О казахском языке и нашем общем будущем

Сейчас общество обсуждает один из самых главных вопросов – положение государственного казахского языка. Вообще-то решение этого вопроса должно было состояться на заре независимости, как в других странах СНГ, или хотя бы лет 10 назад. Но, к сожалению, в нашем обществе нет консенсуса по этому вопросу и на 20-м году независимости.

Читая статьи и комментарии на известное письмо казахской интеллигенции (некоторые, не стесняясь, называют его “скандальным”, подписанты, видимо, по их мнению, отъявленные скандалисты), меня посетили невеселые мысли, с которыми я считаю необходимым поделиться.

Первое, я сделал вывод, что если завтра к власти придут некоторые сегодняшние оппозиционные силы, то ситуация именно с казахским языком кардинально не поменяется. Анализируя реакцию власти и оппозиции на это письмо, можно констатировать, что в языковом вопросе сегодняшние оппозиционные силы и власть – единомышленники.

И власть и оппозиция по теме казахского языка говорят примерно одинаково. Да, надо развивать казахский язык, да, мы виноваты, что за двадцать лет казахский язык не стал полноценно государственным. Но развивать его надо, не ущемляя русский язык, не нарушая прав русскоязычного населения. “Возвысить степь, не унижая горы” и т.д.

На мой взгляд, и власть и оппозиция тут лукавят с народом, возможно, в популистских целях. В стране языковое пространство одно, следовательно, чем больше в нем будет одного языка (казахского), тем меньше в нем будет другого (русского). Ведь чем человек будет больше применять казахский язык, тем меньше этот же человек будет применять русский язык. Это же ясно. Таким образом, в процессе расширения сферы применения казахского языка неизбежно сузится сфера применения русского языка. Это доказывает опыт зарубежных стран, особенно стран Восточной Европы и СНГ.

Считаю, что власти и, особенно, оппозиции надо честно признаться в этом народу. И объяснить людям, что это естественно. Русскому языку как таковому исчезновение не угрожает, пока есть Российская Федерация. Нашим же гражданам надо не только объяснить, но и помочь, мотивировать, убедить, заинтересовать, научить, а кого-то и заставить овладеть государственным казахским языком. Обучение никогда никому легко не давалось.

Далее. Некоторые авторитетные деятели, политики, обозреватели, журналисты, допускают мысль, что обсуждаемое письмо – это заказ власти, якобы для того, чтобы русскоязычные голосовали за Нуротан на ближайших выборах.

Считаю это абсурдом. Во-первых, сама оппозиция призывает не форсировать внедрение казахского языка, более того, многие из оппозиции не верят, что казахский язык вообще способен реально стать государственным! Некоторые оппозиционеры письменно выступили в противовес известному письму. И вообще, некоторые партии возглавляют или входят в руководящий состав этнические русские. Так что по языковой проблеме русскоязычным избирателям точно нечего бояться оппозиции.

Во-вторых. Подписанты под последним письмом — примерно те же самые люди, которые выступали против китайской экономической экспансии весной этого года и против Таможенного союза в прошлом году. В 2009 году эти же люди выступили против первого, провластного варианта Доктрины национального единства, а также против передачи казахских земель в аренду каким бы то ни было государствам. Разве можно после этого говорить, что эти люди способны исполнять заказы власти? Кто поверит, что, например, Рысбек Сарсенбайулы или Ермурат Бапи поддались указке сверху, или, что они не раскусили бы заказной характер этого обращения?

И потом согласитесь, что если бы Шаханов действовал последние 2-3 года по указке сверху, сейчас у него были бы решены все бытовые вопросы, за его здоровьем следили бы лучшие врачи, не говоря уже про награды, медали и т.д. Посмотрите на Сулейменова, юбилеи ему проводят, лечат в лучших клиниках, за психически ненормального подчиненного не наказывают! Зато он всегда референдум поддержит! Почувствуйте разницу называется!

Ответ на вопрос, почему это обращение появилось именно сейчас, очень прост — каждый год в сентябре вопрос языка активизируется по естественной причине – годовщина принятия Закона о языках (22 сентября 1989 года). И в прошлом году было обращение, просто его не перевели на русский, и оно осталось незамеченным русскоязычной публикой.

Другие утверждают, что казахский язык отстал от жизни, что невозможно на нем иметь науку, медицину, производство и т.д. Я считаю, что это остатки рабского мышления о своем народе и языке, и это не имеет ничего общего с реальностью!

Посмотрите на Турцию – тюркский народ, живет полноценной жизнью, имеет и производство, и медицину, и университеты, и как-то обходится турецким языком! Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан – это все тюркоязычные государства, и все они живут на своем языке. А наши собственные казахоговорящие города – Шымкент, Кызылорда, Атырау, Актау – чем там жить хуже, чем в Караганде или Костанае? Отъедьте от центра Алматы, в тот же Талгар – там люди уже живут на казахском языке, и ничего страшного не происходит, жизнь не останавливается!

Другие уважаемые и заслуженные перед страной деятели утверждают, что надо бороться с авторитаризмом, монополизмом, решать экономические, социальные вопросы, что не язык — наша главная проблема. Считаю, что это опасное заблуждение. Все мы сторонники демократии, правового государства, рыночной экономики, но если все это мы построим в Казахстане, в котором не будет процветать казахский язык, развиваться наша культура, все это будет бессмысленно!

Скажу более наглядно, если бы мне пришлось выбирать, между авторитаризмом, регулируемой плановой экономикой, неправовым государством, но с казахским языком – с одной стороны, и правовым государством, диверсифицированной рыночной экономикой, демократией, но без казахского языка, я был бы сторонником первого варианта! Потому, что государственный строй и экономику можно исправить, а родной язык вернуть будет невозможно!

К сожалению, сегодняшняя оппозиция не обращает на это внимание. Казахов в Казахстане сейчас 70%, русских – 23%, в 2020 году казахов будет в стране 80%, русских – 10%. Средний возраст казахов в Казахстане – 27 лет, русских – 47. Так кто главный электорат в стране на сегодня и завтра?

Более того считаю, что ключ ко многим социальным проблемам лежит в том числе через казахское мироощущение. Чем больше в стране будет казахского языка, культуры, истории, тем выше будет общегосударственный патриотизм, чем зрелее будет гражданское общество, гражданская ответственность! Тем громче будут задаваться вопросы о том, что если мы такие богатые, то почему такие бедные? Думаю, что это и есть главная причина идеологического сдерживания роста казахского самосознания при помощи официальной “многонациональности”.

Ведь многие из тех, кто сегодня распродает Родину, день за днем лишает страну экономического суверенитета, оторваны от своей национальной культуры и языка. По сути, это уже и не казахи, а “рашн спикин чаяниз”, как называют казахов в Лондоне. Считаю, что им всем нужно скачать в нете и прочитать “Манкуртстан” Актана Токиша, может что-то шелохнется в душе? Если нет, то разговаривать уже не о чем.

Сегодняшний авторитаризм, абсолютизм и личная персонификация власти – это не казахская, а российская традиционная система управления государством. В России монархия всегда была абсолютной, имела официальное божественное происхождение, российский государь имел полнейшую власть над подданными, которые были крепостными, холопами – почти рабами. Эта же традиция сохранилась и при генсеках. Ничего не напоминает из сегодняшней жизни?

Казахские же ханы никогда не имели абсолютной власти над кочевниками. Эта была заслуженная и выборная должность. Самого авторитетного из наследников-чингизидов народ на курултае должен был обязательно легитимизировать — поднять на белой кошме. Потерявших доверие народа ханов лишали этого звания. Ни один хан не мог затыкать рот жырау или акыну. Свобода слова была священной ценностью. И хан был обязан подчиняться решению независимых судей – биев. Огромным политическим весом пользовались батыры. Чем не разделение властей по Монтескью?

Поэтому считаю, что мы сможем стать полноценным успешным, демократическим и правовым государством только со своим национальным лицом, и в первую очередь, казахским государственным языком. Не за один день, конечно, но в течение ряда лет в наших демографических условиях и при грамотной и планомерной политике – можно обучить население нашему языку. Но на этот путь надо становиться сегодня.

Я прошу представителей всех национальностей Казахстана понять нас, казахов. Почти у всех у вас есть свои настоящие национальные государства – Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Грузия, Армения, Корея, Израиль, Германия, Польша, Узбекистан и т.д. В этих странах ваши языки и культура развиваются, им ничего не угрожает, причем благодаря жесткому законодательству и административным мерам.

Именно при помощи административных мер нации мира сохраняют свою идентичность в условиях глобализации. Я специально смотрел законодательства разных стран. В нете полно Законов о языках, конституционных записей и о национальном языке и культуре, международных конвенций о правах нацменьшинств (диаспор, по-нашему). Так почему же нам, казахам, на своей земле, которую мы ни у кого не завоевывали, нельзя повторить мировую практику в национальном строительстве? Почему нас в этом случае называют “националистами”?

Никто вас из Казахстана не гонит, никто не собирается вас ассимилировать или запрещать вам говорить или учить детей своим родным языкам. Но вы, как добровольные граждане нашей общей страны, не должны саботировать внедрение казахского языка в общественную жизнь страны. Отнеситесь к этому процессу с пониманием, потому что это неизбежно. Если уже не способны сами, то учите детей казахскому языку. Ведь вы хотите, чтобы они были завтра активными членами общества!

Да, наша власть виновата перед вами и городскими обрусевшими казахами, что за годы независимости не побудила у своих граждан желания и необходимости овладеть казахским языком, не породила уважения и любви к казахскому миру. А ведь у нас, казахов, очень умная и практичная культура, в том числе и в праве, и в общественно-государственном устройстве. Это позволяло нам веками жить без тюрем, детских домов и домов престарелых, матерей-одиночек, в итоге мы сохранили землю под названием Казахстан.

Мы имели свой, древнетюркский алфавит, календарь, Тюркский каганат был крупнее Золотой орды и простирался от Енисея до Дуная. Наши предки разбирались в астрономии и алгебре, военных технологиях, кодифицировали право, хранили книги в крупнейшей отрарской библиотеке. В наших городах была канализация, а на полях – ирригационные системы. Почему идеология наша не рассказывает об этом гражданам Казахстана? Я говорю это не для возвеличивания казахов, а просто чтобы показать, что мы были далеко не глупее других. Культура каждого народа уникальна, и нам есть, о чем рассказать!

Так сложилась наша история, что в 20-м веке казахи получили сильнейший удар демографический, экологический, была истреблена наша элита-интеллигенция, сильно обеднел генофонд. Поэтому в 21 веке мы только-только восстанавливаемся, встаем на ноги как нация. К сожалению, наше государство не очень-то нам в этом помогает. Но будущее все равно за нами!

Овладевание и применение казахского языка должно стать пунктиком, идеей фикс для всех нас. Давайте сделаем это модным! Пусть нас объединит эта идея, а не разъединяет! И я верю, что все мы будем вместе на пути построения справедливого будущего для наших детей! Казахская земля столько уже настрадалась, что заслужила счастье для всех своих детей…!

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена