Смена парадигмы управления

На очередном, четырнадцатом по счету, экономическом форуме, состоявшемся в Санкт-Петербурге 17-19.06.2010 г., Президент РФ Д.А.Медведев выступил с докладом, озаглавленным весьма многообещающе: “Мы изменились”. Контент-анализ текста позволяет сделать имеющий достаточные основания вывод, что управленческая парадигма команды Президента за последнее время претерпела существенные изменения.

Несмотря на то, что проблемы управления привлекают систематическое внимание исследователей уже более 100 лет, до сих пор так и не создана общая теория управления, и даже основополагающие понятия, такие как “управление”, “субъект управления”, “объект управления” и др., не получили определений, однозначно принимаемых и используемых большинством экспертов, специализирующихся в данной сфере. Существует не одна сотня теорий управления и десятки определений ключевых понятий, расходящихся нередко кардинальным образом. Между тем, может существовать лишь одно-единственное истинное представление о действительности или отдельных ее фрагментах, в том числе о процессе управления, опираясь на которое человек в состоянии эффективно организовывать свою деятельность. Проще говоря, необходимо однозначно представлять, кто управляет (субъект), чем (объект) и как (средства). Путаница в этих представлениях закономерно порождает “неразбериху” как в процессе организации, так и во время непосредственного управления. Оно становится неэффективным и не может обеспечить достижения избранных целей.

Например, как в литературе, так и в повседневной практике под объектом управления понимается все, что угодно: общество, государство, народ, экономика, любое учреждение или организация, компания (фирма), отдельные ее подразделения, персонал, любая техническая система (автомобиль, самолет, атомная электростанция) и т.д. и т.п.

Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что всем вышеназванным невозможно управлять. Это всего лишь неточные, обыденные представления, базирующиеся на привычных конструкциях речи (выражениях). И в самом деле, осуществляя передвижение, сидя, например, в автомобиле, мы управляем не автомобилем, а его движением, то есть, как сказал бы физик, изменениями координат автомобиля в некоторой системе отсчета. Причем, мы достигаем желаемого результата (избранной цели или целей), производя целесообразные, целенаправленные манипуляции (действия), порождающие изменения в процессе функционирования автомобиля как системы, что в конечном счете выражается в изменениях параметров его движения (скорости, ускорения, направления).

Размышляя таким образом, мы еще во второй половине 1980-х гг. пришли к логическому выводу, что управление, чем бы и кем бы человек не управлял, в конечном счете, с точки зрения его содержания, представляет собой процесс порождения изменений. Изменяя, мы изменяем и изменяемся. Иначе говоря, управляя, мы стремимся добиться желаемых изменений (правда, в соответствии с законами диалектики возникают и нежелательные изменения). Таким образом, в качестве истинного объекта управления выступает изменение. Порождая последовательность направленных изменений, управляющий достигает цели.

Изложенные выше представления легли в основу сформулированной нами теории управления изменениями, которая успешно преподается и применяется на практике в течение 20 лет. В частности, в Алматинской Высшей Школе Управления в рамках данного подхода в течение нескольких лет читаются лекционные курсы “Философия управления”, “Методология управления”, “Управление изменениями”, “Психология управления” и некоторые другие. Кстати, понимание “изменения” как центральной категории управления вполне согласуется с фундаментальным философским представлением “движения”, то есть “изменения”, как всеобщего принципа бытия.

Анализ выступления Д.А.Медведева однозначно показывает, что категория “изменение” является смыслообразующей, задающей общий контекст всего документа. Понятия, имеющие корень “мен”, встречаются в нем 45 раз, то есть в несколько раз чаще, чем любые другие понятия, выполняющие смыслообразующие функции.

В качестве примеров, подтверждающих данный вывод, можно привести нижеследующие высказывания, неоднократно встречающиеся в тексте выступления Д.А. Медведева:

  1. “Россия изменилась, потому что изменился весь мир”;
  2. “Сегодня, несмотря на то, что сложности ещё сохраняются, всё-таки некоторые изменения в настроении произошли”;
  3. “И сегодня я хотел бы чуть подробнее остановиться на тех изменениях, которые происходят в России”;
  4. “Прежде всего, мы изменились, потому что изменился весь мир”.
  5. “…изменения будут продолжаться”;
  6. “Единственное, что в этом потоке изменений можно утверждать абсолютно точно — мы уже не вернемся назад”;
  7. “Необходимый для модернизации российской экономики вектор перемен уже задан”;
  8. “Некоторое время назад я изменил правила работы правоохранительных органов в отношении бизнеса”;
  9. “И эти шаги будут продолжены. Потребуются и дополнительные изменения в уголовное законодательство, в уголовно-процессуальные акты, в иное законодательство. Эти изменения я предложу”;
  10. “В ряде случаев мы изменяем и нашу практику”;
  11. “Перемены требуют времени”;
  12. “В этой реальности меняются экономические модели, финансовая архитектура, технологии, социальные институты”;
  13. “Поэтому с 2011 года мы серьезно меняем бюджетную политику”;
  14. “Россия осознает задачи своего развития и меняется. Меняется и для себя, и для всего мира”.

Таким образом, можно предположить, что, по крайней мере, для спич-райтеров Президента РФ, изменение становится ключевой категорией в процессе как осмысления действительности, так и управления. Управленческая парадигма меняется.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена