Хроники 20-летия: как говорил Промокашка…

Обзор событий за неделю

Ко многим сюрпризам можно было быть готовым в последнее время, но вот напоминание о себе Акежана Кажегельдина стало, все же, неожиданностью.

Казалось, что бывший премьер-реформатор совсем уж успокоился, что, мол, “Акелла – мертвый волк”… Смирился со своим уходом из Казахстана и казахстанской политики. Ан — нет!

Напомнил он о себе эффектно, широкими “мазками” коснувшись серьезных политических трендов и философских тем. Впрочем, это в русле казахстанской традиции; не только политики-эмигранты любят у нас с видом людей, которым ведома Истина, порассуждать о глобальном. Соблюл Кажегельдин и вторую часть этой отечественной традиции, не сказав ничего сколько-нибудь оригинального или конкретного, чего-то такого, что уже много раз не было сказано ранее другими. Но не для политического же оригинальничания затеял экс-премьер это! Надо было просто напомнить о себе казахстанской публике. И продемонстрировать, что он в своем европейском “далеке” продолжает отождествлять себя с родиной: “Мы нуждаемся в модернизации”.

А вот зачем понадобилась Кажегельдину эта инициатива? Он что, всерьез намерен принять участие в этой модернизации? Кто ж ему даст? Но у экс-премьера, видно, свои соображения на этот счет. Есть о чем подумать политическим аналитикам при составлении среднесрочных прогнозов ситуации в Казахстане?

Напомнила на прошлой неделе о себе и возня вокруг еще одного нашего именитого эмигранта – Виктора Храпунова. Телеканал КТК, со ссылкой на швейцарские СМИ, сообщил, что тот “вновь попал в список самых богатых жителей Швейцарии”. Общественности напоминают, что “на родине на бывшего руководителя Алматы заведено несколько уголовных дел, однако подробности финпол пока не разглашает”. Вообще, странная ситуация, напоминающая какой-то закулисный торг.

Но фактом остается то, что количество политиков-эмигрантов, располагающих большими ресурсами и уже реально и потенциально враждебно настроенных к казахстанской политической элите, стало вполне внушительным. Можно сказать, целый “пул”. Каждый член этого пула – со своей историей, но с общими обидами. И выглядит все так, словно их специально хотят объединить…

Кстати, к вопросу о прогнозах — советник президента Ертысбаев на минувшей неделе поделился со СМИ кого он предполагает увидеть после выборов новым премьером. При этом советник остался верен и президенту, и себе — сначала перечислил все, сколько-нибудь вероятные кандидатуры, а потом заявил: “Понимаете, это решает исключительно один человек – президент Назарбаев. Он и предложит кандидатуру нового премьер-министра”.

Здорово! Прогноз, однако.

Вспоминается персонаж из фильма “Место встречи изменить нельзя”, Промокашка, с его фразой: “Это и я так могу!”. Напомнил о себе советник на неделе и еще раз, по поводу одного из самых спорных вопросов этого года — ускорившихся интеграционных процессов между Казахстаном и Россией. Заявление г-на Ертысбаева, что Евразийский союз для Казахстана есть благо, не удивляет. Несколько удивляет, что советнику сильно изменило чувство меры – зачем же делать такие масштабные заявки, как “завоевывать Российский, белорусский рынки”. Как говорили раньше, “нашему бы теляти да волка поймати”. Ведь это сильно ко многому обязывает. А серьезный политик всегда старается не связывать свое имя с заявлениями, на исполнение которых он объективно не может влиять… Ну, это личное дело советника.

Затронул тему интеграции и известный общественный деятель Дос Кошим. Он считает, что интеграция есть ни что иное, как “воссоздание “из пеплаСоветского Союза”. Но какую альтернативу интеграции с Россией видит национал-патриот? Достойную! Казахстану нужно интегрироваться с Японией и Германией, и изучать опыт Австралии: “не обязательно все страны должны выпускать “Мерседесы”; в Австралии, например, 100 млн. баранов, а они живут в десять раз лучше, чем мы”.

Да уж…

Казахстанская нефтяная сфера на минувшей неделе “отметилась” сразу двумя авариями. Последствия первой, на трубопроводе в Атырауской области, похоже, потенциально могут оказаться очень серьезными: сообщается о попадании нефти в систему водоснабжения, о гибели животных. “Жители аула Жанбай говорят: после аварии в округе гибнет все живое, и если ситуация не изменится, тогда не избежать и человеческих жертв”. Потом о том, насколько потенциально чревата техногенными авариями нефтяная сфера напомнил ее “флагман” в Казахстане – СП “ТенгизШевройл”. На предприятии произошел серьезный пожар, пришлось эвакуировать 200 рабочих. А ведь все те годы, что существует СП с доминирующей ролью американцев в нем, принято было считать, что уж где-где, но на ТШО больших аварий быть не может.

Одна из самых “долгоиграющих” казахстанских тем, реформирование образования, тоже звучала на неделе. Министр образования и науки Жумагулов пообещал, что уже до конца этого года будут закрыты 12 вузов, а в следующем эта участь постигнет еще 20. Дело хорошее, хотя нельзя не вспомнить, что далеко не в первый раз ставится этот вопрос. И, все равно, до сих пор есть кого “оптимизировать”. А вот другую идею министра – отказаться от заочной формы обучения – стоит безоговорочно поддержать. В принципе-то, дело неплохое, но в том виде, как оно существует у нас, это полная профанация. Правда, ходят слухи, что пролоббировали эту инициативу те, кто контролирует очное образование – мол, сильно обостряется на этом рынке конкуренция в условиях экономического кризиса и “провала” возрастного диапазона потенциальных студентов, в который страна сейчас вступает.

Зато с военным образованием у нас, кажется, все в порядке: на неделе в столице открыт новый комплекс республиканской школы “Жас улан”. Условия для уланов шикарные, чего только там нет!

От чего-то вспомнился Лермонтов:

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена