Власть – это шанс

Действующая модель удержания власти демонстрирует системные сбои

“Есть легионы сорванцов, у которых на языке “государство”,
а в мыслях – пирог с казенной начинкою”.

М. Салтыков-Щедрин

В отличие от экономики или социальной сферы, в области удержания власти правящая элита показывает впечатляющую конкурентоспособность. Однако последний период свидетельствует, что отлаженная система пошла вразнос. Проверенные десятилетиями способы и схемы начинают давать системные сбои.

Правящая элита во главе с Нурсултаном Назарбаевым построила модель, которую в экспертных кругах определяют как “ручное управление”. Она, в свою очередь, обусловлена восточной традицией, где власть и собственность идут рука об руку и взаимно детерминируют друг друга. Такой способ функционирования не подразумевает дееспособных институтов вроде парламента, суда, правоохранительных и регулирующих органов, политических партий. Здесь или – или.

Однако такой фактор как деньги, даже в условиях квазирыночных отношений оказалось крайне трудно регулировать. В соединении с тотальной коррумпированностью государственного аппарата, финансы (точнее, их аккумуляция в тех или иных руках) превратились в дестабилизирующий механизм. Из-за своей сравнительно высокой динамики, они ломают вполне ранжированную пирамиду персонифицированной иерархии.

Действующая модель “фасадной демократии” описана достаточно подробно, поэтому остановимся на тех моментах, которые свидетельствуют о ее общем нездоровье. “У Папы крысят” – это то, что сразу бросается в глаза. По-простому такой эффект называется “сорвало башню от цветной халявы”. Ультралиберальное отношение к вороватым замашкам птенцов президентского гнезда напрочь ликвидировало их внутренние ограничители. Поэтому, когда тот же министр здравоохранения оказывается в местах лишения свободы, то все понимают: это не оттого, что он давал клятву Гиппократу, а тот наказал за ее нарушение. Тут вопрос в конкуренции.

Журналисты, подключенные к источнику “черных касс”, давно жалуются, что собственно до них доходят жалкие крохи от верхних “распилов”. На такие деньги невозможно создавать качественный информационный продукт во славу и процветание режима. Ситуация изменилась только после второй тюльпановой революции в Кыргызстане. И не потому, что “комиссионные” функционеров от “черных касс” стали меньше, а просто в свете погромов коттеджных городков под Бишкеком сам объем финансирования увеличили. Видимая часть провластного журналистского айсберга тоже порядком не блещет, что и подтвердил последний скандал в редакции “Казахстанской правды”.

Фактически взятый государством курс на возврат стратегических объектов под свой контроль сопряжен с массой опасных нюансов. Одно дело делить “общенародную”, а реально государственную собственность в свете кончины социалистических реалий, и совсем другое забирать ее у конкретных, “вкусивших” от этого богатства владельцев. Здесь в принципе нельзя обойтись без категории “обиженных”. А на что способны обиженные миллиардеры, отнятые от щедрой (для них) груди государства, уже наглядно показали Рахат Алиев и Мухтар Аблязов.

Переход ресурсов под государственный контроль тоже не означает конца проблем. В госаппарате межклановые баталии за контроль над объектами и источниками бюджетного финансирования за последние месяцы не только не ослабли, а наоборот усилились. “Заказные” публикации с торчащими из них ослиными ушами, где критика заточена против конкретных персон, достаточно внятно иллюстрирует процесс. Распоряжение собственностью, хоть и государственной, подразумевает внушительную “операционную” прибыль. А если использовать изощренные схемы, то воровать вообще можно астрономическими суммами.

Увлекшись отвлечением общества от социально-экономических проблем через формулу “разделяй и властвуй” власть упустила контроль над национал-патриотами. Они стали развиваться по своей парадигме, которая во многих аспектах больше вредит, чем помогает правящей элите. Как, например, поступать в ситуации с переименованием Петропавловска. Если эту тему не снять с повестки дня, то хоть называй город Кызылжаром, хоть оставляй старое название, проигрыш Ак Орде обеспечен в любом случае, потому что она своим решением только зафиксирует и усилит линию раскола. В этой же плоскости лежит и языковой вопрос, который игроки на дестабилизацию системно выводят из режима самотека на форсированные рельсы.

“Новые левые” в лице групп Айнура Курманова и идентичных им усиливают свои позиции. Даже силовой ресурс в отношении данного сегмента политического спектра уже не дает прежнего эффекта. В случае повышения градуса силового давления, можно запросто получить бутылки с зажигательной смесью в ответ. А когда такое произойдет, отыграть назад будет уже просто невозможно. Точно так же, как нельзя вернуть ситуацию в исходную точку после того, как в Шаныраке был сожжен полицейский.

На политическом поле появились новые игроки. Среди них необходимо отметить исламистские группы. Даже те из них, кто пока ведет себя осторожно, представляют для действующей власти системную угрозу. Правящую элиту такие группы воспринимают как временное недоразумение, которое должно быть обязательно устранено из политической жизни. Здесь все изначально строится в формате войны на уничтожение.

Колоссальный импульс получили игроки от наркобизнеса. Фактически за ними уже стоит территория Кыргызстана, в любой точке которой наркодолларам рады, тем более в большом количестве. Наркотики неизбежно тянут за собой оружие и насилие, как способ решения всевозможных проблем. Когда готовые к вступлению в игру арсеналы окончательно сформируются в 250 км от Алматы, то никакие коррумпированные правоохранительные органы, силовые структуры и спецслужбы не смогут им помешать.

Чиновничий аппарат сильно дезориентирован и взвинчен в свете арестов крупных фигур на почве межклановых разборок. Никто не может указать, какие обстоятельства страхуют от попадания “в замес”. Отсюда гипертрофированная слухоемкость чиновничества. Стоило Кайрату Мами и Умирзаку Шукееву несколько дней не показаться на публике, как многие поверили в их домашние аресты. К тому же госаппарат хорошо информирован по персоналиям. Из середины чиновничьей пирамиды легко отслеживать топ-фигуры, совершившие “улет из реальности”. А если люди перестают воспринимать очевидное, их падение в пропасть становится лишь вопросом времени.

Когда все построено на персоналиях, тогда выпадение любой фигуры из верхней части пирамиды может привести к калейдоскопическим изменениям. Вдобавок внешний фон вокруг этих людей с властью и собственностью становится все более агрессивным, а линии раскола между ними углубляются и расширяются. В какой-то момент они могут запросто вылиться в откол очередного айсберга от общего ледника. Системообразующего айсберга.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена