрд. (17,7%), Нидерланды – $941,7 млн. (15,3%), Швейцария – $655,7 млн. (10,6%), Виргинские острова – $512,8 млн. (8,3%), США – $452,6 млн. (7,3%).

Интересно то, что в Виргинские острова идут довольно крупные казахстанские инвестиции, причем такая тенденция продолжается не менее 10 лет, а доля немного даже увеличилась, но это официально, а неофициально может быть во много раз больше”.

TIME.KZ. Сегодня в рубрике “Анау-мынау о текущем моменте” выступают Адил ИБРАЕВ, Асия БАЙГОЖИНА, Досым САТПАЕВ.

А.И. — Прежде всего это, конечно, мировой кризис, тот тупик, в который загнала всех без разбора алчность финансовых элит; легкие, ничем не обеспеченные деньги затмили разум и элит политических, ощутивших беспрецедентную вседозволенность. В результате, когда всех хорошо пристукнуло по кумполу, одиозный Чавес заявляет: а Буш-то — еще более левый, чем я, мятежный латиноамериканский президент. Разочарование в универсальности капитализма в исполнении атлантического альянса заставило многих задуматься: неужели старики — Карл и Фридрих — были в чем-то правы? В прессе появилось несколько сообщений, будто возросли продажи трудов почти забытых любителей баварского пенного напитка.

Д.С. — В топку истории ушел и миф об управленческих способностях нашего правительства, которое так долго убеждало главу государства в том, что кризиса нет, что само в это поверило. Как оказалось, многие из наших министров, включая премьера, не умеют работать в условиях кризисных процессов. Поэтому первая и вторая волна мировой финансовой лихорадки четко показали наличие кризиса системы государственного управления как результат ее сверхцентрализованности. Это лишь доказывает, что многие проблемы нашего экономического развития, хотим мы того или нет, упираются в несовершенство политической системы.

LITER.KZ. Татьяна РЯЗАПОВА в заметке “Не хлебом единым” сообщает, что социологи проанализировали качество жизни в нескольких крупных областях Казахстана и пришли к выводу — чем больше происходит положительных перемен в какой-то одной жизненной сфере, тем больше недовольства возникает у людей по поводу всего остального. “Вроде бы кушать стали вкуснее и больше, а денег не хватает. Большинство людей сказали, что материальное положение, по сравнению с предыдущим, 2007, годом, у них резко ухудшилось – больше, чем половине всех опрошенных средств для нормальной жизни недостаточно. На причины недовольства, поясняют социологи, повлиял всплеск роста цен. Именно эта проблема стоит на первом месте в рейтинге”.

Досым Сатпаев в комментарии “Эпоха бушизма” пишет: “Вне зависимости от того, кто пришел в Белый дом, мессианская внешняя политика США не изменится. Она может быть мягче или жестче, но всегда с претензией на вездесущность. Это касается и Центральной Азии, где у США сохранятся три стратегические задачи. Первая связана с энергетическим сотрудничеством. Вторая направлена на сдерживание роста влияния России и Китая в регионе. А третья задача непосредственно связана с Афганистаном, что также предполагает более тесное партнерство со странами ЦА. И вряд ли с приходом демократов эти задачи сильно изменятся”.

NG.KZ. Петр Своик в статье “Мы — после кризиса” отмечает, что прогнозы дальнейшего развития общемирового кризисного сценария становятся все более тревожными. “Степень оптимизма снижается, а сами ожидания новой стабилизации растягиваются по срокам. И, наоборот, предсказания, что кризис приведет к совершенно иной экономике и геополитике — множатся.

В любом случае, даже если мировой кризис разрешится самым чудесно быстрым и легким способом, экономике Казахстана уже никак не вернуться к циклу валютно-сырьевой эйфории 2000-2006 годов. Хотя бы потому, что и страновой кредитный рейтинг основательно опущен, и ренессансного “зашкаливания” нефтяных и “металлических” цен посткризисный мировой порядок, очевидно, не допустит.

Сейчас все усилия правительства направлены на устранение последствий уже случившегося: не дать обрушиться банкам, не допустить денежной паники и все такое. Даст Бог, это удастся. Но пора бы подумать и наперед: на чем будем строить экономику после кризиса?”.

NOMAD.SU со ссылкой на delo.ua сообщает: “Александр Машкевич все чаще прилетает в Украину. Вместе с тем его имя тут известно лишь узкому кругу людей. Среди них, во-первых, те, кто продвигает в Украине интересы еврейской общины, а во-вторых, украинские бизнесмены, интересы которых сосредоточены в крупной промышленности.

Александра Машкевича годами связывали с бессменным лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Говорят, что Машкевич является одним из доверенных лиц президента. Это и помогло ему сколотить свое состояние. Сам Александр Антонович уверяет, что свой бизнес начал еще в Киргизии, где родился. Недавно компания ENRC, где он является мажоритарным акционером, приобрела 50% акций крупнейшего в Китае завода ферросплавов. Также одним из приобретений Машкевича и его партнеров по ENRC является 50% бразильской компании BML, занимающейся разработкой месторождений руды. Эта покупка обошлась бизнесменам в 300 миллионов долларов.

Мы встретились с бизнесменом, когда он уже буквально сидел на чемоданах. Вечером миллиардер улетал в Африку по делам”.

AZATTYQ.ORG. Есен Смагулов в обзоре прессы “Последний казахстанский узник Гуантанамо может быть передан на родину” сообщает: “Среди узников американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе было четверо казахстанцев. Трое из них смогли увидеть родину два года назад. Судьба четвертого решилась несколько дней назад.

В минувшую пятницу министерство обороны США объявило о передаче Казахстану гражданина этой страны, содержавшегося в тюрьме на военной базе Гуантанамо. Информацию об этом, со ссылкой на официальных представителей американского военного ведомства, распространило агентство France Press. Одновременно стало известно о возвращении на родину гражданина Таджикистана”.

IA-CENTR.RU. Редакция сайта публикует выступление Генерального директора ИАЦ Алексея Власова на Круглом столе “Телевидение Азии: проблемы и возможные решения” — “Москва-Астана. Наше общее ТВ”.

Россия, Центральная Азия, Казахстан — при всех различиях потенциала наличных ресурсов, в целом, мы наблюдаем развитие сходных тенденций, поэтому хотим ли мы этого, или нет, но общее информационное пространство действительно существует. И телевидение наряду с Интернетом играет ключевую роль в поддержании и определении его реальной конфигурации.

Если мы обратимся к опыту Казахстана, то увидим, что, даже несмотря на развитие в последнее время казахоязычного сектора на телевидении, как в новостных, так и в художественных программах — все равно русскоязычный сектор сохраняет достаточно стабильное и устойчивое положение на местном телевидении. И, в этом смысле, через телевизионные программы, пусть даже это будут сериалы или КВН, русский язык все равно сохраняет роль медийного интегратора. А, в целом, эту функцию можно перенести и на совместные телевизионные проекты, поскольку ключевой телевизионный продукт, который потребляется на казахском рынке — российские программы. Любой обладатель пакета спутникового телевидения в РК имеет возможность смотреть десятки российских каналов. Это касается не только аудитории старших возрастных групп, но и молодежи, которая приобщается к \»прелестям\» массовой культуры через российский \»переходник\». Временами даже трудно определить — хорошо ли это, или плохо, учитывая неоднозначную оценку, которую само российское общество выносит программным продуктам многих наших телеканалов. Но, в любом случае, российское и казахстанское ТВ вырастает из \»общей шинели\». Даже тогда, когда я смотрю в РК \»вариант местного СТТЭ я вижу знакомые очертания… Школа ведь общая. И казахстанские власти это прекрасно понимают”.