ТС-ская возня с бензином

Импорт спасает Казахстан от топливного кризиса

Экономика Казахстана уже более полутора лет функционирует в условиях Таможенного союза. Многие эксперты отмечают, что создание Таможенного союза является важным этапом в развитии страны. Ускоряется процесс интеграции Казахстана с Россией и Беларусью. Не успела еще страна полностью осознать все прелести этого объединения. А уже со следующего года начнет действовать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭС), как еще один шаг для создания Единого экономического пространства (ЕЭП).

Что ждать нашей стране в итоге всех этих процессов, в частности, в такой важной для страны сфере, как нефтегазовый сектор, рассказывает кандидат экономических наук, старший аналитик казахстанского Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматулина.

***

— Таможенный союз предусматривают установление единого режима торговли товарами в отношении третьих стран, унификацию таможенного администрирования. Единый таможенный тариф в рамках Таможенного союза, как известно, был введен 1 января 2010 года. В частности, величина ЕТТ для республики в среднем увеличилась на 4,4%.

— На ваш взгляд, что позитивного произошло с вступлением нашей страны в это объединение?

— С отменой с 1 июля 2010 года процедур таможенного оформления на внутренних границах ТС и переносом таможенного контроля с внутренних границ союза на внешние расширились возможности для ускорения товародвижения, увеличения объемов взаимного товарооборота между странами ТС. Так, по итогам первого полугодия 2011 года объём казахстанского экспорта в страны Таможенного союза вырос на 51,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а объём импорта – на 39,6%.

С переносом таможенного контроля на внешний контур будут приняты меры по усилению внешних границ, что позволит ограничить нелегальный серый импорт и проникновение на казахстанский рынок некачественной импортной продукции (прежде всего, китайской). В рамках ТС создаются условия по пресечению контрабанды, которая напрямую связана с усилением коррупции и угроз национальной безопасности государства.

По мнению многих представителей казахстанского бизнеса, политика стимулирования импорта, которая проводилась в нашей республике, привела к полному уничтожению отечественного производства, социальной, профессиональной деградации общества. Однако с формированием ТС расширяются возможности для создания СП, которые будут работать на единый рынок и будут защищены от поставок китайских товаров по бросовым ценам.

— Вместе с тем, как показывает практика, есть и негативные последствия…

— Да, с созданием ТС в Казахстане усилился рост цен. Так, по данным Национального банка, в первом полугодии 2011 года инфляция составила 5,6% (в январе-июле 2010 года – 4,6%). Одним из факторов роста инфляции стали ввод Единого таможенного тарифа, открытие границ стран-участниц ТС. Если до вступления Казахстана в Таможенный союз средний уровень импортных пошлин составлял 6,2%, то с формированием Единого таможенного тарифа (ЕТТ) он вырос до 10,6%.

С созданием ТС наблюдается значительный рост цен на нефтепродукты. Так, регулируемые цены на бензин Аи-92/93 в августе 2011 года подскочили на 29,2% по сравнению с началом 2010 года, бензин Аи-80 – на 28,7%, дизтопливо – на 34,3%.

Скачок цен на бензин в Казахстане обусловлен рядом факторов. Среди них – это и открытие границ в рамках ТС, упрощение таможенных формальностей, активизация товародвижения, увеличение предложения российских нефтепродуктов на отечественном рынке. Наличие этих тенденций приведет к некоторому выравниванию казахстанских и российских цен на ГСМ на внутреннем рынке. В противном случае может произойти отток отечественных нефтепродуктов за пределы республики.

Если проанализировать данные национальных статистических служб стран-участниц ТС, то можно сделать вывод, что самый низкий уровень цен на нефтепродукты у нас в Казахстане. Так, если в среднем цена на бензин марки Аи-92 в РК стоит $0,7, а дизтопливо — $0,6, то в Беларуси оба вида продуктов – по $0,9, в России – $0,9 и $0,86, соответственно. И в перспективе, как было отмечено выше, скорей всего, в республике будет наблюдаться дальнейший рост цен на бензин и дизельное топливо.

В связи с этим в Казахстане были приняты меры по регулированию цен на нефтепродукты. По указу президента принят закон о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов. Правительство утвердило порядок определения предельной цены на розничные продажи ГСМ и перечень нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен. На август 2011 года правительство установило следующие цены для АЗС: бензин Аи-92/93 – 106 тенге, Аи-80 – 86 тенге и дизтопливо – 90 тенге за литр.

Но с реализацией этого закона возникли некоторые проблемы. Во-первых, НПЗ страны ограничили отпуск оптовикам бензина и дизтоплива (якобы из-за необходимости обеспечения потребностей сельского хозяйства), что привело к возникновению дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. В частности, в казахстанских АЗС в августе 2011 года практически исчез 92-ой бензин. Во-вторых, выросли объемы продаж ГСМ в приграничных с Россией регионах, что в еще большей степени усугубило проблему нехватки бензина для отечественных потребителей. Эта ситуация показала, что сохранение существенной разницы в ценах на ГСМ в рамках ТС может создать дисбаланс спроса и предложения на рынке нефтепродуктов и усилить проблемы дефицита ГСМ из-за их экспорта в соседние государства Таможенного союза по более выгодным ценам.

— Как вы считаете, какой выход из сложившейся ситуации?

— Прежде всего, необходимо создать адекватный механизм реализации закона о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов. Требуется также усилить контроль со стороны госорганов за выполнением утвержденного плана поставок ГСМ на внутренний рынок и злоупотреблением некоторыми хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке. Кроме того, необходимо решать вопросы увеличения собственного производства нефтепродуктов, повышения его конкурентоспособности и обеспечения НПЗ республики сырьем.

В связи с этим правительство приняло решение по ввозу нацкомпанией “КазМунайГаз” ГСМ из России в Казахстан, в рамках которого в октябре этого года в страну поступило 50 тысяч тонн российского бензина Аи-92. При этом импорт осуществлялся по ценам этой страны, а реализация – по регулируемым казахстанским ценам. Очевидно, что при существующей разнице цен на ГСМ в странах ТС, “КазМунайГаз” ввозил нефтепродукты “себе в убыток”. Но таким способом правительство попыталось ликвидировать дефицит ГСМ на внутреннем рынке и не допустить роста инфляции и ее удержания в запланированном коридоре 6-8%.

Решая проблемы нехватки топлива, правительство Казахстана также планирует договориться о переработке казахстанской нефти в высокооктановый бензин по толлинговой схеме с одним из китайских НПЗ. Предполагается, что переработка нефти будет осуществляться на Душанзцинском НПЗ, расположенном в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, который уже перерабатывает отечественное “черное золото”. Поставки толлинговой нефти на указанный НПЗ составят около 1,5 млн тонн в год.

— Выходит, что проблемы дефицита ГСМ на внутреннем рынке пока решаются за счет внешних ресурсов…

— …Что в очередной раз подтверждает необходимость и актуальность развития собственного производства нефтепродуктов. Но, к сожалению, эти задачи решаются очень медленно, что свидетельствует о неэффективности государственной политики в отраслях топливно-энергетического комплекса, ориентации нефтегазовых компаний в основном на широкомасштабный экспорт сырой нефти, сохранение низкого уровня конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий страны.

Несмотря на значительный приток инвестиционных ресурсов в нефтегазовый сектор республики, все они были использованы в основном на проведение геологоразведочных работ, разработку нефтегазовых месторождений, но не на развитие нефтеперерабатывающей промышленности. И это стало основной причиной технико-технологического отставания отрасли, сохранения низкой глубины переработки нефти, дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке и высокого уровня зависимости от поставок высокооктанового бензина из РФ.

Кроме того, анализ развития нефтегазовой отрасли Казахстана в условиях созданного ТС позволил сделать вывод, что активизация интеграционных процессов в рамках союза пока не привела к существенному изменению объема экспортно-импортных операций Казахстана со странами-участницами ТС в данном секторе экономики. По данным МНГ РК и КМГ, объемы поставок нефти по трубопроводу Атырау – Самара в прошлом году по сравнению с предыдущим годом, а также в целом импорт бензина, экспорт дизтоплива и импорт газа даже несколько уменьшились. По последнему показателю необходимо учесть, что импорт газа осуществляются из Узбекистана и России в соответствии с соглашением о своп-операциях между компаниями “Газпром” и “КазМунайГаз” для населения южных и Костанайской областей страны.

Наличие таких тенденций обусловлено сохранением проблем интеграционного взаимодействия стран ТС в нефтегазовом секторе. Совершенно очевидно, что механизм функционирования ЕЭП в ближайшей перспективе во многом будет способствовать их решению и сбалансированному развитию общего рынка нефти и газа государств-участников.

Таким образом, повышение конкурентоспособности казахстанских НПЗ, модернизация нефтеперерабатывающей промышленности должны стать приоритетными направлениями промышленной политики республики. Кроме того, важное значение приобретает углубление взаимодействия Казахстана с партнерами по ЕЭП в части внедрения современных технологий по производству высококачественных нефтепродуктов. Тем более, что в рамках ЕЭП, в связи с принятием соответствующей нормативно-правовой базы по свободному движению капитала, товаров, услуг, рабочей силы, создаются большие возможности для активизации инвестиционного сотрудничества.

Стоит отметить, что в рамках создания и функционирования ЕЭП и, соответственно, принятия ряда нормативно-правовых актов, для Казахстана актуальное значение имеет реализация таких правовых норм, как неприменение сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, единые тарифы на транзит углеводородов, недискриминационный доступ в трубопроводную систему стран-участниц.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена