Российским экспертам про Жанаозень сразу все стало ясно

Обзор событий за неделю

За все время существования нашей рубрики еще ни разу не было так ясно, с чего начинать обзор событий недели.

Трагедия в Жанаозене это, бесспорно, веха во всей новейшей истории Казахстана. События, которые будут еще многократно рассмотрены, проанализированы. Пока же обратим внимание вот на что – на почти мгновенную реакцию на это некоторых российских экспертов. Уже 16-го вечером они комментировали происходящее. Да еще как!

Удивляет, с одной стороны, неконкретность приведенных оценок, а с другой – жесткий и безапелляционный характер суждений. Словно говорят не объективные и беспристрастные политологи, а следователи по политическим делам, из известных исторических времен. Причины трагедии им уже ясны. Виновные понятны… “Очевидно, что ситуацию использовали оппоненты власти, пытающиеся манипулировать протестными настроениями из Лондона” — говорит один. А другой вторит: что накануне государственного праздника в разных городах Казахстана прошла серия терактов, и “все они носили откровенно показной, подчеркнуто жестокий характер. Цель была одна — посеять панику перед юбилеем Независимости”. Если уж быть точными, то накануне праздника терактов не было, но, видимо, г-ну эксперту не доставало аргументации, надо было что-то вставить в его картину происходящего. Интересно и другое замечание: “судя по имеющейся информации, правоохранительные органы вели себя максимально корректно. “Я не слышал заявлений, что полиция применяла силу и оружие, были действия, имеющие целью корректно оттеснить нападавших”, отметил Алексей Власов”. Можно позавидовать информированности эксперта — уже вечером 16-го, когда его опрашивали, он в Москве знал, как что было в Жанаозене! И, судя по заявлению, еще и имел разные источники информации — это когда в городе не работали ни сотовая связь, ни интернет. Впрочем, это все мало кого удивит — по крайней мере у двоих из троих цитируемых деятелей, уже давно сложилась весьма четкая репутация и в журналистских, и в экспертных кругах России и Казахстана.

Никак нельзя обойти вниманием следующее событие прошлой недели — парламент Казахстана принял закон о национальной безопасности. В нем впервые определены угрозы в сфере информационной безопасности, но — даже не это главное. В законе “впервые выделена политическая безопасность. Она подразумевает защиту основ конституционного строя, системы государственных органов и порядок государственного управления”. На фоне всех последних событий, начиная с весенних терактов, у этого новшества будет больше сторонников, чем критиков. Но, все же, и именно в свете всего происходящего — не двинемся мы теперь в сторону той эпохи, которую напомнили комментарии упомянутых выше россиян?

Не стоит никогда забывать, что базовым условием политической безопасности является не зажимание интернет-пространства или оппозиции, а социально-экономическая ситуация. И уровень образованности населения, общественной культуры. Кстати, о них: уровень безработицы в Казахстане в ноябре 2011 года вырос до 5,4%. Не критично, но много. А ведь речь идет здесь только об официально зарегистрированной безработице. А вот про культуру: молодежь в многострадальном алматинском метро сразу же после его запуска бросилась портить вагоны. При чем, судя по публикации, делает это открыто, никого не боясь. Помогут решать эти проблемы жесткие законы? Наверное. В сочетании с грамотно исполняемыми другими функциями государства — эффективной экономической и образовательной политикой.

Что удивило на прошлой неделе, так это сообщение, что “Казахстан и Германия могут перейти на безвизовый режим”. Дело хорошее, но почему об этом говорят не дипломаты, и публично, а представитель ФНБ “Самрук-Казына”, и “в кулуарах”? Ведь это — сугубо компетенция МИДа. Или как? Но тогда чем у нас занимается внешнеполитическое ведомство, кроме проталкивания идеи “алмаатинского хаба”?

Нельзя, хоть немного, не остановиться на праздновании дня независимости. В Астане, как известно, к этому событию “приурочили” Триумфальную арку. Наверное, теперь наша столица будет в архитектурном плане еще более модным городом. Хотя, нельзя сказать, что остро-модным: все известные в мире триумфальные арки, в Париже, Москве, или ее берлинский вариант — Бранденбургские ворота, создавались порядка 200 лет назад. Но, в конце концов, это дело фантазии и вкуса.

Сенатор Касымов вот готов лететь в космос. Лично мы — за. Только при условии, что это будет полет на очень далекую звезду. И, желательно, вместе с его партией.

Ну и, конечно, надо сказать про новую инициативу казахстанских историков: именовать всех граждан страны казаками. Опять же — вопрос вкуса. Но вот научная, с позволения сказать, аргументация… “Древний общетюркомонгольский язык”. Это праязык алтайской языковой семьи, когда из нее еще не выделились тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки? Наши историки знают, какие термины и в каком значении тогда использовались? В мировом востоковедении насчет этимологии слова «казак» нет единого мнения. Приводимая здесь версия — одна из нескольких. Что же до тезиса о русских казаках как части тюркских, то он просто научно не корректен — раннее вольное казачество было полиэтничным (славяне, тюрки, кавказцы), и трудно определить, кто у кого был «частью».

Но “копаться” в науке — это не по нашему, нашим дай казаками проскакать под Триумфальной аркой!

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена