Карагоз Калабаева: “Если одним словом – кошмар!”

Нотариусы требуют провести научную экспертизу одобренного мажилисменами законопроекта, фактически ликвидирующего вменяемый институт нотариата

“Профессиональная тайна – одна из священных зениц нотариата”.

NN

С помощью законопроекта “О внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан “О нотариате” Минюст и парламентарии принесут стране очередную непоправимую “пользу”. Там одна статья гласит “нотариус обязан сохранять нотариальную тайну”, другая “обязан вести электронный реестр” (то есть делать информацию общедоступной), а третья “несет ответственность за разглашение”. Численность нотариусов теперь будет регулировать рынок (по формуле спрос-предложение), при этом нотариусы остаются территориально закрепленными и работают по единым общереспубликанским тарифам. Это далеко не полный список законодательного и административного бреда, о котором нотариусы рассказали на пресс-конференции в Алматы.

Казахстан является членом Союза латинского нотариата (сам институт возник в римском праве). Там во всех странах-участницах есть квоты на нотариусов. Мировой стандарт: один нотариус на 25-30 тыс. человек населения. В Казахстане в свое время пошли на встречу гражданам и увеличили число лицензий нотариусов, чтобы избавиться от больших очередей. Сейчас по республике около 2000 нотариусов, а в Алматы их 396 частных и 4 государственных. Однако последнее предложение Министерства юстиции “отпустить” квоту на нотариусов спикеры пресс-конференции считают в корне неверным, ибо это приведет к утрате контроля над ситуацией и росту “нотариусов-однодневок”.

“Нотариусы – не предприниматели. Мы – правоохранительный орган”, – подчеркнула Баян Байгужаева, нотариус. Но это по общемировой практике. В Казахстане за 14 лет с момента принятия закона “О нотариате” 1997 года определения статуса института нотариата не было и нет. Новый законопроект, уже одобренный мажилисменами 22-го июня 2011 года и переданный в Сенат, эту проблему никак не решает. Зато создает массу новых.

По подсчетам алматинских нотариусов в мегаполисе действует 10-15 лженотариусов (фирмы-однодневки, люди с поддельными лицензиями, хотя и порой зарегистрированными в органах юстиции). Кстати, если есть сомнения в каком-либо нотариусе, работающем в Алматы, то лучше к нему не обращаться, а справки можно навести в Нотариальной палате города по телефонам 266-49-91 и 266-49-93. В Латвии в 2003 году отменили квоту на нотариусов, но уже в 2004 году ее вернули из-за стремительного роста криминальных сделок. Так что прецедент уже имеется.

Предложение разработчиков законопроекта “отпустить” нотариусов на рынок спроса и предложения противоречит их работе по единым общереспубликанским тарифам и территориальному распределению. Карагоз Калабаева, нотариус, акцентировала внимание на том, что “первая задача нотариата – защита законных интересов и прав граждан, юридических лиц и государства”. В предлагаемых обстоятельствах все это становится невозможным: “Принцип независимости и подчинения только закону нарушается”.

А еще Министерство юстиции обязывает нотариусов заключать договора на предоставление услуги Единой нотариальной информационной системы – “ЕНИС”. Она разработана АО “Национальные информационные технологии” (“НИТ”) (по форме собственности это частная компания). Нотариусы должны отправлять туда электронный вариант сведений о совершенных нотариальных действиях.

В случае с “ЕНИС” пакет нарушений закона очень большой и здесь надо выделить несколько основных блоков. “Получается, охраняемую законом тайну мы передаем в частные руки, – особо выделила Надежда Быкова, нотариус. – Мы в правоохранительные органы такие сведения даем только по специальным решениям”. Фактически здесь прямое нарушение конституционных прав граждан.

Сам навязываемый договор односторонний. АО “НИТ” никакой ответственности не несет, тогда как с нотариусов никто вину за разглашение нотариальной тайны не снимает.

За пользование услугами “ЕНИС” нотариусы должны платить. “Как может работник платить работодателю (государству)? Абсурд!” – отметила Гульмира Ахметова, нотариус. Работа по составлению и отправке документов в электронном виде никем и никак не оплачивается.

“Сертификат “ЕНИС” не прошел проверку подлинности”, – подчеркнула Надежда Быкова. Уже зафиксированы случаи, когда сданные в эту систему электронные документы потом оказываются в свободном доступе и их можно легко получить через общедоступные поисковики вроде Гугла и Яндекса. Здесь уже остро встает вопрос о безопасности клиентов. Карагоз Калабаева сообщила как минимум о трех случаях, когда по электронным документам (с 2010 года электронные носители стали равноправны с бумажными и действует ЭЦП – электронно-цифровая подпись) добросовестный покупатель приобретает имущество, а при его регистрации оказывается, что там аресты и другие обременения. “Такие вещи вряд ли возможны без участия людей, которые имеют доступ к программе “ЕНИС”, – заметила она. “Хакеры” очищают электронные документы от “лишней” для них информации.

Те нотариусы, которые отказываются сотрудничать с АО “НИТ”, подвергаются давлению со стороны Минюста (приостанавливаются их лицензии) и налоговых органов. “Налоговики” приходят к нотариусам и замеряют “хронометраж” – сколько времени уходит на оказание той или иной услуги. По закону представители налоговых органов не имеют права присутствовать при осуществлении нотариальных действий. Круг лиц, которым доступны сведения по нотариальной тайне очень узкий и эти люди тоже несут установленную законом ответственность за ее разглашение.

Оксана Афиногенова, нотариус, сообщила о своем общении с представителем налоговых органов. Тот интересовался, почему месячный оборот всего 500 тыс. тенге, тогда как у коллеги рядом 5 млн. и требовал подписать бумагу, по которой нотариус обязуется увеличить в следующем месяце доходность. Карагоз Калабаева тоже сталкивалась с этим. Сами чиновники анекдотичности ситуации не понимают и думают, будто нотариус действительно может влиять на рост количества завещаний в своем районе.

Если резюмировать, то сегодняшняя ситуация с нотариатом несет прямую угрозу национальной безопасности страны, так как “создает угрозу жизни и здоровью лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий”. Тот факт, что у нотариусов Казахстана единственных в СНГ на печати нет герба (не положено), из-за чего они парализованы в полномочиях на международном уровне – это сущие пустяки по сравнению с законопроектом, который уже в сенате. Сами нотариусы к его разработке не привлекались, но требуют, чтобы документ прошел научную экспертизу с привлечением представителей латинского нотариата, нотариусов-практиков, ученых в области гражданского права.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена