Сергей Грисюк: “В этих условиях говорить, что мы имеем возможность обеспечить некий стабильный курс нашей национальной валюты – не приходится”

В свете заявления Григория Марченко о девальвации тенге на 25% и новом валютном коридоре, мы попросили прокомментировать ситуацию Сергея Грисюка, председателя правления научно-образовательного фонда “Аспандау”.

— Я никогда не был сторонником жесткого курса тенге относительно доллара. С моей точки зрения это вредно для казахстанской экономики по двум соображениям. Первое: поскольку доллар безудержно эмитируется – мы импортируем инфляцию. Второе: это инструмент перераспределения казахстанского национального дохода в пользу Соединенных штатов. Его не только нужно было отпустить – его не надо было держать. Если зафиксировать на уровне 150 тенге за доллар, то будет опять примерно то же самое.

Речь сегодня идет о кардинальных изменениях в самой структуре экономики. Само по себе монетарное регулирование – это глубокое заблуждение, которое вытекает из доктринальных заблуждений второй половины XX века. Здесь государство опять-таки перешло все допустимые рамки и границы. В свое время Фридман если рекомендовал использовать количество денег как фактор экономического роста, то он говорил о допустимых уровнях в пределах 3-4% в год. В то время как США в 50-60-ые гг. эмитировали доллар на уровне 30-35% в год. И в то время монетаристы уже говорили, что это крайне опасно. Так что монетарные регуляторы если и можно использовать, то очень ограниченно.

Номинальный рост казахстанского ВВП с 2004 года (статистика доступна) 30-35%. Реальный сектор экономики в таких масштабах, конечно же, не рос, тем более в сфере промышленности и сельского хозяйства. Это сугубо инфляционная тенденция. В этих условиях говорить, что мы имеем возможность обеспечить некий стабильный курс нашей национальной валюты – не приходится. Нужно серьезно думать о глубинных структурных изменениях экономики. Само по себе изменение денежной политики ни к чему не приведет.