“Мокрая” скважина, лопнувшая труба и “Авгиевы конюшни” казахстанского ЖКХ

События за неделю

На минувшей неделе немало событий, так или иначе, были связаны с проблемой коррупции в Казахстане.

Еще в начале нее Президент Назарбаев принял председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Кайрата Кожамжарова, с которым обсудил ход реформ в органах финансовой полиции в рамках Указа “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”. По итогам встречи было объявлено, что Президент поручил органам финансовой полиции усилить борьбу с коррупцией и теневой экономикой. И почти сразу после этого прозвучала информация о возбуждении финансовой полицией уголовного дела в отношении министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева. Что это – простое совпадение двух событий, или же поручение Президента председателю Агентства может быть отражением некоей тенденции? Типа той, которую в соседней стране их лидер стимулировал вопросом “где посадки?”? Будем посмотреть…

Коррупционный “след” есть и в нашумевшей драке между нашими и китайскими рабочими на месторождении Северная Трува в Актюбинской области, о чем информагентства сообщили 21 сентября. Хотя масштаб этих разборок простой дракой не назовешь, это, скорее, беспорядки. Если не массовые, то все же, с немалым количеством участников. И, судя по количеству раненых, с большой степенью ожесточенности. Главная интрига этих событий в китайском гражданстве побитых. По комментариям к этой публикации видно, как остро воспринимает отношения с соседями казахстанская публика. Но видно и другое, вопреки многочисленным заявлениям властей, рынок труда в Казахстане открыт для нелегальных мигрантов, в том числе и из Китая, несмотря на китаефобию в нашем обществе. Вот иллюстрация того, как коррупция негативно влияет на самые разные сферы жизни, вплоть до возможности внешнеполитического конфликта с могущественной соседней страной.

Министру внутренних дел Казахстана постоянно угрожают преступные группировки” — такое заявление в пору было отнести к Италии 1980-х годов, эпохе расцвета мафии, но не к сегодняшнему Казахстану, председательствующему в ОБСЕ и подчеркивающему стабильность своей политической системы. Но оказывается, глава нашего МВД и его подчиненные постоянно испытывают на себе давление криминалитета. И хотя у нас есть повод гордиться мужественным министром, не желающим обзаводиться охраной, беспокойство после такой информации не оставляет: что же это за беспредел такой, что за диссонанс с успехами страны в экономической и внешнеполитической жизни?

А тем временем, государство делает новый шаг в давнем своем намерении цивилизовать и легализовать рынок частных детективных услуг, прорабатывается вопрос о частной детективной деятельности. Попытки эти делаются давно, еще с девяностых, то есть, почти с того времени, когда этот сервис де-факто возник в Казахстане. Формализовать его конечно надо, но вот сомнительной выглядит идея “загнать” в частные детективные бюро тех сотрудников правоохранительных органов, которых будут сокращать в связи с указом Президента Казахстана о реформировании правоохранительной деятельности. Ведь понятно, что под сокращения попадут не лучшие, так зачем же давать им возможность податься в такой специфический бизнес, как детективные услуги? Их, как раз наоборот, надо дальше держать от таких возможностей.

Вот, кстати, и картинка к вопросу об уровне проблем с профессионализмом и моральным обликом сотрудников казахстанской полиции: в республике, за 8 месяцев этого года, на сотрудников полиции составлено 960 протоколов об административном правонарушении, в том числе 89 за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Не знаю какой КПД у нашей полиции при отлове правонарушителей из собственных рядов. Но реальное их число, конечно выше чем эти цифры.

После правоохранительных органов, на прошлой неделе, среди госструктур в качестве ньюсмейкера “отличилось” Министерство образования и науки (МОН РК). “Атаке” с его стороны подвергся “флагман” казахстанского бизнес-образования, Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП), у которого МОН на полгода приостановило лицензию. В публикации агентства Kazakhstan Today приводится много негативных фактов о работе этого известного вуза. Однако, не ясно, почему МОН только сейчас обратило на них внимание? Большинство из проблем, с которыми в стенах КИМЭПа сталкиваются его студенты, возникли далеко не сегодня. Та же история с дипломами Института, которые – не государственного образца. Сами же ответственные люди МОН говорят, что КИМЭП выпустил за годы своего существования 10 тыс. студентов. Вот бы министерству и озаботиться этой проблемой хотя бы на 5-7-й тысячах! Но у нас всегда так…

Авария на магистральном газопроводе “Окарем-Бейнеу” в Мангистауской области оказалась достаточно серьезной, судя по реакции на нее властей области. Аким Кушербаев создал оперативный штаб, руководителем которого назначил своего первого зама и сам выехал на место аварии. Еще бы – на этой трубе не только “сидит” атомный объект, “МАЭК-Казатомпром”, но, можно сказать, сидит и сам Казахстан – доходы от транзита среднеазиатского газа по системе межгосударственных газопроводов неплохим “ручейком” пополняют государственный бюджет. И эта авария дает повод задуматься о стабильности этого “ручейка”. Вообще-то, стабильность и безопасность трубопроводов в последнее время экспертами рассматривается как одно из наиболее важных направлений безопасности государства.

Нефтегазовая тематика на прошлой неделе проявилась и в информации о том, что на участке Тюб-Караган, расположенном в казахстанском секторе Каспийского моря весной следующего года планируется пробурить вторую разведочную скважину (“Панорама”, № 37, “Бурение второй разведочной скважины на участке Тюб-Караган намечено на весну 2011 года”). В свое время, вероятность обнаружения коммерческих запасов нефти здесь считалась крайне высокой, и их запасы предполагались во внушительную цифру — до 110 млн. тонн нефти. Но первая скважина оказалась “сухой”. Вообще-то, если вспомнить такие же “сухие” скважины на других участках, вспомнить новую затяжку с разработкой Кашагана, начинает казаться, что казахстанские нефтяные амбиции нуждаются в ревизии. Если только вот эта скважина будет “мокрой”…

Разгребать “Авгиевы конюшни” того, что в 1990-х годах у нас называли “реформой ЖКХ” пытались на заседании Совета по предотвращению социальных конфликтов Алматы. Вернее, пока речь идет только о том, чтобы наметить подходы к этим “конюшням”. То, что реформа как таковая не состоялась, что конкурентной среды в сфере оказания коммунальных услуг не возникло, сегодня очевидно всем. И дома, и инфраструктура стремительно ветшают. Единственное следствие реформы – госбюджет “стряхнул” с себя коммунальную сферу. Но что делать дальше? Петр Своик предлагает наделить многоквартирные дома статусом юридических лиц, а КСК преобразовать в сервисные компании. Оппоненты возражают – народ у нас ленив и безразличен, но г-н Своик настаивает на своем…

Вести из Киргизии на ушедшей неделе, как и на протяжении всех последних месяцев (да что месяцев, уж нескольких лет…) не радовали. В Бишкеке был избит известный политолог Нур Омаров. В Казахстане его хорошо знают, и всякий, кто хоть раз встречался с ним, не мог не отметить как профессионализм Нура, так и его интеллигентность. Как сильно опускается кыргызское общество, видно из того, что на Нура напали под предлогом, что он не похож на этнического кыргыза.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена