Российские протесты и Казахстан

Много ли можно найти проблем, одинаково острых и сложных как для казахстанских властей, так и для оппозиции?

Если не считать совсем уж глобальных, вроде того, что все мы “в одной лодке”, то таких проблем практически и нет. И вот, появилась. Откуда не ждали – из Москвы.

Задали задачку и “Акорде”, и оппозиции российские “протестанты”, недовольные итогами выборов! Да что там задачку – свинью подложили… Хотя о таком эффекте от своих акций они, конечно, вообще не задумывались.

Наши власти, устраивая досрочные выборы, хотели тем самым избежать проблем, которые могут возникнуть к тому времени, когда выборы должны были бы быть по Конституции. А вот – нежданно получили другие проблемы.

Создан прецедент очень широкого недовольства итогами выборов, и настоятельных попыток их оспорить в стране с относительно стабильной социально-экономической системой, с властью, до сих пор умевшей решать (другой вопрос, как) довольно сложные проблемы. Это не “цветные” революции в хронически больных Грузии, Киргизии или Украине, это – серьезнее.

Дело не в том, сколько народу вышло на митинг в Москве, дело в том, что митинги прошли очень во многих городах России. И не только в Питере или Ростове, но даже в Богом забытой Чите. Сейчас российским властям надо не увлечься конспирологическими теориями, не гадать, кто давал на это деньги – дядя Сэм, дядя московских лужков или один обиженный олигарх, которому не дали обзавестись новой игрушкой в виде политической партии. Хотя, вполне возможно, что не без того – в такой ситуации многие бы постарались вставить свои “три копейки” или “три цента” в недовольство Кремлем. Но это не отменяет главного: в стране – явный кризис доверия к власти со стороны самых разных слоев населения.

Кстати, на мой взгляд, правильнее будет рассматривать ситуацию комплексно, с учетом событий годичной давности в Москве и целом ряде других городов. Проблемы, спровоцировавшие их, тоже не решены, власти не знают, как к этому подступиться, недовольство растет, в том числе и из-за этого, и вполне может слиться с возмущением по какому либо другому поводу.

Вполне вероятно, что прямого влияния на Казахстан российские протесты и не окажут – слишком разная у нас ситуация. И вот почему.

Некоторые иностранные наблюдатели совершенно справедливо охарактеризовали происходящее в России политическим дебютом среднего класса. Сколько крокодильих слез было пролито по поводу его отсутствия в России, и – гляди ж ты, оказывается, есть класс! У них. Не у нас. В Казахстане социальной базой для массовых акций располагают только т.н. “национал-патриоты”. И это никак не средний класс.

Тем не менее, выводы из российских протестов делать надо. Самый главный вывод, который надо сделать всем, и “АкОрде” в числе первых: похоже, что в России постепенно начинает терять монополию на власть тандем бюрократии сращенной с ней части бизнеса. То есть, тот партнер, взаимодействовать с которым Астане было привычно и удобно по причине “генетического родства”. И в этом свете проблемы для Казахстана могут оказаться глубже, чем возможная реакция казахстанской оппозиции на январских выборах. Возможно, что происходящее – проявление начавшегося глубинного процесса смены российской политической элиты. И тогда можно предположить, что подходит к концу эпоха, исключительно удобная для Астаны, комфортных взаимоотношений с Москвой, строившихся на той самой генетической близости, “произрастающей” из общей для них советско-номенклатурной “шинели”. А многие так называемые “успехи” и “победы” Астаны основывались именно на этих комфортных отношениях с Кремлем.

Впрочем, ждать, что у нас начнут внимательно анализировать долгосрочные последствия происходящего в России, не приходится – совсем иными вопросами сегодня озабочена Астана.

Кстати, о казахстанской оппозиции. Она оказывается в самой неудобной ситуации. Последние выборы, легитимность которых не оспаривалась ею, были выборы в Верховный Совет № 13. С тех пор абсолютно все выборы обязательно сопровождались критикой со стороны нашей оппозиции. Но – и только. Дальше заявлений для прессы она ни шла. Теперь ее реакцию в подобные моменты неизбежно будут рассматривать через “призму” российского прецедента. И если наша “традиционная” оппозиция не сможет показать себя соответственно, то это, к сожалению, будет иметь нехорошие последствия: ускорится и усилится разочарование общественности в возможностях эволюции политической системы Казахстана, всех ее спектров. В результате большая часть населения еще больше десоциализируется, а меньшая, но активная, подастся к экстремистам – националистическим, религиозным, левым.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена