Кризис труда, гламур и быдло, Талды-Париж, Марченко не сдается, куда двигаться?

В Зоне Казнет-внимания

“Честь твоей части – часть твоей чести”.

Армейский афоризм

Любой глубокий экономический вопрос в Казнете неизбежно выходит на политику. Прошедшая неделя была особенно богата на такую схему обсуждений. Видимо, мужчины столкнулись с большими проблемами при изыскании ресурсов для подарков женщинам на 8 марта, из-за чего стали задумываться над политической проблематикой. С другой стороны, все это очень органично ложится в схему “сначала экономика – потом политика”.

Тема денег как волокна веревки переплетена с вопросом труда и его справедливой оплаты. Здесь прозвучало довольно жесткое мнение макроэкономиста Олжаса Худайбергенова: “Мы не хотим работать, едва появляется возможность что-то своровать – мы воруем. Воровство ширится в масштабах, чем выше человек поднимается по карьерной лестнице”. Можно долго спорить о факторах, которые привели к подобному результату, однако сам он налицо. “Атмосфера всеобщей коррупции и безнаказанности довели ситуацию до того, что не выполняются даже поручения Президента”, – подчеркивает г-н Худайбергенов.

Ситуация с неуважением к труду усугубляется общей патовой ситуацией в используемой республикой экономической модели. Если при советской власти у молодого человека был выбор – на госслужбу или на завод, то с развалом СССР все заводы встали и заводская проходная больше никому не светит. А на госслужбе резон один – воровать. Отсюда и продолжение тупика во всем. Правоохранительные органы задаются вопросом: “Если всех воров посадить в тюрьму, то кто государством управлять будет?”

“Гламур – это представление быдла о красоте” – фотография с такой надписью оказалась очень популярной на международный женский день. Украшала ее своим присутствием одна дама, широко известная политически активной части Казнета и проживающая в Великобритании. Вообще в связи с праздником как-то скачкообразно вырос интерес пользователей к предметам роскоши, но сугубо познавательный, без практической составляющей. Только если под интернет-снимками особняков на Лазурном берегу или в предместьях Лондона комментариев много – про метраж, стиль, отделку, количество прислуги и уважаемых соседей, то под яхтами почти ничего. Помнится, на Балхаше в советские годы действовал яхт-клуб, но в целом в стране очень мало публики, которая разбирается в мореходных качествах таких судов, специфики их эксплуатации и вообще почему они стоят таких громадных деньжищ. Как результат – пользователи просто созерцают и нет-нет напишут вроде “проклятые богачи”.

Талдыкорган остается в народных образах Талды-Парижем. Не Талды-Лондон или Талды-Мадрид. Попытки найти какие-то сходства между административным центром Алматинской области и его ментальным побратимом – столицей Франции – никакого внятного ответа не дают. Париж ведь почему-то никто не называет Париж-Корган. Но топонимы вроде Талды-Парижа на ровном месте тоже не появляются – должна быть причина . Видимо, в Талдыкоргане очень хорошо живется человеку с деньгами (Париж в данном отношении вообще мировой образец). В каком-то смысле казахстанский областной центр может конкурировать с Парижем в плане своей кухни – вкусно, изысканно и вместе с тем сравнительно недорого. Возможно, что и насчет романтических отношений между полами у Талдыкоргана с Парижем много общего.

Григорий Марченко, глава Нацбанка, продолжает принимать неисчислимые проклятья на свою голову, поскольку артикулирует идею увеличения пенсионного возраста для женщин. Тот факт, что согласно последним исследованиям ученых сегодня один ребенок требует для себя ресурсов втрое больше, чем он же двадцать лет назад, а воспитывают их в основном одинокие матери, главного банкира Казахстана не останавливает. Он верит, что народ в стране живучий, сколько ни дави, а потому и повышение пенсионного возраста переживет без катастрофических последствий.

Много гипотез относительно того, почему тему повышения пенсионного возраста для женщин поднимает именно руководитель Нацбанка, а не министр труда и социальной защиты или премьер-министр. По одной из версий Григорий Марченко проигрался в карты и ему в качестве отработки карточного долга предложили на выбор: или на заседании правительства вставай на четвереньки и делай обход стола с криками “пик-пик, я еврейский броневик” или публично выходи с идеей новой гадости для женщин. “У Марченко есть жена? Кто знает, сколько лет и где она работает?” – очень массовый вопрос в Казнете.

Что касается самой пенсионной системы, то про нее написали: “Данная накопительная пенсионная система полностью провальна по своей сути, люди которые в недалеком будущем начнут получать пенсию по данной системе в этом убедятся и возмутятся. Так вот чтобы возмущенных было как можно меньше принимаются предупреждающие социальный взрыв меры. Можно для всех сделать рубеж 71 год, ЕБ ведь работает еще – значит и другие смогут. А те кто сейчас крутит деньги ПФ заработают на 10 поколений вперед, отдавая нам жалкие десятые доли процентов инвестиционного дохода а иногда и вообще доходы со знаком минус, хотя положив данные средства на простой депозит в банке можно заработать в десятки раз больше (почти все ПФ привязаны к БВУ так что риски потери накоплений одинаковы)”.

“Мы хотим удвоить ВВП на душу населения, или утроить объем Нацфонда?” – этот в общем-то типовой вопрос макроэкономиста ставит для Казахстана стратегический вопрос: как жить? Система, при которой на Запад и в Китай уходит сырье, а потом на Запад еще и выручка за него, в принципе не может быть эффективной. Разумеется, несколько десятков человек на этом хорошо “навариваются” и политических рычагов у них пока достаточно. Но что будет завтра? – Казнет бьется в поисках ответа на этот вопрос, но он так и остается открытым.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена