“Для первого президента как политического деятеля важно прижизненно, если не полностью снять проблему смены власти (задача максимум), то хотя бы заложить прочный фундамент ее решения (задача минимум)”. “А кто будет после Назарбаева?”

Сетевой Казахстан. 10 ноября 2008г.

IA-CENTR.RU. Бауржан Толегенов в статье “Ак Орда: Царевичи в борьбе за улусы” отмечает: “С каждым витком клановых воин становится очевиднее, что элита не способна консолидироваться перед угрозой, так называемого транзита власти. Это обстоятельство ставит под сомнение обеспечение преемственности, в которой заинтересована в первую очередь сама элита. Но понимание пирровой победы затуманено жаждой власти. Не случайно Назарбаев в одном из своих последних интервью посетовал: “Когда первый президент Израиля в послевоенный период приехал с визитом в Америку и рассказывал о том, как трудно образовалось государство, как сложно работать, президент Америки спросил у него: у вас ведь всего миллион человек населения и вам уже трудно? А в Америке проживают 150 миллионов человек, представляете, как трудно мне? На что израильский президент ответил: у вас 150 миллионов американцев, а у меня миллион президентов”.

Смысл приведенного иносказательного примера в контексте сегодняшних казахстанских реалий весьма очевиден. И эти опасения связаны с отсутствием в Казахстане опыта смены власти — проблемы с грузом исторической ответственности. В этой ситуации пожизненное правление не выход, а всего лишь оттягивание решения данного вопроса, что не оставляет шанса обеспечить преемственность сегодняшнего курса.

Поэтому для первого президента как политического деятеля важно прижизненно, если не полностью снять проблему смены власти (задача максимум), то хотя бы заложить прочный фундамент ее решения (задача минимум). Это завершающая и, пожалуй, одна из главных задач Назарбаева как президента. Понимание и осознание важности данной проблемы является определяющим в действиях Ак Орды — исходящие импульсы, свидетельствуют о поиске лекарства от потенциально угрожающего транзитного кризиса”.

RESPUBLIKA-KZ.INFO. Редакция газеты “Республика” в материале “Позавидуем Америке” отмечает: “Выборы в США наглядно показали — там граждане избирают национального лидера, которого признают все: и те, кто его поддерживал в ходе предвыборной кампании, и те, кто был против него. В Казахстане процесс обратный — сначала при полном непротивлении подданных Назарбаев избирает себя президентом, а потом провластная пропаганда назначает его национальным лидером.

Ладно, будем считать, что Нурсултан Абишевич действительно выдающийся государственный и политический деятель, вождь, равного которому в истории Казахстана не было, как это преподносят его советники. Но ведь он человек, и, следовательно, век его ограничен. А кто будет после Назарбаева? Какой-нибудь малозаметный министр здравоохранения, как в Туркменистане, или близкий родственник, как в Азербайджане? Или благодаря созданной им политической системе нам предстоит жить под господством второго Рахата Алиева?”.

NOVGAZ.COM в публикации “Чем аукнется Казахстану выбор американцевпостоянные авторы “Новой” — Казахстан” Аркадий Дубнов, Амиржан Косанов и Виталий Волков попытаются проанализировать, что ждет Центральную Азию, и в частности Казахстан, в связи с историческим выбором американцами темнокожего президента, по его собственным словам, “не похожим на других президентов, изображенных на долларовых купюрах”.

А.К. – “Если коротко, то есть три основных направления во взаимоотношениях между Казахстаном и США.

Первое — заинтересованность в наших энергоносителях, возможное влияние на их потоки в соответствии с геополитическими интересами Штатов. А также американское инвестиционное присутствие у нас и в регионе. Казахстан показал себя здесь как прилежная и послушная сторона. Понятно, что основным приоритетом для команды Обамы станет именно экономика.

Второе направление — геополитическое, учитывая уникальное местонахождение Казахстана. Тут все под боком — и Китай, и Россия, и беспокойный Афганистан.

Третье — формально взятые на себя США обязательства по продвижению демократии в мире (от этой задачи никто пока не отказывался)

Невозможно Казахстану, где перемен нет вот уже 18 лет, идти в одном ряду со страной, которая подавляющим большинством проголосовала за перемены.

И потому руководство Казахстана должно понимать, что теперь оно будет иметь дело с другой Америкой”.

Наталья ХАРИТОНОВА, директор аналитических программ “ИАЦ МГУ-РГГУ” в статье “Эффект обманутых ожиданий” полагает, что он способен усугубить и без того напряженную ситуацию в Казахстане. “Казахстану нужно быть готовым к тому, что рост социальной активности будет расти и далее. И это явление будет повсеместным. Нужно отдавать себе отчет в том, что случись в ближайшее время досрочные выборы, активность электората вырастет на порядок”.

AZATTYQ.ORG. Публикует окончание интервью с Акежаном Кажегельдиным – “Беда Назарбаева в том, что он держит всю нацию заложницей своих ошибок”.

Я хочу сказать, что совсем недавно Рахат Алиев принес мне свои извинения за все, что происходило в тот момент. Я должен подчеркнуть, что у него хватило мужества сделать это, так же как в свое время хватило мужество и Заманбеку Нуркадилову, которого я после этого уважаю и буду уважать до конца своих дней.

Политики должны признаваться в своих ошибках, ведь жизнь не кончается же завтра. Не может быть, чтобы политики Казахстана, тем более казахи, могут быть друг другу вечными врагами. Мы не враги друг другу, мы не враги своего народа. Мы, может, и были противниками, мы спорили много, но врагами не стали – я так верю в это”.

LITER.KZ пишет, что в распоряжении наших коллег из агентства “Интерфакс-Казахстан” оказался комментарий компетентного и, очевидно, довольно высокопоставленного источника в правительстве страны. “Из этой информации следует, что ситуация в экономике довольно сложная, но исполнительная власть знает, как ее преодолеть, и, вероятно, воплотит свою программу антикризисных действий. Итак, что сказал “Источник”” — “Грядет ли катастрофа и как с ней бороться”.

Алина БЕКИРОВА в материале “Сезонные обострения” отмечает, что риелторы находятся в состоянии истерии. “Рынок недвижимости Казахстана испытывает реальную рецессию сродни американской. Цены неуклонно падают. На недавней конференции риелторов было заявлено, что продажи составляют до двух-трех единиц недвижимости в неделю. Тем не менее, сами агенты по недвижимости стараются себя всячески подбодрить. И, видимо, последнее мероприятие было на то и рассчитано. Вволю накричавшись, что потенциал есть, в конце концов, они признали: рынок недвижимости стагнирует, падает. И никто, кроме банков, не способен поднять его из руин. И все же запал есть: кто сможет, тот купит. Только вот людей таких, к сожалению, все меньше и меньше. А значит, недвижимость будет обесцениваться и дальше. Единственное, что растет на этом рынке, – аренда”.

CAMONITOR.COM. Максут АЛИХАНОВ в статье “Вначале было Дело, или Молодежная политика без молодежи” замечает, что процесс формирования государственной молодежной политики в нашей стране равномерно размазан, словно масло по хлебу, на 12 лет, начиная с 1995-1996 годов, когда вспыхнул первый интерес к молодежным делам, и заканчивая днем сегодняшним, в котором будущее Казахстана в лице молодого поколения выглядит не самым лучшим образом.

Алмагуль ОЛЖАС в материале “«Кадровым балластом» может стать каждый” пишет: “Сообщения о возможных сокращениях штатов и увольнениях сотрудников — как на мелких предприятиях, так и на промышленных гигантах — сыплются, словно сводки с фронта. Правительство пока держит ситуацию под контролем — не мытьем, так катаньем заставляет работодателей повременить со столь радикальными мерами. Но это пока. Прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации на рынке труда назвать успокаивающими или ободряющими язык не поворачивается”.

DIALOG.KZ публикует материал Тельмана Медеу-улы “Российский политолог отказывает потомкам номадов в благородстве и прочих добродетелях присущих, надо понимать, народам исключительно неномадного происхождения…”. Речь идет о политологе Аждаре Куртове.

SPIK.KZ публикует статью Айгуль ОМАРОВОЙ ““Старший” брат учится у “младшего”?..” из газеты “Алма-Ата ИНФО”. “Вот и “старший брат” у нас учится, оказывается. Ну, как не провести аналогии, когда предложения президента России полностью повторяют казахстанский вариант “мягкого изменения” Конституции. Да и слова, которые Дмитрий Медведев привел в качестве аргументации для удлинения президентского срока, до боли знакомы всем, кто интересуется казахстанской политикой. Словом, мы это уже проходили в октябре 1998 года и мае 2007 года”.